г. Хабаровск |
|
27 июня 2014 г. |
Дело N А73-10115/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Новиковой С.Н., Цирулик О.В.
при участии
без явки представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Хабаровскому краю на решение от 13.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А73-10115/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Леонов Д.В., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
По заявлению муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г.Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, место нахождения: 681000, Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда, 13; далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Карла Маркса, 74; далее - управление Росреестра, регистрирующий орган), выраженного в письме от 29.07.2013 N 04/001/2013-381, об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, микрорайон Таежный, ДОС 9, кв. N 27, и обязании зарегистрировать указанное право.
В обоснование заявленных требований администрация сослалась на положения статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ).
Определением суда от 05.11.2013 производство по делу приостанавливалось на основании части 9 статьи 130, пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до вступления в законную силу судебных актов по делам N N А73-10118/2013, А73-10122/2013.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, оформленный письмом от 29.07.2013 N 04/001/2013-381, на регистрирующий орган возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования на спорную квартиру.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и отказать в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, не состоящих на кадастровом учете. В этой связи полагает, что суды ошибочно признали достаточным для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на спорное помещение, не постановленное на учет в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), только решение уполномоченного органа о его передаче из федеральной собственности в муниципальную.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, считая состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения поданной кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством обороны Российской Федерации издан приказ от 30.12.2011 N 2733 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно данному приказу из федеральной собственности в муниципальную собственность переданы объекты недвижимости, ранее закрепленные на праве оперативного управления за ФГУ "Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района", в том числе квартира N 27 площадью 43,8 кв.м, расположенная по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, п.Таежный, ДОС 9.
13.03.2013 администрация обратилась в Комсомольский-на-Амуре отдел управления Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанную квартиру.
Письмом от 29.07.2013 N 04/001/2013-381 управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права муниципальной собственности по причине отсутствия учета объекта в ГКН.
Считая, что данное решение управления Росреестра противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы муниципального образования, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Согласно положениям части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
В случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ).
Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества (абзац 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ).
Разрешая настоящий спор, арбитражные суды, с учетом установленных в рамках иных аналогичных дел N N А73-10118/2013, А73-10122/2013 обстоятельств (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), исходили из того, что вышеперечисленными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В этой связи, учитывая, что соответствующее решение в виде приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2011 N 2733 к поданному в управление Росреестра заявлению администрацией было приложено, суды указали на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на переданную муниципалитету квартиру.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, решение которого поддержано апелляционным судом, сделал правомерный вывод о том, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы администрации как собственника имущества, в связи с чем, удовлетворил заявленное требование, обязав управление Росреестра в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отклоняются судебной коллегией как противоречащие перечисленным выше положениям Закона N 423-ФЗ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А73-10115/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.Н. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.