г. Хабаровск |
|
24 июня 2014 г. |
А24-4835/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.П.Филимоновой
Судей: Л.К. Кургузовой, Н.В. Меркуловой
при участии:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания ЖКХ" - представитель не явился;
от административного органа: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания ЖКХ"
на решение от 22.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014
по делу N А24-4835/2013 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю.; в апелляционном суде судьи: Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Грачев Г.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания ЖКХ"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
Общество с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания ЖКХ" (ОГРН 1114101001332, место нахождения:683049, г.Петропавловск-Камчатский, пр-т Циолковского, 23/2, далее - общество, ООО "ЕГУК ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела надзорной деятельности по г.Петропавловску-Камчатскому Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю (ОГРН 1074101008035, место нахождения: 683003, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинградская, 23/2, далее - административный орган, отдел надзорной деятельности по г.Петропавловску-Камчатскому) от 14.11.2013 N 428, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014, в удовлетворении заявления отказано. Суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ООО "ЕГУК ЖКХ" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии вины общества в совершенном административном правонарушении, поскольку не является собственником имущества многоквартирного дома. Кроме того считает, что обществом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм пожарной безопасности.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Отдел надзорной деятельности по г.Петропавловску-Камчатскому отзыв на кассационную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При разрешении спора судебными инстанциями установлено, что 03.10.2013 отделом надзорной деятельности по г.Петропавловску-Камчатскому в отношении ООО "ЕГУК ЖКХ" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности в помещениях жилого многоквартирного дома N 28 по ул. Дальневосточной в г.Петропавловске-Камчатском, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- на пути от квартир до лестничной клетки типа H1 (незадымляемые лестничные клетки) две двери (за исключением квартирных) не имеют устройства для самозакрывания, что является нарушением пункта 5.4.14 СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (далее - СП 1.13130.2009);
- приемно-контрольные приборы АПС и СОУЭ установлены в помещении цокольного этажа не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, сигнал о пожаре передается в помещение не с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (пост не организован), что является нарушением пункта 13.14.5 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009);
- на момент проведения проверки шлейф 7 и 24 системы автоматической пожарной сигнализации находились в неисправном состоянии, что является нарушением пункта 61 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима);
- ручной пожарный извещатель, расположенный в коридоре 1-го этажа, установлен на стене на высоте 180 см. от уровня пола, что является нарушением пункта 13.13.1 СП 5.13130.2009;
- отключены источники резервного питания (аккумуляторные батареи), которые должны обеспечивать питание указанных АПС в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме, что является нарушением пункта 15.3 СП 513130.2009;
- не обеспечена подзарядка аккумуляторов используемых в качестве источников резервного питания приемно-контрольных приборов системы АПС, что является нарушением пункта 15.10 СП 5.13130.2009;
- на цокольном этаже дома СОУЭ не работает, что является нарушением пункта 4.1 СП 3.13130-2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 3.13130-2009);
- звуковые оповещатели, установленные на всех этажах дома, находятся на расстоянии менее 150 мм от потолка, что является нарушением пункта 4.4 СП 3.13130-2009;
- не предусмотрено электропитание пульта приемно-контрольных приборов и приборов управления (ППКПУ) АПС от отдельной группы электроснабжения вводного щита в здание (ГРЩ, ВРУ) или самостоятельного ВРУ помещений общественного назначения), подключенными двумя линиями от одного ввода с автоматическим переключением с одной линии на другую, что является нарушением статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункта 7.10 СП 31-110-2003 "Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий".
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 03.10.2013 N 440.
По данному факту 03.10.2013 административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 428, на основании которого 14.11.2013 вынесено постановление N 428 о признании ООО "ЕГУК ЖКХ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности (статьи 1, 2 Закона о пожарной безопасности).
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В силу части 1 статьи 38 этого же закона собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными Правилами также предусмотрена ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества (пункт 42).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о том, что управляющая организация, являющаяся специализированной коммерческой организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами в качестве основной предпринимательской деятельности, обязана соблюдать действующее законодательство, в том числе законодательство о пожарной безопасности.
Поскольку факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается материалами дела, вина общества в совершении правонарушения установлена, порядок производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушен, суды обоснованно отказали заявителю в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления отдела надзорной деятельности по г.Петропавловску-Камчатскому.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права; были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде апелляционной инстанции; правовые основания для переоценки выводов судов относительно установленных фактических обстоятельств не входят в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций применили нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем основания для отмены судебных актов в обжалуемой части отсутствуют.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 104 АПК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб., перечисленная по платежному поручению от 08.04.2014 N 199.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А24-4835/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания ЖКХ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Л.К. Кургузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.