Какие программы развития сельского хозяйства уже работают на Кубани, а какие в планах?
С 2014 года на территории края действует государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".
Государственная программа включает 8 подпрограмм и ведомственную целевую программу:
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
В рамках данной подпрограммы на условиях софинансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов предоставляются следующие виды господдержки:
- на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур по перечню, утверждаемому Минсельхоза РФ, субсидии предоставляются по ставке за 1 тонну или 1 посевную единицу. На данное мероприятие предусмотрено 26,4 миллиона рублей (ставки утверждены приказами Минсельхоза РФ и Краснодарского края), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 19,9 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 6,5 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1295, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249, приказ N 87);
- на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. На данное мероприятие предусмотрено 870,7 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 504,1 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 366,6 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1431, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249, приказ 51):
субсидии предоставляются на возмещение части понесенных сельскохозяйственным товаропроизводителем затрат в году, предшествующем текущему, на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур;
субсидии предоставляются в расчете 295,5 рубля на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, в случае наличия у заявителя посевной площади, засеянной многолетними травами, рисом, удобренной органическими удобрениями по норме 20 тонн и более на 1 гектар будет применяться повышенная ставка 492,5 рубля);
- на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам и займам (по краткосрочным и долгосрочным кредитам) в области растениеводства. На данное мероприятие предусмотрено 1319,8 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1165,3 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 154,5 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1460, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 349);
- на развитие системы страхования рисков в подотраслях растениеводства на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культур. На данное мероприятие предусмотрено 712,9 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 536,8 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 176,1 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1371, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249)
субсидии предоставляются в размере 50% уплаченной сельхозтоваропроизводителями страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования:
1) на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных, орехоплодных насаждений), утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные и орехоплодные насаждения) в результате следующих событий:
а) воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар;
б) проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер;
2) нарушение электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.
- на развитие и поддержку садоводства, чаеводства предусмотрены субсидии: на закладку и уход за многолетними насаждениями; на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей. На данные мероприятия предусмотрены средства в сумме 76,1 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 53,4 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 22,7 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1295, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249, приказ 92);
- в целях развития садоводства и чаеводства за счет средств краевого бюджета оказывается поддержка в размере 45,1 миллиона рублей на возмещение части затрат на установку шпалеры в садах интенсивного типа, на устройство капельного орошения в садах, чайных плантациях, на развитие инфраструктуры питомниководства, проведение селекционных мероприятий, уход (включая омолаживающую обрезку) за чайными плантациями) (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 250, приказ 94);
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 апреля 2016 г. N 180 названное постановление признано утратившим силу
- на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения - 10,3 миллиона рублей (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 250, приказ 94).
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
В рамках данной подпрограммы на условиях софинансирования за счет средств федерального и краевого бюджетов оказывается господдержка:
- на поддержку племенного животноводства. На данное мероприятие предусмотрено 78,2 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 58,9 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 19,3 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1257, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249, приказ 90).
В рамках данного мероприятия оказывается господдержка на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, племенных быков-производителей, приобретение племенного крупного рогатого скота.
На содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, в том числе: |
Единица измерения |
Ставка |
крупный рогатый скот молочного направления |
условная голова |
3360 |
крупный рогатый скот мясного направления |
условная голова |
4651,13 |
овцеводство |
условная голова |
3360 |
коневодство |
условная голова |
3360 |
звероводство |
условная голова |
6520 |
рыбоводство |
условная голова |
3360 |
На содержание племенных быков-производителей молочного направления старше 16 месяцев, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества |
голова |
195450 |
На содержание племенных быков-производителей мясного направления старше 16 месяцев, проверенных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества |
голова |
100000 |
На приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления, в том числе по импорту |
на 1 кг живой массы |
54,11 |
На приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления, в том числе по импорту |
на 1 кг живой массы |
10,56 |
- на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. На данное мероприятие предусмотрено 679,1 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 511,4 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 167,7 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1370, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 506, приказ 294);
- на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам и займам в области животноводства (по краткосрочным и долгосрочным кредитам). На данное мероприятие предусмотрено 1228,6 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 1138,7 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 89,9 млн. рублей (Постановление Правительства РФ N 1460, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249);
- на развитие системы страхования рисков в области животноводства на случай утраты (гибели) сельскохозяйственных животных (субсидии предоставляются в размере 50 процентов уплаченной сельхозтоваропроизводителями страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования). На данное мероприятие предусмотрено 11,0 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 0,8 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 10,2 миллиона рублей (Постановление Правительства РФ N 1371, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 249);
- кроме того, за счет средств краевого бюджета предусмотрена поддержка коневодства на сумму 2,6 миллиона рублей.
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий".
В рамках данной подпрограммы предусмотрена господдержка в объеме 347,4 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 139,8 миллиона рублей, за счет краевого бюджета - 207,6 миллиона рублей по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности).
В мероприятиях по улучшению жилищных условий могут участвовать граждане, молодые семьи и молодые специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие собственные средства в размере 30 процентов от расчетной стоимости строительства либо приобретения жилья.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют работники АПК и социальной сферы. Приоритет отдан строительству и приобретению на первичном рынке.
Семья из четырех человек может получить до 1 миллиона 664 тысяч рублей господдержки (4 человека х 18 квадратных метров (социальная норма) х 24028 рублей стоимость 1 квадратного метра) х 70 процентов = 1211 тысяч рублей).
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности (сюда входят мероприятия по развитию газо- и водоснабжения, сети общеобразовательных организаций, фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, плоскостных спортивных сооружений, учреждений культурно-досугового типа, по реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности)
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется за счет средств федерального бюджета, краевого бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Соотношение объемов финансирования за счет средств краевого и местных бюджетов определяется соглашениями, заключаемыми между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами местного самоуправления. Внебюджетные источники финансирования привлекаются муниципальными образованиями в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов Программы.
Соотношение объемов финансирования составляет:
- средства федерального и краевого бюджетов - 80 процентов;
- средства местных бюджетов - 10 процентов;
- внебюджетные источники (средства населения) - 10 процентов.
Субсидии выделяются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год на финансирование мероприятий Программы. Распределение субсидий между муниципальными образованиями Краснодарского края осуществляется на основе конкурсного отбора инвестиционных проектов.
Организатором отбора инвестиционных проектов муниципальных образований является министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель в Краснодарском крае".
В рамках данной подпрограммы запланировано оказание господдержки в виде возмещения части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельхозтоваропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке (планируется возмещение понесенных затрат до 20 процентов).
На реализацию данной подпрограммы предусмотрено 138,5 миллиона рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 71,5 миллиона рублей, за счет средств краевого бюджета - 67 миллионов рублей.
Подпрограмма "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края".
На реализацию мероприятий данной подпрограммы предусмотрено 641 миллион рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 81,4 миллион рублей, за счет средств краевого бюджета - 559,6 миллиона рублей (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 546, приказ 192).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 июня 2016 г. N 411 названное постановление признано утратившим силу
В рамках подпрограммы оказывается господдержка:
- на поддержку сельскохозяйственного производства (возмещаются затраты на приобретение и содержание сельскохозяйственных животных, на производство реализуемой продукции, на строительство теплиц, на приобретение систем капельного орошения, на закладку многолетних насаждений и уходные работы, на раскорчевку);
- на создание и развитие семейных животноводческих ферм (на условиях софинансирования - предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм, включая приобретение скота в размере 60% фактически понесенных затрат, но не более 21,6 миллиона рублей);
- на поддержку начинающих фермеров (предоставление грантов на создание и развитие КФХ на начальном этапе деятельности до 1,5 млн. рублей и предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство КФХ до 250 тыс. рублей);
- на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
- на организацию сельских усадеб в малых сельских населенных пунктах;
- на реализацию мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса Краснодарского края".
На реализацию мероприятий программы предусмотрена господдержка в сумме 14,9 миллиона рублей за счет средств краевого бюджета.
Подпрограмма "Обеспечение эпизоотического, ветеринарно-санитарного благополучия в Краснодарском крае и развитие государственной ветеринарной службы Краснодарского края"
В рамках данной подпрограммы предоставляются субвенции органам местного самоуправления на приобретение крематоров и обустройство площадок для них, предусмотрено финансирование в объеме свыше 35 миллионов рублей (35,6 миллиона рублей).
Подпрограмма "Развитие подотрасли виноградарства и виноделия".
Ответственный за реализацию данной подпрограммы управление по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края.
В рамках данной подпрограммы предоставляются субсидии на закладку и уходные работы на виноградниках, на установку шпалеры, капельное орошение, на работы по развитию инфраструктуры питомниководства.
На поддержку и развитие виноделия предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам и займам на приобретение технологического оборудования для переработки винограда и производства виноматериалов, изготовления дубовых бочек для хранения виноматериалов.
На реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрено 255 миллионов рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 84,5 миллиона рублей, за счет средств краевого бюджета - 170,5 миллиона рублей.
Прошло немало времени с тех пор, как Россия в ответ на международные санкции ввела запрет на импорт молочной, мясной, рыбной продукции, а также овощей и фруктов из Евросоюза, США, Канады и Австралии. Есть мнение, что такое решение правительства пойдет во благо отечественному сельхозпроизводителю. В то же время возникают опасения, что может произойти простое импортозамещение продовольствия из одних стран на другие. Какой точки зрения следует придерживаться?
Сегодня на Кубани производится тот объем продукции, который позволяет обеспечивать потребление населением продуктов в необходимом ассортименте в соответствии с нормами потребления, а также дает возможность реализовать излишки за пределами региона.
От российских объемов Кубань выращивает более 10% зерна (в том числе около 80% риса, 34% зерновой кукурузы), почти 20% сахарной свеклы, более 10% маслосемян подсолнечника, более половины винограда, весь объем зеленого листа чая, субтропических и цитрусовых культур. Краснодарский край является лидером в ЮФО по производству животноводческой продукции. Мы производим порядка 40% молока, мяса, более 30% яйца.
Приоритетными направлениями в развитии сельского хозяйства является развитие овощеводства, садоводства, мясного и молочного животноводства.
В целях увеличения производства овощей и фруктов осуществляются мероприятия по содействию гарантированному сбыту и хранению сельхозпродукции, путем создания заготовительных организаций, с мощностями по хранению продукции, логистических центров для осуществления транспортировки продукции как внутри региона, так и за его пределы.
Основными направлениями в развитии животноводства являются наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направления; широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологий промышленного производства свиней мясных пород; увеличение объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; проведение противоэпизоотических мероприятий; развитие коневодства, поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, а также управление рисками в подотраслях животноводства.
Более 5-ти месяцев предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности края работают в условиях импортозамещения отдельных видов продуктов питания.
Ситуация с производством основного ассортимента продуктов питания стабильна. Предприятия выполняют заявки торговых предприятий всех форматов как по количеству, качеству, так и по ассортименту. Это колбасные изделия порядка 300 наименований, молочные продукты, сыры и сырные продукты, масло сливочное, консервы молочные сгущённые не менее 200 наименований, консервы плодоовощные, мясо и мясные полуфабрикаты 50 наименований, сахар, масложировая продукция, майонезы, кондитерские изделия и др.
По ассортименту основных продуктов питания, в крае наблюдается рост темпов производства цельномолочной продукции, сыров жирных, масла сливочного, мяса говядины и свинины, колбасных изделий, консервов мясных, сахара свекловичного, плодоовощных консервов, масла растительного, кондитерских и макаронных изделий, крахмала.
Для увеличения объёмов переработки мясосырья и расширения востребованного потребителем ассортимента мясной продукции, кроме колбасного производства, предприятиями мясной промышленности края выбрано направление на увеличение выработки полуфабрикатов с высокой степенью готовности (крупнокусковых, порционных, мелкокусковых, рубленых, фаршей, полуфабрикатов в тесте, быстрозамороженных готовых блюд, сухих пищевых бульонов, мясных полуфабрикатов для детей, и пр.).
За последние годы большинство предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности провели модернизацию и техническое перевооружение своих производств, внедрили инновационные технологии, используют современные ингредиенты в производстве, что позволяет продукции кубанских производителей занимать лидирующие позиции на рынке готовой продукции.
Идёт целенаправленная работа по импортозамещению и расширению ассортимента. Ассортимент выпускаемой продукции включает порядка 2-х тысяч наименований и идет его постоянное обновление. Мы продолжаем работу по внедрению новейших современнейших технологий, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий АПК, которые позволят потеснить импорт и расширить присутствие на рынке продукции отечественных товаропроизводителей. Только за последние три года финансовые вложения в этом направлении составили около 30 млрд. рублей, а в 2014 году более 8,7 млрд. рублей.
Тем самым можно сказать, что основное место по замене импортной продукции занял отечественный товаропроизводитель, при этом активизировались страны импортеры, чья продукция не попала под санкции, но пока их доля на рынке не значительна и менее качественна, что дает дополнительные преимущества кубанской продукции, отличающейся высокими качественными показателями.
Все надеялись, что с введением антисанкций спрос на кубанские товары высокого качества заметно возрастет, будут заказы из других регионов. Но в очереди никто не стоит ни на молочную продукцию, ни на мясо птицы и яйцо, ни на яблоки. В чем причина? Только ли открытые таможенные ворота тому виной? Или нам хватает того продовольствия, что мы производим?
На сегодняшний день предприятия АПК имеют возможность полностью на 100% удовлетворить спрос населения края, с учётом потребностей отдыхающих, в цельномолочной продукции и масле животном, колбасных изделиях и деликатесной группе мясных изделий, сахаре-песке, мучных кондитерских изделиях, муке, масле растительном в любом виде фасовки, хлебе и хлебобулочных изделиях, крупе рисовой, плодоовощных консервах, фруктовых соках, минеральной и столовой воде и ряде других видов продукции. По таким позициям как сахар, масло растительное край не только закрывает свои потребности, но и значительную долю реализует в других регионах России.
Качество нашей продукции признано во всем мире, которая выпускается с учетом мировых стандартов качества, ассортимент предприятий АПК Краснодарского края представлялся на многих агропромышленных выставках, как в России, так и в мире, и был высоко оценен экспертами и простыми потребителями, что является самой высокой оценкой.
В тоже время отсутствие очередей говорит о быстрой мобилизации кубанских производителей, которые в короткие сроки смогли заменить импортную продукцию и в полной мере обеспечить население края, о чем свидетельствуют увеличившиеся темпы роста отгруженной продукции предприятий АПК до 120%.
Кубань производит 12,5 процента всех российских объемов зерновых и зернобобовых культур, в том числе 83 процента риса, пятую часть сахарной свеклы и овощей, половину винограда, 20 процентов плодов. Весом вклад региона в поставки молока, мяса и яиц, маслосемян подсолнечника, другой сельхозпродукции. Есть ли резервы? На какие параметры край смог бы выйти в ближайшие шесть лет - вплоть до 2020 года?
Оглянувшись назад, можно с уверенностью сказать, что в текущем году сельское хозяйство добилось высоких результатов и данный год можно смело назвать рекордным, Кубань показала всей стране, что 12 млн. тонн зерновых это не предел, и собрала в текущем году 13,2 млн. тонн, что говорит об имеющемся потенциале и о возможности наращивать производство, тем более в тех отраслях, где произошел небольшой спад, и в данном направлении идет активная совместная работа бизнеса и государства.
Так министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края разработаны новые мероприятия господдержки по садоводству, такие как возмещение части затрат на закупку спецтехники и оборудования для садоводства; возмещение части затрат на установку противоградовой сетки; оказывается поддержка предприятиям овощеводства в рамках предоставления льготы на имущество при реализации инвестиционного проекта; увеличивается государственная поддержка отрасли животноводства.
Осуществление данных мероприятий позволит преумножить достигнутые результаты и заложить резерв на дополнительную перспективу развития сельского хозяйства.
Реализация Государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" к 2020 году позволит увеличить продукцию сельского хозяйства на 40%, за счет роста валового сбора овощей - на 15%, плодов и ягод - на 10%, производства мяса скота и птицы (в живом весе) - на 30%, молока - на 15%, что в свою очередь улучшит благосостояние работников АПК.
В каких отраслях в ближайшее время должен произойти прорыв, чтобы обезопасить страну от введения новых санкций со стороны Запада? Какую роль здесь могут сыграть селекционно-семеноводческие центры? Где должна произойти их "привязка"?
Какая судьба ждет семеноводческую отрасль Кубани, и прежде всего в вопросах снабжения сельхозпредприятий семенами и гибридами кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, сои и овощей?
В настоящее время мы практически полностью обеспечиваем Доктрину продовольственной безопасности по многим позициям растениеводства и прежде всего по главной нашей культуре - пшенице.
Проблема заключается в том, что в настоящее время производство таких культур как кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, овощные в значительной степени зависит от поставки импортных семян. К сожалению, по ряду объективных причин край полностью зависит от поставок семян сахарной свеклы, на 70% от импортных поставок семян гибридного подсолнечника, на 90% - от ввоза семян овощных культур открытого грунта
Основной задачей создания селекционных центров является полное обеспечение не только Краснодарского края, но и других регионов Российской Федерации качественным отечественным семенным материалом именно этих культур.
Нашему краю удалось сохранить свои лидирующие позиции по селекции и семеноводству озимой пшеницы, ячменя, риса, сои. Однако, в семеноводстве культур, требующих длительного срока размножения таких как - кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, овощные культуры существуют проблемы. Главными причинами такого положения являются высокая активность иностранных фирм по продвижению своего семенного материала, а также крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета научно-исследовательских учреждений, занимающихся селекцией и семеноводством, а также устаревшее оборудование для подработки семян на ряде семенных заводов края.
Селекцией и первичным семеноводством основных сельскохозяйственных культур в крае занимаются профильные научно-исследовательские институты - зерновые культуры ГНУ КНИИСХ, масличные культуры - ГНУ ВНИИМК, рис и овощебахчевые культуры - ГНУ ВНИИ риса, размножением семенного материала - сеть опытно-производственных хозяйств вышеназванных институтов.
Важно отметить, что, за последние три года возросла доля семян (прежде всего кукурузы), произведенных селекционными организациями, основанными на частном капитале. Это ООО "Семеноводство Кубани" Усть-Лабинский район, ООО "ССП ККЗ "Кубань" и НПО "КОС МАИС" Гулькевичского района. Лидером по производству отечественных семян овощных культур для защищенного грунта является селекционно-семеноводческий центр "Гавриш" Крымского района.
Для дальнейшего развития семеноводства сельхозкультур в крае необходимо внедрение и развитие нового подхода к селекции и семеноводству на основе принципа государственно-частного партнерства, которое позволит эффективно финансировать не только фундаментальные научные исследования, но привлекать значительные частные инвестиции в развитие материально-технической базы предприятий занимающихся семеноводством,- осуществлять новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение заводов по производству семян на основе инновационных технологий. Именно на этой основе будут создаваться новые селекционно-семеноводческие центры.
В Краснодарском крае также ведется направленная работа по увеличению производства продукции во всех основных отраслях - молочное и мясное животноводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, а также звероводство и рыбоводство. Увеличение производства животноводческой продукции намечено осуществить за счет наращивания поголовья сельскохозяйственных животных, роста его продуктивности, улучшения породного состава и поднятия на более высокий уровень решение вопросов воспроизводства стада. Имеющийся генетический потенциал в животноводстве и целенаправленное стимулирование позволят получить ожидаемый эффект.
Ни для кого не секрет, что значительный объём генетического материала (племенной молодняк, птица, яйцо, биопродукция) завозился из-за рубежа. И сейчас остро стоит вопрос импортозамещения. По нашему мнению, будущее, животноводства за инновационными технологиями в отрасли, включая трансплантацию эмбрионов и получение потомства заданного пола. Это возможно в условиях высокотехнологичного селекционно-генетического центра, создание которого в Краснодарском крае стало настоятельной необходимостью. Создание таких центров позволит выйти на полное импортозамещение по поставкам высокоценного племенного поголовья сельхозпроизводителям и обеспечит дальнейшее развитие животноводства в Российской Федерации.
Сегодня из 8,5 миллиарда рублей субсидий, выделяемых последние два года, 70 процентов средств идут на поддержку растениеводства и только 30 направляются в животноводческую отрасль. Не пора ли поменять местами эти приоритеты?
За 2014 год из 6 233 млн. рублей доля оказанной государственной поддержки по направлению животноводство составляет 40%, при этом доля растениеводства - 45%, что говорит практически о равных условиях господдержки данных направлений. При этом не нужно забывать, что основную долю затрат, а это от 50 до 80% в производстве основных видов продукции животноводства, занимают затраты на корма, себестоимость которых снижается за счет сокращения расходов на производство продукции растениеводства. Тем самым, поддерживая развитие растениеводства, являющееся кормовой базой животноводства, мы косвенно оказываем влияние и на развитие животноводства. При этом доля субсидий, выделяемая на поддержку наиболее уязвимого направления сельского хозяйства - животноводства с каждым годом растет.
Какие перспективы ожидают молочную отрасль в части субсидий? Сохранится ли господдержка на литр произведенной продукции?
В целях государственной поддержки одного из приоритетных направлений молочной отрасли на территории Краснодарского края оказывается господдержка в виде субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, сумма которой из краевого и федерального бюджетов за 2014 год составила 679,09 млн. рублей. Данный вид господдержки запланирован в бюджете Краснодарского края на 2015 - 2017 годы с возможностью увеличения. Тем самым субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока не только сохранятся, но и увеличатся. Ставки субсидий в 2014 году в сравнении с 2013 годом увеличились с 3,7 рублей до 4,5 рублей на молоко высшего сорта и с 1,22 рублей до 1,6 рублей первого сорта. Данный вид господдержки дает возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям оптимизировать расходы и увеличивать рентабельность производства молока.
Если говорить о решении мясной проблемы, то здесь одно из самых узких мест - свиноводство, которое подкосила АЧС. По какому пути должна возрождаться подотрасль? Есть ли смысл разрешать держать свинопоголовье на частных подворьях? Где брать племенной молодняк для комплексов?
В современных условиях дальнейшее развитие свиноводства возможно только на современных промышленных комплексах, где возможно обеспечить высокий уровень биологической защиты животных и рост производства высококачественной свинины, востребованной рынком. Есть ли смысл разрешать держать свинопоголовье на частных подворьях?
Одной из вынужденных мер в Краснодарском крае является сокращение численности свиней в ЛПХ с низким уровнем биологической защиты (1-ый и 2-ой компартмент), что позволяет уменьшить плотность поголовья и тем самым снизить риски вспышек АЧС. Население должно понять, что содержание свиней в личных подворьях граждан возможно только при условии соответствия их хозяйств уровню биологической защиты 3-го или 4-го компартмента. В противном случае они создают угрозу заноса на территорию свиноводческих предприятий вируса АЧС. Печальный пример этому - крупные свиноводческие комплексы, пострадавшие на территории Тимашевского, Красноармейского и Калининского районов.
Где брать племенной молодняк для комплексов?
В настоящее время в крае отмечен рост численности свиней. В крае практически заново создается племенная база в свиноводстве. В текущем году получили свидетельства Минсельхоза России на право заниматься разведением племенных свиней два сельхозпредприятия, расположенные в Павловском и Курганинском районах. В них можно приобретать чистопородное поголовье йоркширской породы, а также породы ландрас, дюрок и скороспелой мясной. Кроме того, в России созданы и успешно работают свиноводческие селекционно-генетические центры - в Калужской, Воронежской и Орловской областях, которые реализуют высококачественный племенной молодняк.
Роль банков в решении проблем продовольственной безопасности. На какой срок должны выдаваться инвестиционные кредиты? Каким должен быть механизм выплаты субсидий по процентам?
Вопрос привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс сегодня остается одним из ключевых в развитии экономики. Направляя серьёзные ресурсы для модернизации и повышения рентабельности сельхозпредприятий, создания новых рабочих мест, энергообеспечения и газификации сельских районов, обеспечивая комфортные условия для тех, кто трудится на земле, мы сможем гарантировать продовольственную безопасность страны.
Инвестиции в сельское хозяйство имеют свои особенности. Осуществляя капитальные вложения в конкретные проекты, инвестор вкладывает средства не только в результат труда человека, как в других отраслях экономики, но и в объекты природы, что при прочих равных условиях делает инвестиционную деятельность в сельском хозяйстве более капиталоемкой с длительным сроком окупаемости и высокими рисками, поскольку природа живет по своим законам, управление которыми сегодня либо невозможно, либо дорого.
Важную роль в области развития агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности играют банки. Отрасль недостаточно капитализирована и нуждается в дополнительных дешевых и длинных деньгах. Ежегодные потребности АПК края в долгосрочных кредитах составляют более 70 млрд. рублей.
На сегодняшний день существует ряд проблемных вопросов в кредитовании АПК. Немногие банки сегодня могут предложить сельскохозяйственным предприятиям банковский продукт, который учитывает особенности аграрного сектора, сезонный характер работ, зависимость от природных условий. Усложняют процесс кредитования и длительные процедуры рассмотрения документов для получения кредита, отсутствие необходимых требований к залоговому обеспечению, высокие процентные ставки. Средняя по краю процентная ставка по инвестиционным кредитам АПК за 2014 год составила от 12,6%, на текущую дату данное значение увеличилось примерно на 1,5 - 2%.
Установление льготной ставки кредитования по инвестиционным кредитам способствовало бы снижению финансовой нагрузки организаций АПК и реализации проектов в более короткие сроки.
Срок выдачи инвестиционных кредитов в настоящее время достиг 15 лет, но только на цели развития молочного и мясного скотоводства. От доступности долгосрочных кредитов во многом зависит повышение рентабельности, возможность введения новых производственных мощностей, их техническое перевооружение. Увеличение срока выдачи инвестиционных кредитов до 15 лет на все направления животноводства, а также на направления, связанные с логистикой, хранением, глубокой переработкой сельскохозяйственной продукции, строительством объектов АПК "с нуля", вот что способствовало бы развитию данных направлений сельского хозяйства.
Одна из самых болевых точек решения проблем продовольственной безопасности - хранение и реализация сельхозпродукции. Многие выход видят в том, чтобы построить на Кубани четыре - пять логистических центров, на что опять же нужны огромные средства.
На каких принципах должны создаваться такие центры? На условиях кооперации, объединения? По принципу государственно-частного партнерства? Как наладить сбыт продукции, пока логистические центры будут строиться? Какую роль здесь могли бы сыграть заготконторы крайпотребсоюза (по типу Кореновской и Славянской)? Что показал опыт работы "Изумрудного города"? Надо ли на условиях кооперации строить холодильники, хранилища?
Правильным и своевременным решением Минсельхоза России была разработка ведомственной целевой программы "О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014 - 2016 годы" в рамках которой, грантовую поддержку на развитие производственной инфраструктуры будут получать сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Для создания и функционирования системы в крае уже подготовлена нормативно-правовая база принят закон Краснодарского края N 2751-КЗ "О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае", в соответствии с которым будет предоставляться грантовая поддержка кооперативам.
Развитие системы реализации сельскохозяйственной продукции, произведённой в малых формах хозяйствования, может происходить только через развитие сельскохозяйственной кооперации, которая являться приоритетом и ключевым звеном в системе.
Наличие профессиональных, современных хранилищ, линий доработки, фасовки приведет, к увеличению производства в овощеводстве, к стимуляции развития подсобных хозяйств, фермерских хозяйств, а также расширит (увеличит) географию сбыта, а именно выхода на внешние рынки (экспорт).
Для решения вышеуказанных проблем министерство предложило строительство в регионе семи многофункциональных логистических центров с возможностью длительного хранения продукции (овощи, фрукты и виноград), переработки и фасовки объемом единовременной загрузки от 5000 - 10000 тыс. тонн в Ленинградском, Анапском, Темрюкском, Усть-Лабинском и Белореченском районах, г. Армавире и г. Краснодаре.
Центры расположены с расчетом максимально эффективно принимать, перерабатывать и поставлять потребителям продукцию в ближайшие районы в радиусе до 150 км.
Для того чтобы многофункциональные логистические центры работали только на поддержку отечественного сельхозпроизводителя их создание должно осуществляться только посредством кооперации, что даст толчок к росту производства.
Общая потребность в финансировании строительства сельскохозяйственных логистических центров 1,8 миллиарда рублей.
В 2015 году в крае частными инвесторами запланировано строительство многофункциональных логистических центров на кооперативной основе.
На сегодняшний день министерством проводятся переговоры с инвесторами по строительству первых многофункциональных логистических центров в Ленинградском и Усть-Лабинском районах.
Материально-техническая база заготовительно-перерабатывающей отрасли Крайпотребсоюза состоит из 11 овощехранилищ общей емкостью 8000 тонн, в том числе три хранилища емкостью 900 тонн с охлаждением для круглогодичного хранения картофеля и овощей, по состоянию на 2014 год в отрасли Крайпотребсоюза имеется 155 магазинов заготпунктов.
Планируется, что производственно-заготовительный комплекс Крайпотребсоюза будет выступать звеном между мелкими сельскохозяйственными производителями и логистическими центрами. Основная их задача - это аккумулирование объемов разрозненной продукции и поставка их в логистические центры, первичная лаборатория и реализация продукции населению.
Для обновления, реконструкции основных средств, приобретения необходимого оборудования и транспорта, обустройства лабораторий и весового хозяйства, обновление или строительство коммуникаций, пополнение оборотных средств производственно-заготовительных комплексов необходима ориентировочно сумма в пределах миллиард рублей.
Изучив опыт работы "Изумрудного города" мы поняли, что работа оптово-распределительных центров обеспечит сбыт сельскохозяйственной продукции и импортозамещение за счет создания условий для приема, реализации, подработки, первичной переработки и надлежащего хранения сельскохозяйственной продукции, в том числе через закупки для государственных и муниципальных нужд, включая оказание внутренней продовольственной помощи и формирование резервов для решения проблемы продовольственной безопасности.
Малые формы хозяйствования - КФХ, ЛПХ и индивидуальные предприниматели играют важную роль в пополнении продовольственной корзины. На их долю приходится производство 94 процентов картофеля, 87 - овощей, 52 - яиц, 37 - молока, 28 процентов мяса. Как дальше должен развиваться этот сектор? Какие субсидии нужно сохранить?
Учитывая государственную значимость развития малых форм хозяйствования однозначно необходимо оказывать финансовую поддержку МФХ на приобретение сельскохозяйственных животных, молодняка кроликов и птицы, на реализацию мяса и молока и на строительство теплиц.
В настоящее время изучаются предложения муниципальных образований края о наиболее востребованных и необходимых видах государственной поддержки МФХ с целью подготовки законодательной инициативы по внесению изменений в нормативно-правовые акты Краснодарского края.
На отечественного производителя возложили не только надежды, но и огромную ответственность. За минувшие месяцы уже выработана стратегия, в каком направлении развивать агропромышленный комплекс дальше?
Перед агропромышленным комплексом Краснодарского края, в существующих условиях введения экономических санкций на продовольственную продукцию поставлены задачи по наращиванию производства продукции сельского хозяйства. За счет реализации мероприятий Государственной программы прогнозируется увеличение производства продукции растениеводства и животноводства и продуктов их переработки.
Основными приоритетными направлениями развития сельского хозяйства остается дальнейшее развитие зернового производства, являющегося основой экономики сельскохозяйственного производства.
Приоритетным направлением также будет овощеводство. Для развития этого направления продолжится строительство тепличных комплексов и расширение посевных площадей, в том числе на орошении, в овощеводстве открытого грунта.
В растениеводстве особое внимание будет уделяться развитию биологизации земледелия, технической и технологической модернизации, внедрению передовых технологий обработки почвы, широкому внедрению новых сортов и гибридов, научно обоснованному применению современных удобрений и средств защиты растений.
В отрасли животноводства Кубани по-прежнему в приоритете наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направления, широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологий промышленного производства свиней мясных пород, которое приведет к увеличению поголовья свиней на 70%, увеличение объемов производства в мясном и яичном птицеводстве.
Значительное внимание по-прежнему будет уделяться развитию малых форм хозяйствования на селе, что позволит увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни населения.
Принимаемые министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края меры по реализации приоритетных направлений развития отрасли позволяют ожидать положительные тенденции развития в среднесрочном периоде. Объем валовой продукции сельского хозяйства края прогнозируется в 2017 году в объеме 341,2 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2013 года на 9,4 процента. В расчете на душу населения оценивается в 2017 году в размере 64,3 тысяч рублей.
Особое место уделяется развитию пищевой промышленности в агропромышленном комплексе края, которая в текущих условиях наращивает объемы производства, увеличивая мощности переработки и качество продукции с целью удовлетворения существующего спроса населения. Объем производства товаров пищевой промышленности к 2017 году планируется увеличить до 254,6 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2013 года на 3,7 процента. Планируется рост по плодоовощным консервам, сахару, переработке мясной и молочной продукции, производству растительных и животных масел и жиров, которые в свою очередь смогут полностью обеспечить существующие потребности населения.
В агропромышленном комплексе особое внимание будет уделяться реализации мероприятий государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия":
- по устойчивому развитию сельских территорий,
- развитию животноводства на территории Краснодарского края,
- развитию растениеводства на территории Краснодарского края,
- повышению финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса,
- научному и кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Краснодарского края,
- повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства,
- улучшению и стабилизации эпизоотической ситуации на территории Краснодарского края.
Важным инструментом развития агропромышленного комплекса края является реализация инвестиционных проектов.
Одной из основных целей министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края при реализации аграрной политики является создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере агропромышленного комплекса.
В ходе целенаправленной работы вниманию инвесторов предлагаются инвестиционные проекты по следующим стратегическим направлениям: развитие зернового хозяйства, производство и переработка овощей и плодов, развитие производства животноводческой продукции, строительство и модернизация предприятий по переработке мяса и молока, сахарной свеклы и масличных культур, организация рыбохозяйственных производств и многие другие.
С целью оказания государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края министерством осуществляется предоставление государственной услуги по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Сегодняшняя экономическая ситуация - шанс для местных сельхозпроизводителей. Но этим шансом еще надо уметь воспользоваться. Как Вы оцениваете ситуацию?
В крае достигнуты показатели продовольственной безопасности практически по всем продуктам, обеспеченность которыми составляет от 90 до 100 процентов (зерно, картофель, сахар, растительное масло, мясо, молоко, рыба).
Сегодня на Кубани производится тот объем продукции, который позволяет обеспечивать потребление населением продуктов в необходимом ассортименте в соответствии с нормами потребления, а также дает возможность реализовать излишки за пределами региона.
Следует отметить, что в текущем году аграриями Кубани достигнут рекордный показатель производства зерновых и зернобобовых культур - 13,2 миллиона тонн.
Сезон переработки зерна зеленого горошка 2014 года на Кубани также завершен с высокими показателями! За все время существования консервной отрасли впервые произведено более 200 миллионов условных банок консервов, а всего в 2014 году ожидается производство плодоовощных консервов в объеме более 1 миллиарда условных банок, производство свекловичного сахара - более 1 миллиона тонн.
Животноводство также является важной частью агропромышленного комплекса Краснодарского края и поставляет сырье для выработки продуктов питания для жителей и гостей края. Поэтому состояние и перспективы развития животноводства постоянно находятся в центре внимания руководства края.
Высокие задачи в истекшем году стояли перед одной из самых сложных подотраслей АПК края - животноводством. В денежном исчислении общий объем производства животноводческой продукции составил свыше 74 миллиардов рублей, что на 4 миллиарда рублей больше, чем в 2013 году. Отрадно отметить существенный рост рентабельности по всем направлениям животноводства, которая достигла 18% против 1,3% в 2013 году.
Наиболее доходным остается производство молока, рентабельность которого достигает 37%. В молочном животноводстве в истекшем году достигнута рекордная для Кубани продуктивность дойного стада - получено по 6018 кг молока от каждой фуражной коровы. Валовой надой молока составил свыше 1,3 млн. тонн. Это стало результатом серьезных мер государственной поддержки и многолетней работы по улучшению породного состава стада, модернизации отрасли и созданию прочной кормовой базы.
Значительным достижением в текущем году в подотрасли животноводства стало увеличение поголовья свиней на 13,5%, после беспрецедентных мер борьбы с африканской чумой свиней, и введения жестких мер защиты в хозяйствующих субъектах края с целью недопущения подобной ситуации. Сельскохозяйственным товаропроизводителям удалось в столь короткие сроки выполнить все имеющиеся требования и в настоящее время наращивать воспроизводство, внедряя новые технологии и наращивая поголовье. Динамично развивается птицеводство, доля которого в мясном балансе края составляет свыше 60%, а производство диетического мяса - свыше 280 тыс. тонн.
Увеличение поголовья овец и коз в текущем году планируется на уровне 7 процентов, в сравнении с 2013 годом, что свидетельствует о положительных результатах перехода малых форм хозяйствования на альтернативное ведение животноводства.
Уже несколько месяцев предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности края работают в условиях импортозамещения отдельных видов продуктов питания.
Ситуация с производством основного ассортимента продуктов питания стабильна. Предприятия выполняют заявки торговых предприятий всех форматов как по количеству, качеству, так и по ассортименту.
По ассортименту основных продуктов питания, в крае наблюдается рост темпов производства цельномолочной продукции, сыров жирных, масла сливочного, мяса говядины и свинины, колбасных изделий, консервов мясных, сахара свекловичного, плодоовощных консервов, масла растительного, кондитерских и макаронных изделий, крахмала.
Сегодня предприятия АПК имеют возможность полностью удовлетворить спрос населения края, с учётом потребностей отдыхающих, в цельномолочной продукции и масле животном, колбасных изделиях и деликатесной группе мясных изделий, сахаре-песке, мучных кондитерских изделиях, муке, масле растительном в любом виде фасовки, хлебе и хлебобулочных изделиях, крупе рисовой, плодоовощных консервах, фруктовых соках, минеральной и столовой воде, и ряде других видов продукции. По таким позициям как сахар, масло растительное край не только закрывает свои потребности, но и значительную долю реализует в других регионах России.
Идёт целенаправленная работа по импортозамещению и расширению ассортимента. Ассортимент выпускаемой продукции включает порядка 2-х тысяч наименований и идет его постоянное обновление. Мы продолжаем работу по внедрению новейших современнейших технологий, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий АПК, которые позволят потеснить импорт и расширить присутствие на рынке продукции отечественных товаропроизводителей.
А какова ситуация с молочной продукцией на Кубани? Дополнительно будут ли строится перерабатывающие комбинаты?
В Краснодарском крае ведется направленная работа по увеличению производства продукции во всех основных отраслях - молочное и мясное животноводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, а также звероводство и рыбоводство. Увеличение производства животноводческой продукции намечено осуществить за счет наращивания поголовья сельскохозяйственных животных, роста его продуктивности, улучшения породного состава и поднятия на более высокий уровень решение вопросов воспроизводства стада. Имеющийся генетический потенциал в животноводстве и целенаправленное стимулирование позволят получить ожидаемый эффект.
Ни для кого не секрет, что значительный объём генетического материала (племенной молодняк, птица, яйцо, биопродукция) завозился из-за рубежа. И сейчас остро стоит вопрос импортозамещения. По нашему мнению, будущее, животноводства за инновационными технологиями в отрасли, включая трансплантацию эмбрионов и получение потомства заданного пола. Это возможно в условиях высокотехнологичного селекционно-генетического центра, создание которого в Краснодарском крае стало настоятельной необходимостью. Создание таких центров позволит выйти на полное импортозамещение по поставкам высокоценного племенного поголовья сельхозпроизводителям и обеспечит дальнейшее развитие животноводства в Российской Федерации.
Данную работу должны вести сельхозпредприятия, имеющие высокопродуктивное племенное поголовье различных пород и направлений продуктивности. Одним словом - холдинги, объединения, фирмы. В Краснодарском крае такие предприятия есть и способны вести целенаправленную селекционную работу по получению высокоценного племенного материала (племмолодняка, эмбрионов, семя, разделенное по полу).
В целом по производству и обеспечению населения края молочной продукцией ситуация стабильна. Дефицита продукции не наблюдается. Молочные заводы края увеличили переработку молока на 6% к уровню 2013 г. Наблюдается рост производства цельномолочной продукции, сыров всех видов, мороженого.
Сегодня молочная отрасль края представлена мощным перерабатывающим потенциалом, способным переработать до 2-х миллионов тонн сырого молока в год.
Среднегодовое производство цельномолочной продукции в широком ассортименте при полной загрузке имеющихся в крае мощностей составляет более 1,1 миллиона тонн; масла коровьего - 24 тысяч тонн; сыров сычужных - 29 тысяч тонн; консервов молочных - 103 миллиона условных банок; сухих молочных продуктов - 6 тысяч тонн.
При полном потреблении этих объёмов биологические нормы одного среднестатистического жителя Кубани могут быть обеспечены в молоке на 100 процентов.
По итогам работы в этом году предприятиями отрасли будет переработано более 850 тысяч тонн молочного сырья или 65 процентов ресурсов молока, произведённого во всех категориях хозяйств. При этом мощности по переработке сырья загружены в среднем на 45 процентов.
Наибольший удельный вес по выпуску цельномолочной продукции в широком ассортименте принадлежит Тимашевскому молочному комбинату филиала ОАО "Вимм-Билль-Данн".
Основными производителями сыров натуральных на территории края являются:
- ЗАО сыродельный комбинат "Ленинградский" - объём произведённого сыра составил 4,5 тысяч тонн;
- "Сыродел" (ст. Староминская) выработавший 4,5 тысяч тонн сыров;
- ЗАО "Тбилисский маслосырзавод" - 650 тонн натуральных сыров;
- ООО фирма "Калория" - 758 тонн натуральных сыров;
- Тимашевский молкомбинат- 3,8 тысяч тонн плавленых сыров
Молочные заводы и комбинаты края вырабатывают широкий ассортимент разнообразной молочной продукции порядка 200 наименований, в том числе:
- сыры натуральные твёрдые, рассольные и мягкие, копчёные и плавленые;
- творог и творожные изделия,
- молочные продукты повышенной биологической ценности с различными фруктово-ягодными наполнителями и натуральными ароматизаторами,
- широкий ассортимент мороженого,
- молочные консервы и сухие молочные продукты,
- масло коровье.
Отрасль располагает высоким техническим и кадровым потенциалом, работает в тесном контакте с ведущими НИИ молочной промышленности, что позволяет большинству предприятий использовать новейшие достижения в технике и технологии переработки молока, выпускать широкий и постоянно обновляющийся ассортимент конкурентоспособной молочной продукции.
За последние годы общий объём инвестиций в основной капитал в целом составил более 5 миллиардов рублей. Капитализация отрасли увеличилась в 2 раза.
Молокоперерабатывающая отрасль края развивается достаточно динамично, совершенствуя производство, проводя сертификацию по международным системам менеджмента качества, модернизируясь на выпуск востребованной на рынке молочной продукции.
Однако темпы дальнейшего развития отрасли сдерживаются состоянием молочной отрасли животноводства. Загрузка перерабатывающих мощностей молоком-сырьём составляет 45 процентов, а по отдельным видам готовой продукции - до 25 процентов. Недостаток сырого молока является основной причиной роста закупочных цен на него.
За 10 месяцев 2014 года произведено на убой 359 тысяч тонн скота и птицы в живом весе. Это немного меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Основное сокращение отмечено в малых хозяйственных формах.
В тоже время по категории крупных и средних сельскохозяйственных организаций реализовано на убой свыше 228 тысяч тонн скота и птицы всех видов, что превышает прошлогодний уровень. Как Вы отметили, увеличилось производство свиней на убой на 4 процентов к уровню 2013 года и составило 35,3 тысяч тонн. Осенью этого года запущено 2 свиноводческих комплекса в Выселковском и Усть-Лабинском районах. После выхода на проектную мощность производство свиней на убой увеличится на 11 тысяч тонн. Продолжает наращивать производство мяса отрасль птицеводства. Есть результат от развития альтернативного животноводства. Производство на убой овец и коз выросло к уровню 2013 года на 76,2 процента.
Производители молока неоднородны. На наш взгляд чаще всего причиной невысоких результатов в молочном животноводстве являются недоработки, ошибки и упущения в технической и технологической модернизации животноводства, в отсутствии должного внимания к сохранению и воспроизводству стада, повышению его продуктивности и продуктивного долголетия. Особняком стоят безобразно слабая мотивация труда, недостаточная работа по подбору и расстановке кадров, низкие показатели производительности труда, нарушения технологической и трудовой дисциплины. Из числа объективных причин не стоит сбрасывать со счетов процессы макроэкономического характера.
В этой связи хотелось бы активизировать работу по созданию семейных ферм. В 2014 году господдержка этого направления составила свыше 55,5 миллиона рублей. Бюджетом поддерживаются и начинающие фермеры из числа личных подсобных хозяйств (6 на сумму 8,5 миллиона рублей). Это тем более важно, что доля хозяйств населения в производстве молока - треть от общих объемов по краю.
Пока крайне слабо реагирует на призывы к занятию животноводством мощнейший слой АПК края, представленный фермерским сообществом, занимающим миллион гектар - треть площади пашни Кубани. Как минимум, это 200 - 250 тысяч тонн молока и не менее 100 тысяч тонн мяса, объемы, которые без особого ущерба для растениеводства, как основного направления своей деятельности, могли производить фермеры Кубани.
Чтобы от призывов перейти к делу, необходимо на законодательном уровне определить нормы содержания животных на 100 гектаров пашни. И пусть это будет не только крупный рогатый скот, но и птица, овцы, кролики и другие животные. Пусть на столе кубанцев присутствует мясное ассорти.
В 2014 году в крае собран богатый урожай. Слово "рекорд" для аграриев самое точное определение. Что помогает бить собственные рекорды и ежегодно повышать планку?
По итогам года валовой сбор зерна на Кубани к уровню 2013 года увеличен на 806 тыс. тонн и составил 13,2 млн. тонн, что является абсолютным рекордом. Средняя урожайность зерновых культур - 55 центнеров с гектара (+ 3,0 центнера с гектара к урожайности 2013 года).
Добиться этого позволило сотрудничество аграриев с наукой. Практически каждое хозяйство имеет своих научных консультантов, а в Ленинградском районе успешно работает агросовет. Кроме этого, сельскохозяйственными товаропроизводителями ведется целенаправленная работа:
- по сохранению почвенного плодородия;
- по правильной сортовой политике;
- по повышению конкурентоспособности продукции;
- по технической и технологической модернизации;
- по развитию семеноводства;
- по мелиорации земель.
Получать высокие урожаи позволяет своевременная подготовка и качественное проведение сезонных полевых работ. Аграриями Кубани уже заложен хороший фундамент будущего урожая. В оптимальные сроки посеяно 1 миллион 560 тысяч гектаров озимых культур, в том числе 1 миллион 417 тысяч гектаров озимой пшеницы и 141 тысяч гектаров озимого ячменя. Более 85 процентов посевов находится в хорошем и удовлетворительном состоянии
Сегодня сельхозтоваропроизводители края приобретают материально-технические средства для весенних работ 2015 года, проводятся мероприятия по борьбе с мышевидными грызунами. Ведется подготовка к весенним полевым работам и мониторинг за состоянием озимого поля.
Много говорится о научном подходе в сельском хозяйстве, к примеру, о точечном земледелии, космическом мониторинге ... Что это? Как это применяют на Кубани?
Краснодарский край первым в стране разработал систему эффективного управления сельскохозяйственной отраслью и создал единый ситуационный центр АПК.
Несколько лет назад информацию о том, что сельхозпроизводители смогут, сидя в кабинете, в режиме реального времени наблюдать за своими угодьями и контролировать состояние посевов, многие восприняли скептически. Но вот уже сегодня спутниковая система успешно работает.
Создание единой системы началось в 2008 году в рамках реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства. За годы реализации системы принимали активное участие вместе с Минсельхозом Краснодарского края - Минсельхоз РФ, ученые Кубанского государственного аграрного университета, Институт космических исследований Российской академии наук РФ.
Основная перспективная цель внедрения системы спутникового мониторинга полей - перейти в хозяйствующих субъектах к комплексным системам точного земледелия, использование которых дает колоссальный эффект в повышении урожайности, улучшении качества продукции и, соответственно, роста конкурентоспособности аграрного производства.
Эффект от применения системы уже можно подсчитывать, а не только прогнозировать. Преимуществ работы с единой системой много. Одно из главных - наведение порядка в земельном фонде. Центр обеспечивает онлайн-мониторинг объектов сельского хозяйства, инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, паспортизацию объектов производства, спутниковый мониторинг, прогнозирование показателей, автоматизированный сбор ведомственных данных. Приводятся в соответствие земельные участки, отслеживается использование земельных ресурсов, так как центр мониторинга позволяет наблюдать за каждым полем на территории края.
В едином центре работает и программный комплекс спутникового мониторинга, который помогает аграриям производить спектральный анализ состояния сельскохозяйственных угодий, повышать урожайность сельскохозяйственных культур, значительно снижать их себестоимость. Урожайность в хозяйствах, которые применяют эту технологию, в среднем на 15 - 20 процентов становится выше. По прогнозам специалистов, применение информационных технологий позволит увеличить долю продукции АПК во внутреннем региональном продукте края к 2016 году до 22 процентов.
Таким образом, спутниковый мониторинг с еженедельной оценкой по каждому полю в купе с системой отчетности позволяет проводить точный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Электронная карта сельхозугодий - это самая полная их "биография". Она рассказывает о площади, текущем состоянии почвы, уровне влажности, температурном режиме и ежедневном приросте биомассы. Кстати, во Франции и Италии данные спутникового мониторинга напрямую влияют на субсидирование. Если значение индекса прироста биомассы на поле попадает в определенную зону, фермеры получают поддержку. Если же продуктивность не набрана, то технологии использованы неправильно, следовательно, поддержки не будет. Не исключено, что в будущем и у нас спутниковая информация будет принята за основу при начислении фермерам государственных субсидий.
Еще один эффект от применения новой системы - это прозрачность и увеличение налоговых поступлений в бюджет края, за счет снижения себестоимости, повышения эффективности производства и роста валового регионального продукт, и конечно же соблюдения экологической обстановке. Действительно, контроль ожесточается, но вместе с ним растет и помощь, которая предоставляется сегодня сельхозтоваропроизводителю в виде доступа в систему в рамках личного кабинета. Сейчас всем руководителям хозяйств предоставлен доступ к Интернет-порталу Единого центра, где необходимо зарегистрироваться и завести личный кабинет, который будет хранить в себе всю информацию о мерах государственной поддержки, используемых хозяйством, оповещать о новых направлениях субсидирования с формированием заявок прямо в системе. Спутниковый сервис будет помогать хозяйствам вести мониторинг не только погодных условий, но и состояния каждого поля. Кстати, еще одно из преимуществ системы в том, что здесь можно восстановить, например, состояние посевов на полях на определенную дату.
Как решаются проблемы развития села? Предусмотрена ли господдержка местных фермеров?
В 2014 году меры государственной поддержки малым формам хозяйствования оказываются в рамках подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" (далее - Подпрограмма) по следующим направлениям:
- приобретение и содержание сельскохозяйственных животных,
- реализуемое мясо и молоко,
- строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта,
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.
Причем, в 2014 году размер субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных выплачивался дифференцировано в зависимости от количества приобретенных животных.
Всего на оказание мер государственной поддержки малым формам хозяйствования в 2014 году в рамках Подпрограммы из краевого и федерального бюджетов было выделено 644 миллиона рублей, в том числе:
- предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм - 55,6 миллиона рублей,
- поддержка начинающих фермеров - 23,8 миллиона рублей,
- выплата субсидий малым формам хозяйствования (приобретение сельскохозяйственных животных, строительство теплиц, реализация мяса и молока и др.) - 325,5 миллиона рублей и др.
Есть ли смысл разрешать держать свинопоголовье на частных подворьях?
Одной из вынужденных мер в Краснодарском крае является сокращение численности свиней в ЛПХ с низким уровнем биологической защиты (1-ый и 2-ой компартмент), что позволяет уменьшить плотность поголовья и тем самым снизить риски вспышек АЧС. Население должно понять, что содержание свиней в личных подворьях граждан возможно только при условии соответствия их хозяйств уровню биологической защиты 3-го или 4-го компартмента. В противном случае они создают угрозу заноса на территорию свиноводческих предприятий вируса АЧС. Печальный пример этому - крупные свиноводческие комплексы, пострадавшие на территории Тимашевского, Красноармейского и Калининского районов.
Где брать племенной молодняк для комплексов?
В настоящее время в крае отмечен рост численности свиней. На конец 2014 года во всех категориях хозяйств содержалось свыше 324 тысяч свиней. В крае, практически заново, создается племенная база в свиноводстве. В текущем году получили свидетельства Минсельхоза России на право заниматься разведением племенных свиней два сельхозпредприятия, расположенные в Павловском и Курганинском районах. В них можно приобретать чистопородное поголовье йоркширской породы, а также породы ландрас, дюрок и скороспелой мясной. Кроме того, в России созданы и успешно работают свиноводческие селекционно-генетические центры - в Калужской, Воронежской и Орловской областях, которые реализуют высококачественный племенной молодняк.
Сегодня руководством страны провозглашена политика импортозамещения. Определены ли уже приоритеты в импортозамещении? Какие меры необходимо предпринять, чтобы добиться эффективного импортозамещения?
Основным документом, который существенно повлиял на развитие сельского хозяйства в сложившихся рыночных условиях является постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", который освободил рынки сбыта для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и обратил внимание ритейлеров на отечественную продукцию, тем самым дав возможность увеличить объемы производства за счет освободившейся ниши на рынке.
Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства остаются развитие овощеводства, садоводства и животноводства, которые в условиях экономических санкций становятся наиболее актуальными.
Краснодарский край является основным производителем овощей и фруктов в Российской Федерации.
С учетом фонда потребления овощей населением края, а также отдыхающих, можно говорить о том, что производство овощей в Краснодарском крае в полном объеме обеспечивает потребность, в данном виде продукции.
Житель Кубани потребляет примерно на треть больше плодов и ягод, чем среднестатистический россиянин.
Анализ самообеспеченности основными видами продукции, производимыми на территории края, показал, что по овощам в соответствии с балансом ресурсов и использования овощей и бахчевых культур в среднем в край ввозится 550 - 750 тысяч тонн овощной продукции, в том числе по импорту - 500 - 660 тысяч тонн, порядка тех же объемов - продукция вывозится за пределы края.
В соответствии с балансом ресурсов и использования плодовых культур в среднем в край ввозится 1,1 миллиона тонн плодовой продукции, в том числе по импорту - 1 миллион тонн. На территорию края ввозится в основном цитрусовые, бананы в зимний период года, так как на рынке края в этот период наблюдается дефицит продукции ввиду того, что основной объем осуществляется в летний период. В объеме 680 тысяч тонн - продукция вывозится за пределы края.
В целях увеличения производства овощей и фруктов нами осуществляются мероприятия по содействию гарантированного сбыта и хранения сельхозпродукции, путем создания заготовительных организаций, с мощностями по хранению продукции логистических центров для осуществления транспортировки продукции как внутри региона, так и за его пределы.
Кубань активно привлекает инвестиции в данном направлении. На сегодняшний день на территории края реализуются инвестиционные проекты в области овощеводства, введены в эксплуатацию стационарные теплицы промышленного типа общей мощностью 46,8 тысяч тонн.
Основными направлениями в развитии животноводства являются наращивание поголовья крупного рогатого скота мясного и молочного направления; широкое внедрение прогрессивных отечественных и мировых технологий промышленного производства свиней мясных пород; увеличение объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; проведение противоэпизоотических мероприятий; развитие коневодства, поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, а также управление рисками в подотраслях животноводства.
Мероприятия по увеличению показателей животноводства:
- создание прочной кормовой базы;
- в молочном животноводстве рост продуктивности дойного стада;
- улучшение воспроизводства стада, предусматривающее рост показателей выхода телят на 100 коров;
- внедрение инновационных технологий в воспроизводстве стада, т.е. трансплантации эмбрионов, использование технологий по получению телят с заданным полом;
- государственная поддержка в виде субсидий на поддержку племенного животноводства молочного и мясного направления, на 1 литр реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку товарного молока, возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;
- развитие животноводства в малых формах хозяйствования;
- предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Развитие данных направлений сельского хозяйства позволит насытить рынок сельскохозяйственной продукции Краснодарского края, загрузить имеющиеся мощности предприятий переработки Краснодарского края.
Будет ли оказываться дополнительная финансовая поддержка субъектам сельского хозяйства?
Значительную роль в достижении высоких производственных показателей также играет финансовая поддержка, оказываемая сельхозтоваропроизводителям края, направленная на сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, интенсивное развитие животноводства, развитие растениеводства, увеличение объемов производства продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, благодаря которой, рентабельность увеличивается почти на 7 процентных пункта и позволяет значительно продвинуть развитие многих направлений в сельском хозяйстве региона.
За последние 5 лет объем государственной поддержки, направленной на развитие отрасли, составил 37,8 миллиарда рублей.
Краснодарский край на протяжении целого ряда лет является одним из основных лидеров среди регионов России по уровню инвестиционной активности и стабильно удерживает первенство по привлечению инвестиций в Южном федеральном округе.
На сегодняшний день основными сегментами сельского хозяйства в которых требуется импортозамещение является производство плодов и ягод, овощей, мяса и молока.
На территории Краснодарского края в рамках оказания государственной поддержки реализуется государственная программа Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в рамках которой, осуществляются подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" и "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
В рамках подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" в текущем году бюджетом Краснодарского края на развитие садоводства, чаеводства, закладку и уход за многолетними насаждениями предусмотрены средства федерального и краевого бюджетов. Также предусмотрены дополнительные средства на поддержку и развитие садоводства в том числе:
- на приобретение систем капельного орошения;
- на установку шпалеры в садах интенсивного типа;
- на раскорчёвку садов в возрасте не более 30 лет.
Кроме того, начиная с 2015 года в рамках государственной программы планируется оказание новых видов государственной поддержки, таких как возмещение части затрат на закупку спецтехники и оборудования для садоводства возмещение части затрат на установку противоградовой сетки.
Для обеспечения равномерного производства овощей в течение года и увеличения строительства теплиц Законодательным Собранием и администрацией Краснодарского края приняты мероприятия, направленные на стимулирование производства тепличных овощей индивидуальными предпринимателями в личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйствах края. Предусмотрена компенсация части затрат в сумме 300 рублей за квадратный метр стоимости понесенных затрат на строительство теплиц.
В рамках подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" в текущем году предусмотрены следующие мероприятия:
- на поддержку племенного животноводства;
- на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;
- на возмещение части затрат на уплату процентов по полученным кредитам и займам в области животноводства (по краткосрочным и долгосрочным кредитам);
- на развитие системы страхования рисков в области животноводства на случай утраты (гибели) сельскохозяйственных животных (субсидии предоставляются в размере 50% уплаченной сельхозтоваропроизводителями страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования);
- поддержка коневодства.
В настоящее время нами внесены предложения по рассмотрению Правительством РФ вопроса о возможности предоставления государственной поддержки в виде возмещения инвестору части затрат на создание инфраструктуры.
Формирование инвестиционных площадок с подготовленной инфраструктурой для размещения инвестиционных объектов, несомненно, будет способствовать привлечению инвестиций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ответы министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на вопросы интернет-аудитории в рамках проведения интернет-конференции на тему: "Актуальные вопросы и пути решения развития сельского хозяйства на территории Краснодарского края в свете современных тенденций"
Ответы размещены на сайте http://www.garant.ru/