г. Хабаровск |
|
30 июня 2014 г. |
Дело N А59-3744/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: муниципального унитарного предприятия "Тепло" - представитель не явился;
от ответчика: Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепло" на решение от 14.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А59-3744/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Белоусов А.И., в суде апелляционной инстанции судьи: Грачев Г.М., Пяткова А.В., Рубанова В.В.
По заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепло"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления
Муниципальное унитарное предприятие "Тепло" (ОГРН 1126509000342, место нахождения: 694620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Портовая, 1,1; далее - МУП "Тепло", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области (ОГРН 1046500639998, место нахождения: 693020, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 49; далее - Управление Росприроднадзора по Сахалинской области, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2013 N ОТ-03-124/2013 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной МУП "Тепло" в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, приводятся доводы о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что выявленные нарушения образуют одно правонарушение, управлением нарушены положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, в силу которых никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Кроме того, по мнению предприятия, административный орган должен был применить закон, действовавший на момент совершения правонарушения. Поскольку МУП "Тепло" совершило административное правонарушение до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 173-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", его положение как лица, совершившего административное правонарушение, ухудшилось в связи с внесением изменений в абзац второй части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, что свидетельствует об ужесточении административной ответственности за данный вид правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Сахалинской области, возражая против доводов предприятия и удовлетворения жалобы, полагает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 26.06.2014.
Ознакомившись с письменными доказательствами, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании поступившей 07.06.2013 служебной записки заместителя начальника отдела ГЭЭ, нормирования и РТ Огиенко В.С. об осуществлении МУП "Тепло" выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельных N N 1,4,5,6,7,9 и ТЭЦ "Теплоэлектроцентарль" в отсутствие специального разрешения, Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области в отношении предприятия 16.07.2013 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В ходе административного расследования административным органом установлено, что основным видом деятельности МУП "Тепло" является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Для осуществления данного вида деятельности согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 14.08.2012 N 4 и акту приема-передачи к нему за МУП "Тепло" закреплены котельные, расположенные по адресам: г. Холмск, ул. Пригородная, 2, ул. Лесозаводская, 12б, ул. Капитанская, 12, пер. Канатный, 3, ул. Победы, 26, ул. Адм. Макарова, 6, ул. Мичурина, 8, ул. Железнодорожная, 94.
Согласно представленным сведениям (перечень источников загрязнения атмосферного воздуха МУП "Тепло") одним из источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории предприятия является - котельная по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская, 12б. Расход угля по котельной составил за IV квартал 2012 года и I, II кварталы 2013 года - 11 556,5 т.
По данным статистического отчета по форме 2-ТП (воздух) за 2012 год, представленным МУП "Тепло", в 2012 году предприятием было выброшено загрязняющих веществ: диоксид серы - 107,514 т, оксид углерода - 662,001 т, твердые вещества - 279, 814 т, оксиды азота (в перерасчете на NO2) - 53,956 т, летучие органические соединения - 0,254 т.
На основании указанных материалов управление пришло к выводу, что предприятие осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации своих котельных, в том числе котельной по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская, 12б, в отсутствие специального разрешения.
В связи с выявленным нарушением законодательства, в отношении МУП "Тепло" составлен протокол об административном правонарушении от 09.08.2013 N ОТ-03-124/2013.
Постановлением о назначении административного наказания от 16.08.2013 по делу N ОТ-03-124/2013 предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и ему назначен штраф в сумме 180 000 руб.
Не согласившись с постановлением управления, МУП "Тепло" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закона об охране атмосферного воздуха) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечёт наступление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения МУП "Тепло" в IV квартале 2012 года и I, II кварталах 2013 года административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 09.08.2013 N ОТ-03-124/2013, отчётом формы N2-ТП (воздух) и не оспаривается предприятием.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ (в редакции Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением административного органа от 16.09.2013 МУП "Тепло" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 173-ФЗ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Таким образом, действия предприятия квалифицированы по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ в редакции, не действовавшей на момент совершения правонарушения, что противоречит требованиям части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм материального права (пункт 2 части 2 статьи 288 АПК РФ), а постановление административного органа признанию незаконным и отмене в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб. (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Далее, согласно пункту 5 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 N 288, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю. Следовательно, разрешение должно выдаваться каждому обособленному подразделению (по каждой отдельной производственной территории).
В связи с чем подлежит отклонению довод кассационной жалобы об отсутствии обязанности получать отдельные разрешения на каждый обособленный объект, оказывающий вредное воздействие на атмосферный воздух.
Данный довод подлежит отклонению ещё и потому, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, также не разрешается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2013 по делу N А59-3744/2013 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области от 16.08.2013 N ОТ-03-124/2013 о привлечении муниципального унитарного предприятия "Тепло" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и изменить в части назначения наказания, превышающего 40 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
И.С. Панченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.