Вопрос: Имеют ли право налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС с заявленными оборотами, освобождаемыми от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 НК РФ, истребовать документы, подтверждающие право на применение освобождения?
На основании положений пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
В силу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере.
Статья 149 НК РФ устанавливает перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок деклараций, в которых заявлены налоговые освобождения, предусмотренные статьей 149 НК РФ, на основании положений статьи 88 НК РФ для целей установления правомерности применения налогоплательщиками налоговых освобождений и исключения неправомерного применения освобождения от обложения НДС оборотов от реализации и, как следствия, занижения сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, вправе истребовать в полном объеме документы, подтверждающие право на применение налогового освобождения.
Причем, исследование налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки вопроса правомерности применения налогового освобождения в зависимости от специфики осуществляемых операций и подтверждение права, как такового, на осуществление заявленных операций основывается на положениях статьи 11 НК РФ, в силу которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Помимо этого, считаем целесообразным обратить внимание, что в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1650/10 обоснование права на применение льготы по налогу на добавленную стоимость в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 23 и пункта 4 статьи 149 НК РФ лежит на налогоплательщике: налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), объектов налогообложения, а также раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения.
Автор ответа: Н.И. Загоруйко, начальник контрольного отдела N 3 УФНС России по Краснодарскому краю
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Имеют ли право налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС с заявленными оборотами, освобождаемыми от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 НК РФ, истребовать документы, подтверждающие право на применение освобождения?
Текст вопроса размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)