г. Хабаровск
01 марта 2011 г. |
N Ф03-294/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: О.П.Дружиной, С.Н.Новиковой
при участии
от истца: Балошина Т.Н. - юрисконсульт по доверенности от 19.11.2010 N 676; Степанова Е.Б. - зам. начальника отдела по доверенности от 19.11.2010 N 673
от ответчика: Грачев К.Г. - зам. директора по доверенности от 11.01.2011 N 1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 01.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010
по делу N А51-6138/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А.Тимофеева, в суде апелляционной инстанции судьи И.С.Чижиков, И.Л.Яковенко, С.В.Шевченко
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 62 946 рублей 58 копеек
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт" 62 946 рублей 58 копеек, составляющих плату за пользование вагонами.
Решением суда от 01.09.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010, иск удовлетворен в полном объеме, со ссылкой на документальное подтверждение задержания (простоя) спорных вагонов на промежуточной железнодорожной станции по вине ответчика как грузополучателя.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе ОАО "ВМТП", считающего их незаконными и подлежащими отмене, в удовлетворении иска ОАО "РЖД" следует отказать.
Заявителем оспаривается обоснованность выводов суда и истца о задержке спорных вагонов по вине порта, нарушившего технологический срок оборота вагонов на станции назначения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Владивостокский морской торговый порт" доводы жалобы поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения.
Представители ОАО "РЖД" доводы кассационной жалобы отклонили, просили ее оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав пояснения сторон, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, 25 января 2006 года между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (владелец) заключен договор N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Владивостокский морской торговый порт" по станции Владивосток.
Согласно пункту 4 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров (пункт 5 договора).
27 и 28 июля 2009 года со станции Магнитогорск-грузовой в адрес ОАО "Владивостокский морской торговый порт" на станцию Владивосток ДВост ж.д. по отправкам ЭЯ920523, ЭЯ926809 были отправлены вагоны с прокатом плоским из железа или нелигированной стали, срок доставки которых определен до 17 августа 2009 года.
Указанные вагоны прибыли на станцию назначения 22 августа 2009 года. На промежуточной станции Спасск-Дальний в период с 08.08.2009 по 22.08.2009 в ожидании приема станцией Владивосток указанные вагоны были брошены по причине неприема грузополучателем.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (Правила).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил на станции бросания перевозчиком составлены акты общей формы станции Спасск-Дальний N 4/604857, N 4/604856 от 08.08.2009.
Согласно п. 4.7 Правил задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, номера вагонов, дата, время и причина задержки.
Истцом представлены распоряжения N 289 от 08.08.2009, N 290 от 22.08.2009 на бросание и подъем поезда на станции Спасск-Дальний, в которых указаны необходимые сведения.
На основании указанных распоряжений, перевозчик известил станцию назначения о задержке груза, что подтверждается уведомлением о задержке вагонов с промежуточной станции уведомлением о задержке (отправлении) поезда в пути следования N 155 от 08.08.2009, содержащим перечень номеров вагонов с указанием времени бросания.
Факт простоя зафиксирован истцом в акте общей формы станции Владивосток N N 600325 от 22.08.2009, на основании которого составлена накопительная ведомость N 160950.
Представитель ОАО "ВМТП" подписал акт общей формы и накопительную ведомость с оговоркой о непризнании указанной в накопительной ведомости суммы в связи с отсутствием подтверждающих документов, готовности порта к приему груза и отсутствия разрешения порта на бросание вагонов.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом на станции назначения на факт задержки вагонов составлены акты общей формы N N 3/604002 от 08.08.09, 3/604003 от 09.08.09, 3/604004 от 10.08.09, 3/604149 от 11.08.09, 3/604060 от 13.08.09, 3/604061 от 14.08.09, 3/604062 от 15.08.09, 3/604035 от 17.08.09, 3/604036 от 18.08.2009, 3/604037 от 19.08.2009, 3/604051 от 20.08.2009, 3/604052 от 21.08.2009, 3/6904053 от 22.08.2009 в присутствии представителя ОАО "ВМТП" Евтушенко В.В., который от их подписания отказался.
Руководствуясь Тарифным руководством N 2, утвержденным постановлением ФЭК России за N 35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ, ОАО "Российские железные дороги" начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции на сумму 62 946 рублей 58 копеек и предъявило ответчику счет N 109 от 01.03.2010, неоплата которого явилась основанием для обращения с настоящим иском.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в ожидании подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления, в том числе ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Подпунктом 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 предусмотрено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в Пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Судами обеих инстанций признано, что находящиеся в деле акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов и являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов. В данных актах указаны номера вагонов, прибывшие в адрес ответчика, наименования груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. В актах имеется запись о том, что представитель грузополучателя от их подписания отказался. Факт отказа удостоверен подписями двух представителей ОАО "Российские железные дороги".
Представленными актами общей формы подтверждается, что спорные вагоны задержаны на станции Спасск-Дальний в связи с неприемом их станцией Владивосток, вследствие занятости станционных путей вагонами, пришедшими в адрес ответчика, не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки.
Нарушение технологических сроков обработки вагонов подтверждается перечнем памяток, свидетельствующих о несоблюдении технологических норм выгрузки ответчиком и памятками приемосдатчика.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные истцом доказательства, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу, что причиной задержки спорных вагонов является невыполнения ответчиком технологических норм выгрузки, и в связи с этим наличие правовых оснований для взыскания с последнего платы за пользование вагонами за время задержки в пути следования на сумму 62 946, 58 руб. При этом суд правильно руководствовался статьей 784 ГК РФ; статьями 39, 119 УЖТ РФ; Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом; Тарифным руководством N 2.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащих доказательствах относительно задержки вагонов, представленных истцом, были уже предметом исследования в обеих судебных инстанциях, где им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Таким образом, обжалованные судебные акты являются законными и обоснованными, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.09.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 по делу N А51-6138/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
И.А.Тарасов |
Судьи |
О.П.Дружина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.