Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 ноября 2015 г. N 1011 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Государственная программа
Краснодарского края "Содействие занятости населения"
(утв. постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 октября 2013 г. N 1144)
21 марта, 26 июня, 2 октября, 15 декабря 2014 г., 21 апреля, 29 июня, 5 ноября 2015 г.
Паспорт
государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения"
Наименование государственной программы |
|
государственная программа Краснодарского края "Содействие занятости населения" (далее - государственная программа) |
|
|
|
Координатор государственной программы |
|
департамент труда и занятости населения Краснодарского края |
|
|
|
Координатор подпрограммы государственной программы |
|
не предусмотрен |
|
|
|
Подпрограмма государственной программы |
|
не предусмотрена |
|
|
|
Цели государственной программы |
|
создание условий, способствующих эффективному развитию рынка труда в Краснодарском крае |
|
|
|
Задачи государственной программы |
|
содействие трудоустройству граждан и обеспечению работодателей рабочей силой содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы обеспечение реализации мероприятий в области трудовых отношений, социальных гарантий и охраны труда стимулирование работодателей путем содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места и содействие сохранению рабочих мест инвалидов |
|
|
|
Перечень целевых показателей государственной программы |
|
уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) уровень общей безработицы (в среднегодовом исчислении) коэффициент напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении) доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы получение информации о ситуации на рынке труда содействие в трудоустройстве граждан формирование банка вакансий организация предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения гражданам и работодателям с использованием мобильных центров занятости населения содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости численность участников ярмарок вакансий и учебных рабочих мест организация профессиональной ориентации граждан организация психологической поддержки безработных граждан организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность организация оплачиваемых общественных работ организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации уведомительная регистрация коллективных договоров содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места содействие трудоустройству незанятых инвалидов, использующих кресла-коляски, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте возмещение затрат работодателей на оплату труда инвалидов, принятых на работу по направлению центров занятости населения, в виде субсидий содействие сохранению рабочих мест инвалидов в организациях, созданных общественными объединениями инвалидов получение безработными гражданами пособия по безработице в период поиска подходящей работы получение пособия по безработице детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей получение гражданами досрочной страховой пенсии по старости приобретение компьютеров для органов труда и занятости населения Краснодарского края капитальный ремонт зданий органов труда и занятости населения Краснодарского края численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников |
|
|
|
Этапы и сроки реализации государственной программы |
|
2014 - 2017 годы |
|
|
|
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы |
|
общий объем финансирования государственной программы составляет 6260205,9 тысячи рублей, из них: в 2014 году - 1664221,8 тысячи рублей в 2015 году - 1532139,5 тысячи рублей в 2015 году - 7577,9 тысячи рублей* в 2016 году - 1548396,2 тысячи рублей в 2017 году -1515448,4 тысячи, рублей в том числе: средства краевого бюджета, за исключением средств, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций и субсидий из федерального бюджета - 3021835,9 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 788499,0 тысячи рублей в 2015 году - 737845,9 тысячи рублей в 2015 году - 7577,9 тысячи рублей* в 2016 году - 747745,5 тысячи рублей в 2017 году - 747745,5 тысячи рублей средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций из федерального бюджета, - 3159817,8 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 830110,1 тысячи рублей в 2015 году - 761354,1 тысячи рублей в 2016 году - 800650,7 тысячи рублей в 2017 году - 767702,9 тысячи рублей средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, - 78552,2 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 45612,7 тысячи рублей в 2015 году - 32939,5 тысячи рублей |
|
|
|
* Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2014 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения. | ||
|
|
|
Контроль за выполнением государственной программы |
|
контроль за выполнением государственной программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края
В течение 2012 года ситуация в сфере труда и занятости населения, на регистрируемом рынке труда Краснодарского края складывалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития Краснодарского края.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, в среднем за 2012 год численность занятых в экономике выросла по сравнению с 2011 годом на 23,2 тысячи человек и составила 2444,7 тысячи человек.
Масштабы неполной занятости последовательно сокращались. Так, если на начало 2011 года в режимах неполной занятости (неполный рабочий день, простой) работали 8,4 тысячи человек, к началу 2012 года - 4,8 тысячи человек, то на 1 января 2013 года - 4,2 тысячи человек.
Отмечается снижение высвобождения граждан в связи с сокращением штата или ликвидацией организации. Так, за 2012 год высвобождено 6,2 тысячи человек, что на 3,7 тысячи человек меньше, чем за 2011 год.
Основными причинами высвобождения работников из организаций являются: уменьшение объемов производства (выполнения работ, оказания услуг) как сезонное (прежде всего в аграрном и санаторно-курортном секторах экономики), так и по иным причинам (смена собственников, видов деятельности, сокращение объемов финансирования и другие).
Специфика безработицы в крае определяется сложившимися уровнем и структурой занятости населения, обусловленными отраслевой специализацией (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера) и комплексностью хозяйства. Для края характерны структурная безработица, значительные объемы сельской безработицы, ее сезонный характер.
Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, по данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики, в среднем за 2012 год составил 5,6%, что на 0,3 процентных пункта ниже, чем в среднем за 2011 год.
На регистрируемом рынке труда в 2012 году происходили позитивные изменения. Выросла потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости населения. По состоянию на 1 января 2013 года в банке вакансий зарегистрировано 37,9 тысячи вакансий для постоянного трудоустройства граждан, что на 5,5% больше, чем на 1 января 2012 года, коэффициент напряженности на рынке труда на конец 2012 года составил 0,5 единицы, что на уровне 2011 года. Численность зарегистрированных безработных в течение 2012 года по сравнению с 2011 годом сократилась с 55,8 тысячи человек до 45,7 тысячи человек.
С целью стабилизации ситуации на рынке труда службой занятости населения в 2011 - 2012 годах осуществлялась реализация долгосрочной краевой целевой программы "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 ноября 2010 года N 981.
За 2012 год трудоустроено 119,8 тысячи человек, на общественные и временные работы - 52,1 тысячи человек. На профессиональное обучение направлено 6,4 тысячи безработных граждан.
На финансирование мероприятий вышеуказанной программы фактически затрачено 1061,1 млн. рублей, в том числе 864,5 млн. рублей - из федерального бюджета и 196,6 млн. рублей - из краевого бюджета. В ходе выполнения программы обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в течение 2012 года с 1,0% до 0,8% от численности экономически активного населения.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года непосредственное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на регистрируемый рынок труда будет оказывать экономический рост на основе инновационных технологий и институтов, развития конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, машиностроении, легкой промышленности и других сферах деятельности. Развитие новых промышленных зон, реализация инвестиционных проектов, модернизация промышленных предприятий обеспечат повышение производительности труда в экономике края и позволят сформировать новые высокоэффективные рабочие места.
Повышение конкурентоспособности экономики Краснодарского края будет напрямую зависеть от возможностей удовлетворения запросов работодателей к численности и качеству рабочей силы. Потребуются меры по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в результате оптимизации численности работников отдельных организаций.
Потребуется дальнейшее осуществление мер по удовлетворению потребности экономики в рабочей силе, в первую очередь - в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.
Вместе с тем, наряду с определенными положительными изменениями, ситуация в сфере занятости и на рынке труда в осенне-зимний период остается достаточно сложной. Основная причина высокого уровня безработицы и напряженности на локальных рынках труда - состояние экономики края: отсутствие (недостаток) рабочих мест в сельской местности, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, проблемы привлечения инвестиций муниципальными образованиями.
Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.
На региональном рынке труда наиболее востребованы рабочие строительных профессий (каменщики, плотники, штукатуры, маляры и другие), водители, электро- и газосварщики, механизаторы, продавцы, а также медицинские работники, инженеры, технологи и другие.
Для снижения напряженности на рынке труда необходимо привлечение инвестиций, модернизация производства, внедрение инновационных технологий.
В Краснодарском крае занятость населения будет регулироваться развитием новых рабочих мест, в том числе в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и строительством спортивных объектов и объектов инфраструктуры, а также восстановлением действующих производств.
Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений, особенно коммерческого сектора профессионального образования.
В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.
Низкий уровень оплаты труда в ряде организаций приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.
Следующая проблема - низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, и детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодежи без практического опыта работы и других, обусловлена ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам.
В Краснодарском крае, по данным Минтруда России, численность инвалидов трудоспособного возраста составляет 84 627 человек. Ежегодно за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обращаются 5 - 6 тысяч человек. За 2012 год в органах службы занятости поставлено на учет в качестве ищущих работу 5465 инвалидов, из них были признаны безработными - 4365 человек, трудоустроено - 1502 человека.
Ежегодно в краевом бюджете планируются средства на реализацию мероприятий по регулированию рынка труда. Но для решения вопроса с занятостью инвалидов в крае этого недостаточно.
Существует дифференциация локальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда.
Немаловажным фактором напряженности на рынке труда для Кубани является сезонный характер безработицы, связанный с сезонностью работ на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, организациях санаторно-курортного и туристско-рекреационного сектора экономики.
В ряде сельских поселений края из-за отсутствия или недостаточности вакансий и низкой трудовой мобильности населения значение показателя застойной, хронической безработицы более 8 месяцев в 2 - 3 раза превышает среднекраевой показатель.
Негативное влияние на процесс трудоустройства граждан оказывает ухудшение качественных характеристик рабочих мест: значительное количество вакантных рабочих мест характеризуется неблагоприятными условиями труда и низкой заработной платой.
Таким образом, актуальность государственных услуг в области содействия занятости населения сохранится, чему будет способствовать не только безвозмездность оказания услуг, но и наличие и развитие обширной базы сведений о вакантных рабочих местах, широкий спектр оказываемых услуг, развитие системы предоставления услуг в электронном виде, возможность получения гарантированной социальной поддержки в период вынужденной безработицы.
В настоящее время коллективный договор является основной формой реализации социального партнерства на уровне организаций при решении широкого круга вопросов, касающихся установления уровня оплаты труда, охраны труда, социальной и кадровой политики. Однако, несмотря на ежегодный прирост количества заключенных коллективных договоров, их доля по отношению к общему количеству организаций, включенных в состав статрегистра, не превышает 14%.
Данные краевого мониторинга состояния условий и охраны труда свидетельствуют о том, что в крае ежегодно получают травмы на производстве 1300-1500 человек, более 90 человек погибают, регистрируется около 70 случаев профессиональных заболеваний, более 150 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболевания. В организациях края в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (вредные и тяжелые условия труда) заняты более 200 тыс. человек, или 17,4% работающих в крае.
Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве в Краснодарском крае показывает, что факторами, способствующими их возникновению, являются: отсутствие эффективных экономических механизмов к стимулированию работодателей в обеспечении безопасных условий труда, в том числе к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; отсутствие в большинстве организаций, особенно малого бизнеса, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, эффективной профилактической работы по охране труда; низкая выявляемость ранних признаков профессиональных заболеваний работников в ходе предварительных и периодических медицинских осмотров; недостаточный уровень правовых знаний у руководителей и специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также слабая информированность в области трудового законодательства работников, что приводит к многочисленным нарушениям норм Трудового кодекса Российской Федерации.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Краснодарском крае имеют следующую динамику (таблицы N 1 - 4).
Таблица N 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009 - 2013 годах (по данным Государственной инспекции труда в Краснодарском крае)
Территория |
Год |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
110 |
86 |
93 |
83 |
68 |
Таблица N 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009 - 2013 годах (по данным Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ)
Территория |
Год |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
1383 |
1486 |
1342 |
1279 |
1019 |
Таблица N 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Краснодарского регионального отделения ФСС РФ)
Территория |
Год |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
68 |
70 |
71 |
72 |
80 |
Таблица N 4
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009 - 2013 годах (по данным Министерства здравоохранения Краснодарского края)
Территория |
Год |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
168 |
136 |
152 |
78 |
71 |
Анализ показывает, что большинство несчастных случаев на производстве в Краснодарском крае возникают по причинам организационного характера, которые не требуют особых материальных затрат для их устранения. Это неудовлетворительная организация производства, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, низкая трудовая дисциплина, невыполнение должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда.
К другим причинам относятся: нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования, нарушение технологического процесса.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009 - 2013 годах (таблицы N 5, 6) позволяет сделать выводы, что на протяжении четырех лет прослеживается тенденция увеличения количества аттестованных рабочих мест. Этому во многом способствовала возможность проведения аттестации рабочих мест за счет предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, финансируемых Фондом социального страхования Российской Федерации.
Таблица N 5
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (по данным Государственной инспекции труда в Краснодарском крае)
Территория |
Год |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
12419 |
22579 |
35260 |
68499 |
Таблица N 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест (по данным государственной инспекции труда в Краснодарском крае)
Территория |
Год |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
1,1% |
2,01% |
3,06% |
5,8% |
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблицы N 7, 8), показывает планомерное снижение удельного веса занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. В то же время число работающих в крае во вредных и (или) опасных условиях труда продолжает оставаться высоким.
Таблица N 7
Общая численность работников (по данным Краснодарского регионального отделения ФСС РФ)
Территория |
Год |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
1911923 |
1933921 |
1908070 |
1952589 |
Таблица N 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю)
Территория |
Год |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Краснодарский край |
102047 |
103847 |
105678 |
108213 |
Таблица N 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников
Территория |
Год |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Краснодарский край |
по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю |
25,2 |
25,2 |
25,7 |
23,0 |
по данным мониторинга состояния условий и охраны труда, проводимого департаментом труда и занятости населения Краснодарского края |
19,1 |
19,2 |
18,9 |
18,9 |
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с вопросами обучения, и проверки знаний работниками требований охраны труда, обеспечения средствами индивидуальной защиты, проведения медицинских осмотров, непроведения аттестации рабочих мест (специальной оценки) по условиям труда.
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится постоянная работа по совершенствованию краевой нормативной правовой базы в области охраны труда. В Краснодарском крае действуют: Закон Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133-КЗ "Об охране труда", постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2012 года N 1591 "О формах и сроках представления информации о состоянии условий и охраны труда в организациях Краснодарского края", постановление главы администрации Краснодарского края от 20 августа 1997 года N 360 "Об образовании краевой межведомственной комиссии по охране труда", приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 17 сентября 2012 года N 284 "Об утверждении Положения о системе государственного управления охраной труда в Краснодарском крае", приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 3 сентября 2010 года N 526 "Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, профсоюзов, работодателей и обучающих организаций на территории Краснодарского края по вопросам обучения по охране труда работников организаций", приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 31 декабря 2010 года N 974 "Об организации пропаганды по вопросам защиты трудовых прав и охраны труда в Краснодарском крае", приказ департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 8 ноября 2011 года N 832 "Об утверждении положения о проведении мониторинга условий и охраны труда в Краснодарском крае". Дальнейшее совершенствование краевой нормативной правовой базы в сфере охраны труда продолжается.
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать следующие изменения в сфере охраны труда в период 2014 - 2017 годы:
снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более на 4,4%:
снижение числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на 3,7%;
уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников на 2,7%;
увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда на 103%.
Все приведенные выше факторы обуславливают целесообразность обеспечения преемственности реализуемых мер, дальнейшего решения вопросов обеспечения занятости населения, реализации мероприятий в области охраны труда на основе программно-целевого метода и, следовательно, необходимость разработки государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения".
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации государственной программы
Основной целью государственной программы является создание условий, способствующих эффективному развитию рынка труда в Краснодарском крае.
Достижению указанной цели будет способствовать повышение эффективности занятости населения, снижение социальной напряженности на основе решения следующих задач:
1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечению работодателей рабочей силой.
Данная задача будет реализовываться посредством оказания следующих государственных услуг:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
информирование о положении на рынке труда в Краснодарском крае;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
осуществление мониторинга и прогнозирования трудовых ресурсов Краснодарского края;
оказание государственных услуг по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников работодателями, заказчиками работ (услуг) в Краснодарском крае.
2. Содействие развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан.
Для решения данной задачи будут оказываться следующие государственные услуги:
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка безработных граждан;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности, а также женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
На основании потребности в работниках, заявленной работодателями края, ежегодно будет определяться перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан.
3. Обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы. Решение задачи будет достигаться с помощью социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
4.Обеспечение реализации мероприятий в области трудовых отношений, социальных гарантий и охраны труда.
Решение задачи в области трудовых отношений, социальных гарантий будет достигаться с помощью реализации услуг:
содействие развитию социального партнерства в Краснодарском крае;
содействие работникам в защите их трудовых прав при заключении и выполнении трудовых и коллективных договоров, в том числе соблюдении гарантий по своевременности оплаты труда, условиям, режиму труда и отдыха.
Решение задачи в области охраны труда будет осуществляться по следующим направлениям:
обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на их рабочих местах;
реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;
переход на оформление трудовых отношений с работниками государственных учреждений с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 года N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
разработка и внедрение в организациях края программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, обеспечения оценки и контроля за рисками на производстве, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.
5. Стимулирование работодателей путем содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места и содействие сохранению рабочих мест инвалидов.
Решение задачи будет достигаться путем:
возмещения затрат работодателей на оборудование (оснащение) рабочих мест и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам для трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, в виде субсидий;
возмещения затрат работодателей на оплату труда инвалидов, принятых на работу по направлению государственных казенных учреждений Краснодарского края центров занятости населения в муниципальных образованиях, в виде субсидий;
возмещения затрат работодателей на заработную плату инвалидов, работающих в организациях, созданных общественными объединениями инвалидов, в виде субсидий.
Для реализации всех задач необходимо дополнительное обеспечение материально-техническим оборудованием, расширение доступности информационных ресурсов, использование новых информационных возможностей для предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде.
Сроки реализации государственной программы - 2014 - 2017 годы.
3. Перечень отдельных мероприятий государственной программы с указанием источников и объемов финансирования, сроков их реализации и государственных заказчиков
Перечень отдельных мероприятий государственной программы с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, представлен в приложении 1 к государственной программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения государственной программы
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации программных мероприятий оценивается в размере 6260205,9 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 1664221,8 тысячи рублей, в 2015 году - 1532139,5 тысячи рублей, в 2015 году - 7577,9 тысячи рублей*, в 2016 году - 1548396,2 тысячи рублей, в 2017 году - 1515448,4 тысячи рублей, в том числе за счет:
средств краевого бюджета, за исключением средств, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций и субсидий из федерального бюджета, - 3021835,9 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 788499,0 тысячи рублей, в 2015 году - 737845,9 тысячи рублей, в 2015 году - 7577,9 тысячи рублей*, в 2016 году - 747745,5 тысячи рублей, в 2017 году - 747745,5 тысячи рублей;
средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций из федерального бюджета, - 3159817,8 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 830110,1 тысячи рублей, в 2015 году - 761354,1 тысячи рублей, в 2016 году - 800650,7 тысячи рублей, в 2017 году - 767702,9 тысячи рублей;
средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, - 78552,2 тысячи рублей, в том числе: в 2014 году - 45612,7 тысячи рублей, в 2015 году - 32939,5 тысячи рублей.
Объем средств краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций из федерального бюджета, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1064 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию переданного для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".
Основными критериями при определении объема средств на финансирование мероприятий являются нормативы доступности государственных услуг (утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (приказ Минздравсоцразвития России от 27 апреля 2012 года N 415н "Об утверждении нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения"), количество получателей государственных услуг в области содействия занятости населения, и размер минимальной и максимальной величины пособия по безработице (ежегодно определяются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2012 года N 1031 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год"). В связи с этим общий объем средств краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства субвенций из федерального бюджета, может изменяться в соответствии с ситуацией на рынке труда Краснодарского края.
_________________________
* Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2014 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.
5. Перечень целевых показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации
Для оценки социально-экономической эффективности государственной программы будут использованы следующие целевые показатели:
Наименование целевого показателя государственной программы |
единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Уровень регистрируемой безработицы (в среднегодовом исчислении) |
% |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
|
Уровень общей безработицы (в среднегодовом исчислении) |
% |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
|
Коэффициент напряженности на рынке труда (в среднегодовом исчислении) |
единицы |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы |
% |
67,2 |
67,4 |
67,6 |
67,8 |
|
Получение информации о ситуации на рынке труда |
тыс. человек |
178 |
178 |
178 |
178 |
|
Содействие в трудоустройстве граждан |
тыс. человек |
110 |
110 |
110 |
110 |
|
Формирование банка вакансий |
тыс. единиц |
250 |
250 |
250 |
250 |
|
Организация предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения гражданам и работодателям с использованием мобильных центров занятости населения |
тыс. выездов / тыс. граждан |
1,5 / 50 |
1,5 / 50 |
1,5 / 50 |
1,5 / 50 |
|
Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства о направлению органов службы занятости |
человек |
82 |
81 |
80 |
80 |
|
Численность участников ярмарок вакансий и учебных рабочих мест |
тыс. человек |
115 |
115 |
115 |
115 |
|
Организация профессиональной ориентации граждан |
человек |
246230 |
232430 |
225530 |
225530 |
|
Организация психологической поддержки безработных граждан |
человек |
5260 |
5300 |
4280 |
4280 |
|
Организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда |
человек |
5260 |
5290 |
4280 |
4280 |
|
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности |
человек |
4440 |
4470 |
4470 |
4470 |
|
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
человек |
300 |
300 |
300 |
300 |
|
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность |
человек |
300 |
150 |
150 |
150 |
|
Организация оплачиваемых общественных работ |
человек |
6819 |
6785 |
6785 |
6785 |
|
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые |
человек |
25604 |
25735 |
25735 |
25735 |
|
Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации |
человек |
492 |
311 |
172 |
168 |
|
Уведомительная регистрация коллективных договоров |
единиц |
5984 |
6441 |
5503 |
5942 |
|
Отношение численности трудоустроенных инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места к общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте |
единиц |
0,6 |
0,6 |
- |
- |
|
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места |
рабочих мест |
461 |
477 |
22 |
22 |
|
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, использующих кресла-коляски, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места |
рабочих мест |
16 |
0 |
0 |
0 |
|
Возмещение затрат работодателей на оплату труда инвалидов, принятых на работу по направлению центров занятости населения, в виде субсидий |
человек |
103 |
0 |
0 |
0 |
|
Содействие сохранению рабочих мест инвалидов в организациях, созданных общественными объединениями инвалидов |
рабочих мест |
0 |
171 |
0 |
0 |
|
Получение безработными гражданами пособия по безработице в период поиска подходящей работы |
тыс. человек |
67,0 |
66.0 |
65,0 |
65,0 |
|
Получение пособия по безработице детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей |
человек |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Получение гражданами досрочной страховой пенсии по старости |
человек |
600 |
430 |
600 |
600 |
|
Приобретение компьютеров для органов труда и занятости населения Краснодарского края |
единиц |
14 |
9 |
70 |
70 |
|
Капитальный ремонт зданий органов труда, и занятости населения Краснодарского края |
зданий |
5 |
5 |
10 |
10 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом |
человек |
82 |
21 |
80 |
79 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более |
человек |
1350 |
1320 |
1300 |
1290 |
|
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего |
дни |
80 |
78 |
76 |
75 |
|
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров |
человек |
62 |
61 |
60 |
59 |
|
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда |
единиц |
511000 |
653000 |
772000 |
1163000 |
|
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест |
% |
43 |
55 |
65 |
98 |
|
Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда |
единиц |
20000 |
40000 |
55000 |
110000 |
|
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда* |
% |
249565 |
244800 |
247965 |
247520 |
|
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников |
% |
18,5 |
18,4 |
18,3 |
18,2 |
|
|
|
|||||
* На основе результатов мониторинга условий и охраны труда. |
6. Механизм реализации государственной программы
Координатором государственной программы является департамент труда и занятости населения Краснодарского края (далее - координатор государственной программы).
Мероприятия государственной программы выполняются в рамках полномочий, определенных в статье 7.1-1. Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Законе Краснодарского края от 3 июня 1998 года N 133-КЗ "Об охране труда" и Законе Краснодарского края от 28 июня 2007 года N 1258-КЗ "Об органах труда и занятости населения Краснодарского края", административных регламентов предоставления государственных услуг и других нормативных документов, регулирующих механизм их реализации.
Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 декабря 2010 года N 1093 "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Краснодарского края".
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 ноября 2015 г. N 1081 названное постановление признано утратившим силу с 1 января 2016 г.
Координатор государственной программы:
обеспечивает разработку государственной программы;
формирует структуру государственной программы;
осуществляет текущее управление реализацией государственной программы, обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий государственной программы, а также осуществляет контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на ее реализацию;
принимает решение о внесении в установленном порядке изменений в государственную программу и несет ответственность за достижение целевых показателей государственной программы;
осуществляет мониторинг и анализ отчетов исполнителей отдельных мероприятий государственной программы;
представляет в министерство экономики Краснодарского края сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации государственной программы;
проводит оценку эффективности государственной программы;
готовит годовой отчет о ходе реализации государственной программы;
организует информационную и разъяснительную работу, направленную на освещение целей и задач государственной программы;
осуществляет контроль за выполнением сетевых планов-графиков и ходом реализации государственной программы в целом;
представляет в министерство экономики Краснодарского края в месячный срок со дня доведения до главного распорядителя средств краевого бюджета лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования государственной программы утвержденный сводный сетевой план-график реализации программных мероприятий и в сроки, установленные для ежеквартальной отчетности об объемах и источниках финансирования, сведения о выполнении сводного сетевого плана-графика;
осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой.
При реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда государственной программы Краснодарского края "Содействие занятости населения" существуют следующие риски:
реализация не в полном объеме такого мероприятия как организация проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы экономики Краснодарского края по причине недостаточного бюджетного финансирования исполнителей;
недостижение ожидаемых результатов снижения численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более по причине увеличения объемов производства и, соответственно, профессиональных рисков в наиболее травмоопасных отраслях экономики края - строительстве и сельском хозяйстве, а также темпов уменьшения численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников по причине увеличения количества рабочих мест, на которых выявлены вредные факторы в результате проведения специальной оценки условий труда, и (или) недостаточного финансирования работодателями мероприятий по приведению в соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Методика оценки эффективности реализации государственной программы основывается на принципе сопоставления фактически достигнутых значений целевых показателей с их плановыми значениями по результатам отчетного года.
В этих целях департамент труда и занятости населения Краснодарского края:
утверждает государственное задание по численности участников мероприятий государственной программы;
ежемесячно запрашивает и получает от государственных заказчиков и исполнителей мероприятий государственной программы и министерства финансов Краснодарского края информацию по вопросам проведения мероприятий государственной программы и освоения выделенных финансовых средств;
организует и проводит совещания, семинары и конференции с привлечением специалистов государственных казенных учреждений Краснодарского края центров занятости населения в муниципальных образованиях;
ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет в министерство экономики Краснодарского края доклад о ходе выполнения мероприятий государственной программы и эффективности использования финансовых средств;
ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (за исключением отчетного периода за год), на основе информации, представленной исполнительными органами государственной власти Краснодарского края - государственными заказчиками государственной программы, представляет в министерство экономики Краснодарского края и министерство финансов Краснодарского края отчетность об объемах, источниках финансирования государственной программы в разрезе мероприятий по установленной форме;
ежегодно в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации государственной программы, составу исполнителей;
организует размещение текста государственной программы, а также информации о ходе и результатах ее реализации и отдельных ее мероприятий на сайте департамента труда и занятости населения Краснодарского края.
Государственный заказчик:
является главным распорядителем средств краевого бюджета;
заключает договоры с исполнителями мероприятий государственной программы в установленном законодательством порядке согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
осуществляет текущий контроль за использованием средств, предусмотренных государственной программой, и анализ выполнения мероприятий;
ежемесячно представляет отчетность координатору государственной программы о результатах выполнения мероприятий государственной программы;
несет ответственность за целевое и эффективное использование выделенных в его распоряжение бюджетных средств.
Ответственный за выполнение мероприятий государственной программы:
осуществляет текущий контроль за использованием субсидий, предусмотренных государственной программой;
осуществляет иные полномочия, установленные государственной программой.
Уполномоченным органом, осуществляющим взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости при реализации мероприятий государственной программы в части содействия трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места, является департамент труда и занятости населения Краснодарского края
Реализация мероприятий государственной программы, за исключением 17.1, 17.2, 17.4, 7.2 и 7.3 приложения N 1 к государственной программе, осуществляется путем заключения договоров, соглашений, государственных контрактов на оказание услуг (выполнение работ) для государственных нужд, заключаемых в соответствии с действующим законодательством.
Реализация мероприятий, предусмотренных пунктами 7.2, 7.3, 17.1, 17.2 и 17.4 приложения N 1 к государственной программе, осуществляется в соответствии с порядком и условиями направления женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также порядком предоставления и размером финансовой поддержки женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, направленным для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность (приложение N 4), порядком и условиями направления незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также порядком предоставления и размером финансовой поддержки незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность (приложение N 5), порядком возмещения затрат работодателей на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, использующих кресла-коляски, в виде субсидий (приложение N 2), порядком возмещения затрат работодателей на оплату труда инвалидов, принятых на работу по направлению государственных казенных учреждений Краснодарского края центров занятости населения в муниципальных образованиях, в виде субсидий (приложение N 3) и порядком предоставления субсидий из краевого бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в целях возмещения затрат работодателей на заработную плату инвалидов, работающих в организациях, созданных общественными объединениями инвалидов (приложение N 5.1), соответственно.
Руководитель департамента труда |
И.В. Мелких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.