Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Основные направления деятельности уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
1.1. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления
Ярким событием 2014 года стала встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, региональными представителями специализированных институтов государственной правозащиты и членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, которая состоялась 5 декабря в Кремле.
На мероприятии обсуждались актуальные вопросы правозащитной деятельности, совершенствование действующего законодательства, а также развитие институтов гражданского общества в регионах.
На встрече также обсуждалось внесение изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в части повышения статуса, независимости и укрепления гарантий работы, как федерального Уполномоченного, так и региональных уполномоченных. Президент поддержал внесение этих изменений и дополнений в действующий закон. Они уже внесены в Государственную Думу РФ Президентом страны В.В. Путиным.
В своём выступлении Президент Российской Федерации В.В. Путин, в частности, отметил, что "институт Уполномоченных по правам человека ... состоялся и значительно укрепился в нашей стране. Он нужен, он востребован обществом. Именно здесь люди находят поддержку в защите своих социальных, трудовых, жилищных, экономических и политических прав". Это очень правильные и своевременные слова!
В целом, встреча носила позитивный характер и способствовала выработке новых методов и подходов к обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Примером укрепления позиций института Уполномоченного можно назвать включение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой в Комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.
Говоря о взаимодействии Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае с органами государственной власти и местного самоуправления необходимо отметить, что оно приобрело системный характер, направленный на объединение усилий в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края.
Высокий уровень взаимодействия сложился и с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти.
Тесные взаимоотношения сложились между Уполномоченным и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (УФСИН). И это не удивительно, поскольку значительное количество обращений граждан, направленных в адрес Уполномоченного, касаются деятельности пенитенциарной системы.
Несмотря на имеющиеся проблемы в работе УФСИН, руководство управления всегда с готовностью оказывает помощь и содействие Уполномоченному, открыто к конструктивному диалогу.
Одним из эффективных механизмов взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, является участие Уполномоченного в работе общественных и координационных советов, коллегиях и комиссиях, созданных при этих органах, на которых происходит обсуждение наиболее острых проблем по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина.
Отдельно хотелось бы остановиться и на взаимодействии Уполномоченного с органами местного самоуправления. Это взаимодействие было полезным и эффективным, приносило свои плоды по защите прав и свобод граждан на территории муниципальных образований. Но были и досадные недоразумения.
В 2014 году был инициирован процесс формирования института общественных помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях края. Создание института помощников Уполномоченного предполагает их независимость от политических партий и властных органов.
Исходя из этих главных критериев, Уполномоченным неоднократно направлялись запросы в муниципальные образования Краснодарского края с просьбой оказать содействие в подборе кандидатур на должность общественных помощников. Думается, что общественный помощник, которого поддерживает муниципальная власть, сможет работать более эффективно.
Вместе с тем, подобранные муниципалитетами кандидатуры вызвали много вопросов: как правило, это были либо представители политических партий, депутатского корпуса, либо даже муниципальные служащие. Но наибольшее удивление и даже недоумение вызвала реакция администрации муниципального образования город Краснодар. В официальном ответе, подписанным заместителем главы муниципального образования город Краснодар, директором департамента финансов А.В. Михеевым, было сказано, что подходящих кандидатур общественников, которые могли бы стать помощниками Уполномоченного в городе Краснодаре, нет. Этот "шедевр" бюрократического "творчества" наводит на определенные размышления. Как могло случиться, что в крупнейшем городе края, имеющем почти миллионное население, не нашлось активного гражданина, который мог бы стать общественным помощником Уполномоченного? Или администрация попросту испугалась деятельности независимого и неподконтрольного общественника?
Думается, в данном случае Уполномоченному придется самостоятельно подыскать кандидатуры из числа многочисленных и высокопрофессиональных представителей гражданского общества, которые, конечно же, есть в городе Краснодаре.
В целях формирования института общественных помощников Уполномоченного в муниципальных образованиях края необходимо внести изменения и дополнения в Закон Краснодарского края от 4 июля 2000 года N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае". Такие предложения готовятся и будут внесены для рассмотрения в Законодательное Собрание Краснодарского края.
В этих изменениях планируется предусмотреть право Уполномоченному иметь общественных помощников, которые будут работать на территории муниципальных образований Краснодарского края. Подобная практика существует в ряде других субъектов Российской Федерации. Такая же норма закреплена и в Законе Краснодарского края от 26 июня 2002 года N 498-КЗ "Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае", а также в Законе Краснодарского края от 2 октября 2013 года N 2801-КЗ "Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Краснодарском крае".
Предполагается, что в обязанности общественных помощников будет входить консультирование граждан, прием обращений в адрес Уполномоченного, подготовка материалов и жалоб, организация приемов граждан с участием Уполномоченного, взаимодействие с органами местного самоуправления.
Создание института помощников Уполномоченного позволит оперативно решать вопросы, связанные с нарушением прав человека.
Говоря о взаимодействии с органами местного самоуправления, нельзя не отметить большую совместную работу, направленную на соблюдение прав граждан Украины, которые прибывали в экстренном массовом порядке на территорию Краснодарского края.
Уполномоченный совместно с сотрудниками аппарата посетили ряд районов, где обсуждались наиболее острые проблемы, с которыми сталкивались беженцы. Встречи в городах и районах края выявили круг наиболее острых вопросов - это решение социально-бытовых проблем, оформление необходимых документов, связанных с пребыванием на территории Российской Федерации, а также трудоустройство и медицинское обеспечение. По всем вопросам гражданам Украины были даны необходимые разъяснения и консультации.
Следует отметить, что решение основных проблем, связанных с обустройством жизни беженцев, пришлось выполнять органам местного самоуправления. И с этой задачей все муниципалитеты, совместно с депутатским корпусом, общественными объединениями и просто неравнодушными гражданами, справились достойно.
1.2. Взаимодействие с гражданскими институтами и научным сообществом
Знаковым событием 2014 года стало выездное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, которое состоялось 15 - 17 декабря. Такой представительный правозащитный десант высадился на Кубани впервые за всю ее новейшую историю.
В первый день члены Совета в составе шести групп посетили краснодарские больницы, детский интернат, встретились с журналистами края, провели прием граждан. В целях проверки соблюдения прав человека, одна из групп посетила СИЗО-1 УФСИН России по Краснодарскому краю.
На следующий день состоялось пленарное заседание Совета, на котором выступили представители органов государственной власти Краснодарского края, краевой прокуратуры, некоммерческих организаций, государственных органов, члены Совета и другие участники мероприятия.
В ходе состоявшейся дискуссии обсуждались вопросы взаимодействия представителей органов региональной власти с гражданским обществом, использование существующих переговорных площадок и создание новых для диалога между представителями органов власти и некоммерческим сектором, проблемы экологии, соблюдения прав граждан, финансирования социально ориентированных некоммерческих организаций.
После завершения пленарного заседания обсуждение продолжилось по секциям: "Гражданское участие в обеспечении социальных прав", "Общественный контроль в пенитенциарной системе"; "Гражданское участие в обеспечении экологических прав"; "Судебная реформа: состояние и перспективы".
В последний день работы были подведены итоги выездного заседания Совета.
Необходимо отметить, что Совет дал острую оценку взаимодействию между органами власти и третьим сектором. Например, по мнению члена Совета Е.А. Тополевой-Солдуновой, в крае отсутствует полноценный диалог между властью и региональными НКО, растет взаимное недоверие власти и НКО, которые оппонируют ей [7].
В какой-то степени с этим мнением можно согласиться. Тем более, что в последнее время наблюдается определенное усиление давления на некоммерческие организации (НКО). В конце 2014 года прозвучал неприятный и то же время тревожный сигнал для всех региональных НКО: против одной из ведущих некоммерческих организаций Кубани, Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю было возбуждено дело по ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента").
Чиновники краевого управления юстиции нашли данные, свидетельствующие о том, что эта общественная организация получает иностранное финансирование и осуществляет на территории Российской Федерации политическую деятельность, то есть выполняет функции иностранного агента.
При этом Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов вменяется в вину, что одна из конференций, проведенная этой организацией, якобы имела целью воздействие на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а озвученная в ходе конференции положительная оценка проводимой государством внешней политики, соответствует признакам политической деятельности.
Однако по информации самой организации, проведенная конференция носила исключительно научно-образовательный характер, её целью не являлось влияние на процесс принятия государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также формирование общественного мнения в указанных целях.
Ситуация, связанная с Краснодарской краевой общественной организацией выпускников вузов, требует пристального изучения. Именно поэтому Уполномоченный этот случай взял на особый контроль и обязательно примет участие в судебном разбирательстве, которое состоится в 2015 году.
Говоря в целом о некоммерческих организациях Кубани, необходимо отметить, что в 2014 году Краснодарский край сохранил статус региона Российской Федерации с наиболее развитым гражданским сектором.
По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарском краю, в 2014 году в крае насчитывалось 6823 некоммерческие организации, из них 3595 общественных объединений, 759 религиозных объединений, 130 национально-культурных объединений.
Анализ гражданского общества Кубани показывает сравнительно небольшое уменьшение количества зарегистрированных некоммерческих организаций. Если в 2013 их было 7021, то в 2014 году - 6823.
Большую часть зарегистрированных в Краснодарском крае некоммерческих организаций, по-прежнему, составляют профессиональные союзы, организации ветеранов, инвалидов и другие.
Доля правозащитных общественных организаций остается достаточно небольшой при имеющейся высокой потребности в их деятельности (всего в Краснодарском крае в 2014 году было зарегистрировано 146 правозащитных некоммерческих организаций). По-прежнему низок удельный вес некоммерческих организаций экспертного уровня, которые могли бы выступать партнерами органов государственной власти и местного самоуправления в решении актуальных социально-экономических проблем.
Вместе с тем, именно представители гражданского общества помогают органам власти вырабатывать эффективные решения в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты граждан, в улучшении делового и инвестиционного климата.
С целью укрепления инфраструктуры гражданского сектора Кубани оказывается финансовая, информационная и методическая поддержка НКО.
Если говорить о финансовой поддержке НКО со стороны органов власти, то в последние годы наблюдается ее постоянный и значительный рост.
Необходимо также отметить, что Краснодарский край дважды оказывался среди победителей конкурса на получение субсидий из федерального бюджета на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации. В 2011 году было получено более 29 млн. рублей, а в 2014 году - более 15 млн. рублей.
Предоставленные субсидии позволили реализовать в крае общественно полезные программы, направленные на решение социальных задач по социальной поддержке граждан, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социальной адаптации и трудоустройству инвалидов и многим другим.
Представители гражданского общества Кубани активно участвуют и в конкурсе грантов Президента РФ, становятся его победителями. В 2014 году победителями конкурса грантов Президента РФ стали такие известные кубанские организации как Краснодарская краевая правозащитная общественная организация "Правое дело" (председатель - В.А. Макарова, которая одновременно возглавляет и Экспертный Совет при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае), Краснодарская краевая общественная организация выпускников вузов (председатель - И.Н. Дубовицкая), Краснодарская краевая общественная военно-патриотическая поисковая организация "Ассоциация поисковых отрядов "Кубаньпоиск" и другие.
Проводится также работа, направленная на продвижение НКО через глобальную сеть Интернет. С начала 2014 года на постоянной основе ведет свою работу интернет-портал о гражданском обществе Краснодарского края - "Гражданский Форум Кубани" (http://nko-kuban.org). Интернет-ресурс объединяет информацию о наиболее значимых событиях из жизни социально ориентированных некоммерческих организаций Кубани. На сайте размещено более 1000 материалов об акциях и проектах краевых общественных организаций, а также мероприятиях с участием общественников.
Посредством данного ресурса информационную поддержку получают не только опытные и известные НКО края, но и те, кто только начинает свою деятельность, а также общественные организации, не имеющие собственного интернет-сайта. Электронная библиотека портала включает более 40 изданий о деятельности НКО, а также федеральное и региональное законодательство, справочную информацию и другие актуальные материалы о работе некоммерческих организаций. Ежемесячно увеличивается число посетителей сайта, расширяется география - материалы о НКО читают пользователи из более чем 50 регионов России.
Еще одним интересным проектом является Клуб НКО Кубани - площадка, объединяющая в совместной работе некоммерческие организации региона. В него вошли 18 представителей социально ориентированных НКО, реализующих собственные общественно значимые программы по различным направлениям. Также в работе Клуба принимают участие представители органов государственной власти. На заседаниях общественники делятся опытом, разрабатывают совместные социальные проекты. Деятельность Клуба НКО Кубани содействует развитию гражданского общества и повышает уровень информированности населения о роли некоммерческих организаций в решении социальных проблем.
Вместе с тем, материальное положение многих НКО на Кубани по-прежнему неустойчиво. При этом очевидно, что бюджет любого уровня не может быть единственным источником финансирования. Необходимо кроме участия в грантовых программах разного уровня теснее работать с бизнесом, учиться зарабатывать самим. При этом важно не переступить грань, не превратиться в "коммерсантов", соблюдать заявленные в уставах организаций цели. Справедливости ради следует сказать, что далеко не все муниципальные образования могут предложить "своим общественникам" пакеты грантовых программ, реализация которых позволила бы решить наиболее острые социальные проблемы. В этой ситуации муниципалитеты более "полагаются" на власти региона.
Необходимо также отметить слабое взаимодействие между средствами массовой информации и НКО. Население мало знает о деятельности некоммерческих организаций, не имеет опыта сотрудничества с ними. Большая часть организаций работает с ограниченным кругом граждан и не имеет ресурсов для того, чтобы заниматься своим информационным продвижением. Осложняют непростую ситуацию и слабые горизонтальные связи между НКО. Редки случаи объединения НКО по инициативе "с низу".
Сегодня потенциал гражданского общества задействован не в полной мере. Взаимодействие НКО с органами власти носит во многом фрагментарный характер, но в тоже время региональные НКО не консолидированы, действуют самостоятельно, на свой страх и риск.
Кроме того, "третий сектор" больше занят вопросом, как выжить самим. Пока ни власть, ни бизнес-сообщество не готовы активно поддерживать общественные объединения в материальном плане. А те грантовые программы, которые существуют, в настоящее время не позволяют поддержать большинство общественных организаций. Особенно это относится к правозащитным организациям, которые фактически находятся вне поля государственной поддержки НКО.
Для того, чтобы гражданский сектор мог в полной мере реализовать свой потенциал необходимо осуществить ряд мер, направленных на решение его проблем. Прежде всего, это обеспечение доступности государственных субсидий для всех без исключения региональных НКО. Условия получения субсидий (грантов) должны быть понятными и абсолютно прозрачными для всех некоммерческих организаций. Этому способствовало бы создание независимого НКО-оператора, который бы распределял выделяемые органами власти финансовые средства. Тем более, что такой механизм уже давно существует на уровне Российской Федерации.
Уполномоченный предлагал органам власти реализовать этот эффективный механизм и в Краснодарском крае.
Органам власти также было бы правильным рассмотреть и возможность проведения отдельного конкурса грантов с соответствующим финансированием для реализации правозащитными организациями социально значимых проектов и осуществления деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края.
Очевидно, что сегодня необходимо искать новые пути и формы взаимодействия, создавать условия для развития гражданских инициатив, а также новые переговорные площадки, на которых представители органов власти, институтов гражданского общества, средств массовой информации, научного сообщества, различные гражданские активисты получили бы возможность свободно общаться и обмениваться информацией. Это очень важно - услышать мнение всех заинтересованных сторон!
Именно поэтому Уполномоченный взаимодействует со всем спектром гражданских институтов. Механизмы для этого созданы: это Экспертный Совет при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае, Общественная палата Краснодарского края, Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края, а также представители научного и экспертного сообщества, правозащитных организаций, гражданские активисты.
В целом, заложена достаточно хорошая база взаимодействия между Уполномоченным и гражданским обществом. Однако необходимо создать широкую площадку для взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти.
Одной из таких площадок мог бы стать Гражданский Форум Кубани или Ассамблея НКО Кубани, проведение которой позволило бы генерировать новые идеи, направленные на социально-экономическое и общественно- политическое развитие Краснодарского края.
Необходимо шире привлекать представителей гражданского общества к выработке современных, инновационных методов и подходов, а также совершенствовать общественный контроль. От этого только выиграла бы и власть, и гражданское общество!
Необходимо также прекратить видеть во всех НКО иностранных агентов, не допускать "охоту за ведьмами".
Важным элементом взаимодействия с гражданскими институтами является проведение и участие в различных мероприятиях научного характера: круглых столах, семинарах и конференциях. Наиболее знаковыми среди проведенных стали темы:
- "Проблемы осуществления общественного контроля в местах принудительного содержания ЮФО и выработка конструктивных идей их разрешения",
- "Организация и проведение мероприятий по профилактике правонарушений экстремистской направленности среди несовершеннолетних",
- "Правовое просвещение граждан как одна из форм взаимодействия органов власти и гражданского общества",
- "Роль правового просвещения в становлении современного гражданского общества".
В целом, взаимодействие с научным сообществом позволяет опираться на прочную теоретическую базу научных исследований при выполнении одной из главных задач Уполномоченного - содействии реализации основных прав и свобод человека и гражданина.
1.3. Правовое просвещение граждан и СМИ
2014 год для Уполномоченного прошел под знаком расширения работы по правовому просвещению граждан. Ведь построение правового государства невозможно без высокого уровня правовой культуры граждан, которая подразумевает не только знание своих прав и свобод, механизмов их защиты, но и готовности отстаивать их.
Правовое просвещение населения является основным фактором, способным противостоять правовому нигилизму, который, к сожалению, широко распространен в современном российском обществе. Только государство, краеугольным камнем которого являются право и закон, может быть справедливым.
Человеку для того, чтобы осознать свои права и личную ценность, высвободить внутренний потенциал необходимо, прежде всего, научиться отстаивать не только свои права, но и весь спектр интересов и потребностей, по принципу "я могу, а значит должен". Поэтому основной обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Однако здесь необходимо найти баланс интересов государства и общества. Ведь излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Но с другой стороны, уменьшение числа функций государства может способствовать утрате политической стабильности, конфликтам и кризисам.
Возникает естественный вывод: действенность защиты декларированных в нашей Конституции прав и свобод в значительной мере зависит от уровня взаимодействия участвующих в ней государственных структур и гражданского общества.
Основной задачей института Уполномоченного является развитие на Кубани действенной системы правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Без постоянного совершенствования просветительской работы, решение остальных задач становится трудновыполнимым. В таком случае, деятельность по восстановлению прав граждан превратится в повторение одних и тех же действий, в застывший алгоритм, не способный адекватно реагировать на меняющиеся реалии.
Эффективную помощь в правовом просвещении граждан оказывает распространение знаний о правах и свободах человека через средства массовой информации, издание юридической литературы, справочников, буклетов на актуальные темы в сфере защиты прав человека. Здесь работа Уполномоченного включает в себя размещение в краевых электронных и печатных СМИ информации о деятельности Уполномоченного, а также информирование граждан о формах и методах защиты своих прав и свобод.
Активную работу, направленную на правовое просвещение граждан, проводят и члены Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае.
Так, председатель Краснодарской краевой правозащитной общественной организации "Правое дело" В.А. Макарова, которая одновременно является председателем Экспертного Совета, в 2014 году приняла и проконсультировала 778 человек, жителей города Армавира, а также Успенского и Новокубанского районов. Организацией совместно с отделом МВД по г. Армавиру проводились правовые мероприятия в учебных заведениях с участием волонтеров-юристов, в которых приняли участие 850 человек.
Межрегиональная общественная организация "Центр содействия альтернативному разрешению споров", которую возглавляет член Экспертного Совета М.В. Трусов, через сеть общественных приемных в 2014 году оказывала бесплатную юридическую помощь жителям Кубани. Всего были проконсультированы 487 граждан.
Это всего лишь два примера из всего спектра мероприятий по правовому просвещению граждан, проводимых членами Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае. Однако они достаточно показательны.
Необходимо также отметить, что Уполномоченный активно взаимодействует с печатными и электронными СМИ. Конструктивные взаимоотношения сложились с такими печатными изданиями, как "Кубанские новости", "Краснодарские известия", а также с электронными СМИ - НТВ, ОТР, интернет-порталами "Русская планета", "Живая Кубань" и другими. Хотелось бы выразить благодарность руководству, всем сотрудникам этих СМИ за плодотворную и эффективную работу!
Вместе с тем, вызывает беспокойство, что в связи с высокой коммерциализацией работы ряда СМИ, стремлении повышать рейтинги, некоторые средства массовой информации хотят получать сенсационную, а зачастую, и скандальную информацию. Конечно, это неправильно!
Очень часто предлагаемые материалы, информирующие о работе Уполномоченного, направляются в различные СМИ, но почему-то не публикуются. В то же время, в случае появления информационного повода, который может в дальнейшем превратиться в скандал, интерес корреспондентов резко возрастает.
Так, например, в августе 2014 года, в адрес Уполномоченного поступило обращение о массовом пищевом отравлении среди детей, отдыхающих в ОАО "Пансионат "Олимпийский - Дагомыс". Реагируя на обращение граждан, Уполномоченный обратился в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Краснодарском крае с просьбой провести проверку указанных фактов и, одновременно, разместил на своем сайте информацию о проводимой проверке. После этого, в течение двух дней, поступали настойчивые обращения из различных СМИ, с просьбой дать комментарии по данной теме. В дальнейшем информация о массовом отравлении не подтвердилась, и интерес СМИ быстро угас.
В этой связи необходимо отметить, что Уполномоченный не считает себя поставщиком "жареных" фактов и видит свое взаимодействие со СМИ в информировании и правовом просвещении граждан, предоставлении экспертных заключений, обсуждении актуальных проблем, другой конструктивной работе.
Важную роль в вопросах правового просвещения играет информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. Продолжил свою работу Интернет-сайт Уполномоченного (www.kubanombudsman.org). Благодаря его функционированию граждане имеют возможность доступа к правовой, справочной и другой информации в области прав и свобод человека, и самое главное, с его помощью граждане в режиме он-лайн могут направить Уполномоченному свое обращение. Интернет-ресурс продемонстрировал свою эффективность и необходимость. Но самое главное, он продемонстрировал потенциал в сфере правового просвещения, поскольку объемы, содержание и способы подачи информации постоянно совершенствуются.
Новое качество приобрело взаимодействие с высшими учебными заведениями Краснодарского края. Теперь данное взаимодействие стало необходимым элементом работы, направленной на правовое просвещение граждан.
В 2014 году начата практика открытых лекций, которые проводятся Уполномоченным в высших учебных заведениях Краснодарского края. В апреле подобная лекция была проведена в Кубанском государственном аграрном университете на тему: "Роль и значение института Уполномоченного по правам человека в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина", а в мае - в Кубанском государственном университете был проведен круглый стол на тему: "Роль Уполномоченного по правам человека на федеральном и краевом уровнях".
Лекции показали их высокую эффективность. Студенты живо интересовались различными социальными проблемами, начиная от ситуации на Украине и заканчивая возможностью прохождения практики в аппарате Уполномоченного.
Кстати, это было сделано. В 2014 году практику в аппарате Уполномоченного проходили студенты Кубанского государственного университета и Кубанского государственного аграрного университета. Это, безусловно, позитивное начинание, которое будет продолжено в 2015 году.
Практика показывает, что преодолевать правовой нигилизм необходимо взаимодействуя, прежде всего, с молодежью. Альберт Эйнштейн однажды сказал: "Мы не можем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их". Пропаганда основ правовой культуры будет способствовать появлению нового поколения россиян, способного найти по-настоящему действенные способы решения проблем, тормозящих эффективное развитие современной России.
Заметную роль в правовом просвещении населения играют ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и специальные доклады, в которых анализируется информация о соблюдении прав человека в Краснодарском крае, предлагаются конкретные рекомендации по решению проблем. Данные доклады направляются в органы государственной власти и местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов власти, что повышает уровень информированности сотрудников этих органов о ситуации с правами человека.
Впервые за все время существования института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, 300 экземпляров доклада за 2013 год были переданы в фонды государственных и муниципальных библиотек Краснодарского края. Это начало хорошей традиции. Теперь любой житель Кубани, интересующийся вопросами защиты прав человека может ознакомиться с докладом в библиотеке по месту жительства.
1.4. Развитие международного и межрегионального сотрудничества
Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного является развитие международного и межрегионального сотрудничества в области прав и свобод человека. В минувшем году это направление реализовывалось, прежде всего, через участие Уполномоченного в различных научно-практических конференциях.
Одной из наиболее знаковых конференций, состоявшихся в 2014 году, является XXV сессия Адлерских чтений - международная научно-просветительская конференция "Проблемы национальной безопасности России: уроки истории и вызовы современности (к 100-летию начала Первой мировой войны и 75-летию начала Второй мировой войны)".
Красной нитью через все Адлерские чтения проходила идея анализа фактов и событий через призму концепции "Личность. Общество. Государство". Выстроенные в таком порядке приоритеты позволяют видеть главное - личность человека, его ценность как индивида, обладающего соответствующими правами.
Продолжением темы прав человека и права в целом как отрасли знания стала международная научно-практическая конференция "Эффективность права: проблемы теории и практики", в ходе которой состоялась оживленная научная дискуссия.
В работе данных конференций приняли участие российские и зарубежные ученые и специалисты в области истории, политологии, философии, социологии, права, экономики, а также представители некоммерческих организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Отдельно следует остановиться на международной научно-практической конференции "Гражданское участие в общественном контроле за соблюдением прав человека: опыт регионов и перспективы развития", которая состоялась в октябре 2014 года в городе Сочи.
Ее организаторами выступили Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае и представительство фонда имени Конрада Адэнауэра в Российской Федерации. В мероприятии приняли участие представители федерального Уполномоченного, Уполномоченные по правам человека из 15 субъектов Российской Федерации, представители органов государственной власти и местного самоуправления, общественности и научного сообщества, которые обсудили вопросы формирования системы общественного контроля, поделились опытом в сфере защиты прав человека.
В работе конференции приняли участие ученые и эксперты из Германии. В рамках конференции проведены круглые столы "Гражданское участие в контроле за соблюдением прав человека", "Развитие системы гражданского контроля за соблюдением прав человека", "Взаимодействие гражданского общества и государства" и другие.
Данная конференция стала первым международным правозащитным форумом такого уровня, проведенным на Кубани. Она продемонстрировала интерес гражданского общества и государственных институтов к данной теме, как в нашей стране, так и за рубежом.
В ходе работы конференции были выработаны общие подходы, направленные на формирование эффективных международных отношений, соблюдение прав и свобод граждан.
<< Назад |
Глава 2. >> Общий анализ обращений, поступивших к уполномоченному по правам человека в 2014 г. |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2014 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.