Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3
Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае в 2013 году
В 2013 году к Уполномоченному в письменной и устной форме обратились 3292 человека (см. таблицу N 1). Ими было направлено 623 письменных обращений, в том числе - 574 жалобы. Некоторые обращения являются коллективными.
В сравнении с 2012 годом общее количество обратившихся увеличилось на 208 человек. При этом телефоном "горячей линии" воспользовались на 450 человек меньше. В тоже время, возросло число тех, кто направил письменные обращения по почте и Интернету (на 579 человек), а также посетил приемную лично (на 79 человек).
Количество зарегистрированных обращений в 2013 году оказалось, практически, на уровне 2012 года (увеличение на 1,8%). Незначительно увеличилось и количество жалоб - на 3,5% (см. таблицу N 2).
Обращения поступили из 39 муниципальных образований Краснодарского края. Наибольшее количество обращений было получено из: г. Краснодара - 123; г. Армавира - 48; Усть-Лабинского района - 47; г. Новороссийска - 36; г. Сочи - 29; Туапсинского района - 18.
Уполномоченным были рассмотрены обращения из других субъектов Российской Федерации: Республики Адыгея - 3; Кабардино-Балкарской Республики - 1; Республики Мордовия - 1; Республики Северная Осетия - Алания - 4; Удмуртской Республики - 1; Красноярского края - 1; Пермского края - 1; Ставропольского края - 4; Амурской области - 1; Астраханской области - 2; Брянской области - 1; Волгоградской области - 4; Кировской области - 1; Московской области - 1; Нижегородской области - 1; Новосибирской области - 1; Псковской области - 5; Ростовской области - 1; Рязанской области - 1; Саратовской области - 3; Свердловской области - 2; Челябинской области - 1; г. Москва - 1; г. Санкт-Петербург - 1.
Также были получены обращения из стран СНГ: Украина, Белоруссия и Казахстан.
В прошедшем году было направлено 978 исходящих документов. Из них по жалобам - 799 (629 ответов заявителям и 170 запросов в государственные органы и другие организации).
Необходимо отметить, что наблюдается рост осведомленности жителей края о способах защиты прав человека, предпринимаемых действиях органов власти, правоохранительных и иных органов, направленных на обеспечение гарантий реализации прав человека, узнаваемость институтов, действующих в крае в этой сфере, включая и Уполномоченного.
Определенный количественный рост обращений обусловлен, в том числе, назначением на должность нового Уполномоченного, активизацией им публичной деятельности, размещением материалов в СМИ и Интернете, разработкой и запуском официального сайта и "онлайн-приемной".
Что касается содержательной стороны полученных обращений, то очевидно, что на них оказывают значительное влияние общероссийские тенденции.
Для оценки обращений использован метод анализа поступивших письменных обращений по субъекту (органу), в отношении которых они поданы, с учетом их численности от общего количества.
Результаты анализа показывают, что в 2013 году наибольшая их часть касалась государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность в судебной системе, правоохранительных органах и социальных службах (см. таблицу N 3).
На долю этих субъектов приходится 563 (90,2%) зарегистрированных обращений от общего числа поступивших, что является самым большим показателем за весь период деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае. Остальные 9,8% касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Лидером среди государственных органов является судебная система (32,8%), на втором месте находятся социальные службы (31,6%), третье место занимают правоохранительные органы (25,8%).
Из анализа данных, приведенных в таблице N 4, видно, что в течение последних двух лет лидируют обращения, касающиеся деятельности судебной системы.
В тоже время, динамика обращений практически не изменилась.
Другим показателем содержательной стороны обращений является результат, полученный по итогам проведенной классификации письменных обращений по видам прав (см. таблицу N 5):
А. Гражданские (личные) права и свободы (376):
1. Право на судебную защиту, справедливый и независимый суд - 205, в том числе:
- на неисполнение судебных решений - 10;
- справедливый суд из числа осужденных, подследственных - 139;
- справедливый суд другими лицами - 56.
2. Право на расследование уголовных и административных дел - 135
3. Право на гражданство - 8;
4. Право на содержание под стражей в соответствии с требованиями законодательства - 12;
5. Право на квалифицированную юридическую помощь - 2;
6. Свобода от пыток, бесчеловечного обращения и наказания - 7;
7. Право на свободу и личную неприкосновенность - 6;
8. Право на неразглашение персональных данных - 1.
Б. Политические права и свободы (1):
- свобода собраний, митингов, демонстраций - 1;
В. Социально-экономические права и свободы (197):
1. Право на жилище - 68, в том числе:
- дети-сироты, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, ветераны - 16;
- участники долевого строительства - 10;
- другие лица - 42
2. Право на медицинскую помощь - 22;
3. Пенсионное и социальное обеспечение - 41, в том числе лица, пострадавшие в результате стихии - 3;
4. Право собственности - 24, в том числе на землю - 5;
5. Право на труд, свобода от принудительного труда - 12;
6. Право на благоприятную окружающую среду и условия проживания - 15;
7. Право на получение услуг от органов государственной и муниципальной власти - 8;
8. Право потребителей - 3;
9. Право на семью - 1;
10. Право на образование - 3.
Г. Не относящиеся к компетенции Уполномоченного (50):
1. Гражданско-правовые споры - 9;
2. Просьбы, анонимные обращения и другие - 36;
3. Оказание юридических консультаций - 5.
В таблице N 6 приводится сравнение обращений по видам прав, полученных в 2012 и 2013 годах.
С учетом проведенного анализа письменных обращений, зарегистрированных в 2013 году, следует отметить следующие тенденции, характеризующие ситуацию:
1. Уполномоченный получил большое количество жалоб о нарушении прав на судебную защиту, справедливый и независимый суд. В них также выражается несогласие с постановлениями судов, ставится под сомнение их законность и справедливость, приводятся многочисленные примеры, по мнению заявителей, процессуальных нарушений, высказывается личное недоверие судьям.
Часть обращений касалось неисполнений решений суда. К сожалению, данная категория жалоб приобрела системный характер и прослеживается на протяжении последних лет. Продолжают поступать жалобы в части отсутствия реакции судов на процессуальные и иные обращения в их адрес. Высказываются просьбы о содействии в получении копий судебных документов.
2. Вторыми по численности являются обращения о нарушении прав в ходе проведения расследования уголовных и административных дел. Их тематика разнообразна: начиная от процессуальных и заканчивая некачественным проведением дознания и следствия, применением незаконных методов вплоть до пыток. Объективно, основными заявителями о нарушении данного вида прав выступают лица, находящиеся под следствием, подсудимые и осужденные, а также их родственники.
3. По-прежнему в адрес Уполномоченного приходит значительное количество обращений от лиц, преследуемых в уголовном и административном порядке, и их родственников.
Так, из 624 зарегистрированных письменных обращений в 2013 году, подобных обращений получено 226, из которых: 144 - письма самих осужденных либо их родственников; 82 - письма подозреваемых и обвиняемых либо их родственников и других лиц в их защиту. По своему составу эти обращения разнообразны. Как уже отмечалось выше, значительная часть из них непосредственно связана с расследуемыми уголовными делами.
Следующими по количеству и значимости являются жалобы этих лиц на нарушение прав на медицинское обеспечение, просьбы о содействии в приобретении гражданства Российской Федерации, восстановления утраченного паспорта. По сравнению с предыдущими периодами их оказалось меньше.
Есть и такие, которые содержат просьбы различного характера, в том числе юридической помощи.
Уполномоченный также получил большое количество анонимных жалоб, касающиеся деятельности исправительных учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (УФСИН России по Краснодарскому краю), судов, следствия и прокуратуры. Написаны они были, что называется, "под копирку", "одной рукой", от имени непричастных к их написанию лиц, в том числе и освободившихся из мест лишения свободы. Такие обращения Уполномоченным по правам человека не рассматривались, их учет не велся.
4. Основное количество обращений, затрагивающих социально-экономические права и свободы, приходится на жилищную сферу. Их заявителями, как правило, являются лица из числа социально незащищенных, малообеспеченных граждан, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров, детей-сирот, потерявших имущество в результате различного рода стихийных бедствий и других.
Также граждане пишут обращения в отношении возникших проблем в области долевого строительства, в связи с невыполнением обязательств застройщиком, принятием судебных решений о сносе незаконных строений. Все обращения, касающиеся жилищных прав, различны по своему содержанию. Кроме вышеназванных проблем, людей также волнует невозможность реализации социальных льгот, предусмотренных законом, не предоставлении социального жилья, наступивших последствиях в связи с признанием жилья непригодным для проживания и многое другое.
5. Получено большое количество обращений, затрагивающих проблемы пенсионного и социального обеспечения. Как правило, в них ставятся вопросы о занижении выплачиваемой пенсии, невыплате или несвоевременной выплате компенсаций, особенно связанных с потерей кормильца из числа военнослужащих. Основной категорией заявителей выступают пенсионеры и другие лица пожилого возраста, матери, сыновья которых погибли во время прохождения военной службы.
6. В адрес Уполномоченного продолжали поступать коллективные обращения. Основными заявителями являлись лица, чьи права на благоприятную окружающую среду были ущемлены в результате так называемой "точечной" застройки, коммерческой деятельности предпринимателей и нарушения ими различных норм и правил.
Во многих случаях высказывались обоснованные жалобы на не принятие или несвоевременное принятие мер государственными контролирующими органами и органами местного самоуправления.
7. Подан ряд жалоб, в том числе и коллективных, о нарушении права на землю. Среди них особо следует отметить жалобы, касающиеся регулирования отношений с участием собственников земельных паев. Данная категория жалоб поступает постоянно, что может свидетельствовать о наличии не устраненных проблем в данной сфере.
8. Нарушение прав на медицинскую помощь также оставалось предметом рассмотрения Уполномоченного. Тематика их различная, однако среди этих жалоб по-прежнему есть и те, которые повторяются на протяжении нескольких лет. Прежде всего, это жалобы, касающиеся прохождения медико-социальной экспертизы с целью установления инвалидности или другого тяжелого заболевания.
9. Жители края обращались с жалобами на ненадлежащее оказание услуг органами государственной и муниципальной власти. В основном они касались жилищно-коммунальной сферы: тарифов, обеспечения водой, вывоза твердых бытовых отходов, ремонта и других видов жизнедеятельности.
10. На особом контроле у Уполномоченного были обращения, касающиеся XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, которые пройдут в 2014 году в г. Сочи. В целом, их количество было небольшим. Касались они таких прав, как обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов, жилищных прав в связи со сносом самовольно возведенных строений, прав на благоприятную экологическую обстановку, своевременную выплату заработной платы, свободу передвижения и некоторых других.
11. Как и ранее, к Уполномоченному продолжали поступать обращения, не относящиеся к его компетенции. Их количество осталось на уровне предыдущего года. В обращениях содержались просьбы дать консультацию по вопросам применения и использования механизмов защиты прав человека, в том числе процедуре и порядку обращения в Европейский суд по правам человека, разъяснить те или иные статьи закона, компетенцию государственных органов и иное.
Традиционно, они также не остались без ответов. Подобного рода обращения обусловлены стремлением граждан к повышению правовой культуры.
12. В числе полученных обращений в 2013 году имеется только одна жалоба о нарушении политических прав в части проведения публичных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.