Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2
Общий анализ обращений, поступивших к уполномоченному по правам человека в 2014 году
В соответствии с Законом Краснодарского края от 04.07.2000 г. N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае", одной из основных задач Уполномоченного в его деятельности является содействие беспрепятственной реализации основных прав и свобод человека и гражданина и всемерное содействие их восстановлению в случае нарушения государственными органами, органами местного самоуправления Краснодарского края и должностными лицами.
Основным источником информации о нарушении прав и свобод являются обращения граждан.
В настоящем Докладе изменена форма статистического учета поступивших к Уполномоченному обращений, которая унифицирована и приведена в соответствии с правилами ведения делопроизводства в органах государственной власти Краснодарского края, что даёт возможность осуществлять более подробный анализ проблемных вопросов, возникающих в различных районах Краснодарского края, выявлять системные нарушения прав человека и гражданина.
В 2014 году к Уполномоченному поступило 2253 обращения (см.: приложения, диаграмма 1). Из них:
- 813 письменных обращений, поступивших по почте и интернету;
- 360 граждан обратились на личном приеме;
- 710 граждан обратились по телефону;
- 370 ответов поступило от органов власти по запросам Уполномоченного при рассмотрении обращений граждан.
По сравнению с прошлым годом почти в два раза возросло количество коллективных жалоб (в 2013 г. - 17, в 2014 г. - 30). В основном, это жалобы от участников долевого строительства, в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (приостановление подачи электроэнергии, тепловой энергии и другие), в сфере градостроительства и архитектуры (законность строительства).
Все поступившие к Уполномоченному жалобы рассматривались по существу. Обратившимся по телефону давались устные консультации, жалобы, по которым необходимо было принять решение безотлагательно, фиксировались и принимались в работу. О принятом решении заявители уведомлялись в 10-ти дневный срок.
По итогам рассмотрения 813 письменных обращений:
- по 407 жалобам (50,06%) гражданам были даны письменные консультации, разъяснены средства, которые они вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- по 384 (47,2%) жалобам Уполномоченным были приняты меры по восстановлению нарушенных прав;
-22 обращения (2,7%) не были приняты к рассмотрению, в связи с тем, что не был соблюден порядок обращений, установленный законом.
Если рассматривать жалобы по категориям лиц, то наибольшее количество - это жалобы, поступившие от граждан, находящихся в местах принудительного содержания (ИВС, учреждения системы исполнения наказаний) - 246 (30,2%). От пенсионеров и инвалидов поступило - 73 (8,9%); защитники (адвокаты) - 35 (4,3%). Далее, иностранные граждане и лица без гражданства - 12 (1,47%); общественные организации - 11 (1,35%); дети-сироты - 4 (0,49%); ветераны Великой Отечественной войны - 2 (0,24%); другие граждане - 430 (52%).
Территориально обращения поступили из 41 муниципального образования Краснодарского края. Следует отметить, что ни одной жалобы не поступило из Староминского, Крыловского и Щербиновского районов. Среди муниципальных образований края по количеству жалоб на 10.000 человек населения лидировал Усть-Лабинский район (11,55) - в основном это жалобы от осужденных, что объясняется расположением на территории района 7 исправительных учреждений, Апшеронский район (3,3), г. Геленджик (2,68), г. Краснодар (2,58), г. Анапа (2,39), г. Армавир (2,37), Приморско-Ахтарский район (1,8), г. Сочи (1,2).
Также к Уполномоченному поступило 68 обращений из 25 субъектов Российской Федерации:
Республики Адыгея - 6; Республики Дагестан - 1; Республики Ингушетия - 1; Кабардино-Балкарской Республики - 3; Республики Калмыкия - 1; Республики Мордовия - 1; Чеченской Республики - 2; Ставропольского края - 10; Астраханской области - 5; Амурской области - 2; Брянской области - 3; Вологодской области - 3; Иркутской области - 1; Ивановской области - 1; Кемеровской области - 1; Мурманской области - 1; Курганской области - 1; Нижегородской области - 2; Ростовской области - 4; Саратовской области - 3; Тюменской области - 1; Челябинской области - 2; Ямало-Ненецкого автономного округа - 1; г. Москвы - 4; г. Санкт-Петербурга - 8.
Распределение жалоб по нарушению видов прав выглядит следующим образом: более половины жалоб - 472 (58%) о нарушении личных (гражданских) прав и свобод, из них 385 (81%) жалоб связаны с нарушением права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, исполнение судебного решения, а каждая десятая жалоба касалась условий содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (см.: приложения, диаграмма 2).
О нарушении социально-экономических прав поступило 317 жалоб (38%), среди которых:
- 42 (13,2%) жалобы на нарушение права на жилище и такое же количество на благоприятные условия проживания;
- 26 (8,2%) жалоб касались права на социальное обеспечение;
- 27 (8,5%) жалоб на нарушение трудового законодательства.
На нарушение политических прав и свобод поступило 2 жалобы, которые связаны с нарушением права на обращение в органы власти, что составило 0,2%.
Классификация обращений по субъектам (органам) власти представлена в диаграмме 3 (см.: приложения). Из 813 письменных обращений (жалоб) на федеральные органы власти приходится 472 (58%) обращения, на органы государственной власти Краснодарского края - 51 (7%) обращение граждан, на органы местного самоуправления - 270 (33%) обращений.
В большинстве случаев граждане обжаловали действия федеральных органов власти:
- 217 (45%) жалоб на судебные органы;
- 141 (29,8%) жалоба на правоохранительные органы;
- 27 (5,7%) жалоб на службу судебных приставов;
- 27 (5,7%) жалоб на Управление Федеральной миграционной службы;
- 60 (12,7%) жалоб на другие федеральные органы.
Проведенный анализ показывает, что наибольшее количество жалоб на федеральные органы власти заявлено на органы дознания, следствия и суды. Далее - органы, осуществляющие содержание граждан в местах принудительного содержания (ИВС при отделах МВД РФ по Краснодарскому краю, УФСИН РФ по Краснодарскому краю). Следующие - жалобы по льготному и пенсионному обеспечению, санаторно-курортным путевкам, которые относятся к компетенции отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю, Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования.
Что касается органов государственной власти Краснодарского края, то здесь лидируют жалобы по вопросам предоставления жилья льготной категории граждан (дети-сироты, инвалиды) и по переселению из аварийного и признанного непригодным для проживания жилья, далее - вопросы здравоохранения и социального обеспечения, затем - образование.
По органам местного самоуправления особо выделяется проблема неисполнения судебных решений, вынесенных по вопросам предоставления жилых помещений социально незащищенным категориям граждан. Есть проблемы по вопросам качества предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса (с более подробной тематикой обращений в разрезе муниципальных образований можно ознакомиться в таблице 1).
Следует отметить, что в 2014 году граждане обращались и в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Наибольшее количество жалоб касалось реализации права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, справедливое расследование уголовных дел, нарушение прав на жилье (обеспечение жильем малоимущих, переселение из аварийного жилья, выселение), а также вопросов гражданства и трудовых споров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.