Краснодарская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений отмечает, что органами Пенсионного фонда проводится системная работа совместно с администрацией края и администрациями муниципальных образований края, налоговыми органами, службой судебных приставов, прокуратурой, профсоюзными и общественными организациями, СМИ, направленную на реализацию одной из базовых конституционных гарантий государства - материального обеспечения пенсионеров.
Именно исполнение работодателями обязанности по своевременному исчислению и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование позволяет обеспечить как поступление средств на выплату пенсии так и формирования пенсионного капитала будущих пенсионеров.
Численность пенсионеров, получающих пенсии из средств ПФР по состоянию на 01.01.2013 г., составило 1 489 тыс. человек.
В 2012 году средний размер пенсии в Краснодарском крае по отношению к 2011 году увеличился на 792,39 руб. и на 1 января 2013 года составил 8 451,40 рублей.
В территориальных органах ПФР по Краснодарскому краю зарегистрировано 416,6 тыс. страхователей, в том числе:
- работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих выплаты наемным работникам) - 190,6 тысяч;
- страхователей, уплачивающих страховые взносы исходя из стоимости страхового года (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и др.) - 226 тысяч.
С 2010 года Пенсионный фонд РФ является администратором поступлений на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
На обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году поступило 17, 8 млрд. руб. Рост поступлений к 2011 году составляет 117,0%.
В 2012 году на обязательное пенсионное страхование поступило всего доходов в бюджет Пенсионного фонда РФ 85,1 млрд. руб. Темп роста поступления страховых взносов по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составляет 109%.
Регулярно выявляются плательщики, не выполняющие обязанность по уплате страховых взносов в соответствии с действующим законодательством.
По состоянию на 01.04.2013 г. задолженность работодателей края по страховым взносам за период 2010 г. - 2012 г. на обязательное пенсионное страхование составляла 4,2 млрд. рублей, на обязательное медицинское страхование - 819 млн. рублей.
В 2012 году территориальными органами ПФР проводились работы по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетных периодов 2010 - 2012 годов проводилось взыскание задолженности на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование:
- направлено в банки 584 тыс. инкассовых поручений;
- направлено в ССП 238 тыс. постановлений о взыскании;
- направлено в суды свыше 10 тыс. исковых заявлений.
Работа по взысканию задолженности проведена территориальными органами ПФР в полном объеме в соответствии с возложенными функциями и в сроки, установленные действующим законодательством.
По-прежнему, сохраняется отмеченная в прошлые годы тенденция роста задолженности по страховым взносам - безнадежной к взысканию. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. N 820, задолженность ликвидированных организаций, в том числе по причине банкротства, признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
По состоянию на 01.04.2013 г. сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование безнадежной к взысканию составила - 80,2 млн. рублей. Наибольшая часть из этой суммы (78,8 млн. руб. или 98,3 процентов) образовалась по причине признания организаций банкротами.
Всего территориальными органами ПФР края на 01.04.2013 г. выявлено 697 должников, находящихся в процедурах банкротства, и имеющих задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование 1,6 млрд. руб., в том числе:
- 1 млрд. руб. - задолженность, включенная в реестр требований кредиторов,
- 0,6 млрд. руб. - текущая задолженность.
На структуру задолженности работодателей перед бюджетами Пенсионного фонда и фондов обязательного медицинского страхования влияет специфика нашего региона - край с высокой долей организаций транспорта и связи, строительства, промышленности и сельского хозяйства.
На организации отраслей транспорта и связи, строительства, промышленности и сельского хозяйства приходится наибольшая доля задолженности по страховым взносам, образовавшаяся с 01.01.2010 г., по итогам принятой отчетности за 2012 год:
транспорта и связи - 23,2% от общей суммы задолженности (1 177,1 млн. руб.)
строительства - 20,3% (1 029,9 млн. руб.);
промышленности - 13,6% (690 млн. руб.);
сельское хозяйство - 7,5% (380,5 млн. руб.).
Отделением ПФР и его территориальными подразделениями в крае проводится системная работа, направленная на погашение должниками имеющейся задолженности и недопущения образования новой, в том числе активное взаимодействие с социальными партнерами, силовыми структурами, органами исполнительной власти края.
Наличие и рост задолженности по страховым взносам имеют крайне негативные последствия, как для текущей финансовой обеспеченности, так и для формирования пенсионных прав застрахованных лиц. В накопительной составляющей неуплаченные или несвоевременно уплаченные страховые взносы потенциально сокращают объемы пенсионных накоплений и снижают размер инвестиционного дохода.
Уровень обеспеченности расходов в крае на выплату страховой части трудовой пенсии собственными поступлениями в 2012 году составил 50,3%.
По итогам 2011 года уровень обеспеченности составлял 53,3%. Снижение уровня обеспеченности на 3 процентных пункта произошло за счет опережающего роста расходов на выплату пенсий (рост 111%) по сравнению с доходами на страховую часть (рост 105%), за счет снижения тарифа страховых взносов (с 26% в 2011 г. до 22% в 2012 г.)
Полностью обеспечивают себя собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии УПФР в Центральном округе г. Краснодара (301,5%) и УПФР в Западном округе г. Краснодара (128,6%).
Число Управлений ПФР с уровнем обеспеченности выше среднекраевого в 2012 году составило 9, ниже среднекраевого - 42 управления, из них с уровнем обеспеченности менее 20% - 5 Управлений ПФР: в Апшеронском, Кавказском, Приморско-Ахтарском, Крымском и Крыловском районах.
В рамках исполнения обязанности по представлению отчетности, предписанной Федеральным законом N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов - работодатели ежеквартально представляют в территориальные органы ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Отделением проведено четыре отчетных кампании по приему отчетов от плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 2012 год. В среднем за каждую отчетную компанию Расчеты представляли более 131 тыс. плательщиков.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него
застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Прием сведений индивидуального (персонифицированного) учета в 2012 году проводился в сроки, установленные законодательством.
За каждый отчетный период 2012 года территориальными органами ПФР края принято более 2,4 млн. сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица от 87 тысяч страхователей.
В целях осуществления контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ТФОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах, территориальными органами Пенсионного фонда в 2012 году проведено 7406 выездных проверок плательщиков страховых взносов, по результатам которых было доначислено 52,6 млн. рублей.
Отделением и его территориальными подразделениями продолжается работа по реализации Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, которая действует в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Закон N 56-ФЗ или Программа софинансирования).
Информирование населения о Программе государственного софинансирования пенсии проводится с использованием всех наиболее охватных носителей информации - ТВ, радио, пресса, интернет, наружная реклама.
По состоянию на 01.01.2013 г. Отделением принято 139 тыс. заявлений о вступлении в правоотношения. За 2012 г. зарегистрировано в крае 54 тыс. новых участников Программы софинансирования, поступило 116,8 млн. руб. дополнительных страховых взносов и взносов работодателей.
Общая сумма взносов за 2009 - 2012 г.г. составила 357,8 млн. рублей. Отделением ПФР по Краснодарскому краю и его территориальными управлениями продолжается системная работа, направленная на контроль за исполнением плательщиками законодательства об обязательном социальном страховании.
Комиссия решила:
1. Рекомендовать Отделению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) по Краснодарскому краю и территориальным органам ПФР Краснодарского края:
- продолжить систематическую информационно-разъяснительную работу со всеми категориями страхователей-плательщиков по реализации
законодательства об обязательном пенсионном страховании, о страховых взносах, об индивидуальном (персонифицированном) учете;
продолжить информационно-разъяснительную работу среди населения о негативных последствиях выплаты "серой" зарплаты при назначении пенсии;
- продолжить системную работу с администрациями муниципальных образований края, правоохранительными органами, профсоюзными организациями, направленную на своевременную и полную уплату работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование;
- продолжать участие в работе комиссий по легализации заработной платы Управления Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю и территориальных органов ФНС края;
- продолжать совместно с Управлением Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю и территориальными органами ФНС края рассматривать вопрос погашения задолженности работодателей по взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование;
- продолжить систематическую информационно-разъяснительную работу со всеми категориями страхователей по реализации Программы софинансирования, в том числе посредством сети Интернет;
- продолжить системную работу с администрациями муниципальных образований края, профсоюзными организациями, направленную на привлечение граждан в Программу софинансирования.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:
- обеспечить постоянный контроль за исполнением руководителями муниципальных и бюджетных организаций обязательств по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование;
- при рассмотрении вопросов своевременности выплаты заработной платы в организациях муниципального образования, проводить анализ своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, разрабатывать и реализовывать меры по снижению недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды;
- совместно с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю на действующих при администрациях комиссиях по мобилизации средств в бюджеты всех уровней рассматривать организации, находящиеся на территории муниципального образования, имеющие задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также организации, не представившие в установленные
сроки расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
- продолжать системную работу с населением Краснодарского края по повышению пенсионной грамотности.
3. Рекомендовать Краснодарскому краевому (региональному) объединению работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани":
- совместно с органами Пенсионного фонда Российской Федерации продолжить проведение разъяснительной, обучающей, организационной работы с работниками организаций по обязательному пенсионному страхованию;
- обращать особое внимание работодателей на необходимость обязательного исполнения в полной мере законодательства РФ, в том числе в части своевременного исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;
- рассмотреть возможность участия работодателей (как третья сторона) в софинансировании накопительной части будущей пенсии работников.
4. Рекомендовать Краснодарскому краевому объединению организаций профсоюзов:
- совместно с органами Пенсионного фонда Российской Федерации проводить разъяснения, обучение и необходимую организационную работу с профсоюзным активом по вопросу важности обязательного пенсионного страхования и перечисления взносов в Пенсионный фонд;
- продолжить содействовать включению в коллективные договоры (соглашения) обязательств работодателей по своевременной и полной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, качественному представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также обязательств работодателей по исполнению Федерального закона от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
- организовать в пределах своей компетенции контроль за своевременным и качественным представлением страхователями- плательщиками отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
5. Краевым межведомственным комиссиям, комиссиям в городах и районах края активизировать влияние на погашение организациями- должниками задолженностей по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
6. Создать рабочую группу по контролю за погашением задолженности в бюджет Пенсионного фонда представленными организациями и исполнения ими обязанностей по своевременному исчислению и уплате текущих страховых взносов.
Утвердить состав рабочей группы (приложение 1).
Отделению Пенсионного фонда РФ ежемесячно, не позднее 25 числа представлять председателю рабочей группы информацию о состоянии задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по данным организациям, а также об исполнении ими обязанностей по своевременному исчислению и уплате текущих страховых взносов.
Рабочей группе по итогам 2013 г. представить сопредседателям краевой трехсторонней комиссии информацию о состоянии задолженности перед бюджетом ПФР указанных организаций.
Заместитель главы (губернатора) |
Г.Д. Золина |
Председатель Краснодарского краевого |
О.М. Чумакова |
Председатель Краснодарского краевого |
А.А. Ремезков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 июля 2013 г. N 3-1 "Об исполнении работодателями Краснодарского края законодательства об обязательном пенсионном страховании"
Текст решения официально опубликован не был