г. Хабаровск
10 марта 2011 г. |
N Ф03-449/2011 |
Резолютивная часть постановления от 02 марта 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: В.М.Голикова, О.Н.Трофимовой
при участии
от заявителя: ООО "Морские путешествия" - Кузнецов А.В., представитель по доверенности от 01.06.2010 б/н;
от Краснознаменного пограничного управления по Приморскому краю ФСБ Российской Федерации - Миняйло К.О., представитель по доверенности от 25.02.2011 N 21/703/31/1237;
от Федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Владивосток" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морские путешествия"
на решение от 14.10.2010
по делу N А51-9053/2010 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н.Анисимова
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морские путешествия"
к Краснознаменному пограничному управлению по Приморскому краю Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению "Администрация морского порта Владивосток"
о признании незаконными решения от 17.05.2010 N 21/703/1/7/2663, действий по запрету перехода двух парусных яхт во временные таможенные зоны сроком с 17.05.2010 по 31.05.2010 и бездействия по невыдаче разрешения на переход двух парусных яхт во временные таможенные зоны
Арбитражный суд Приморского края решением от 14.10.2010 отказал обществу с ограниченной ответственностью "Морские путешествия" (далее - общество) в признании незаконным решения Краснознаменного пограничного управления по Приморскому краю Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - пограничное управление) от 17.05.2010 N 21/703/1/7/2663; в признании незаконными действий пограничного управления по запрету перехода двух парусных яхт во временные таможенные зоны сроком с 17.05.2010 по 31.05.2010.
Суд также отказал обществу в признании незаконным бездействия Федерального государственного учреждения "Администрация морского порта Владивосток" (далее - администрация порта Владивосток), выразившегося в отказе выдачи разрешения на переход двух парусных яхт во временные таможенные зоны.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не рассматривалось, так как определением от 28.12.2010 Пятый арбитражный апелляционный суд возвратил апелляционную жалобу в связи с отказом обществу в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе ООО "Морские путешествия", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, предлагает решение от 14.10.2010 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, при рассмотрении дела и вынесении решения судом разрешены права и обязанности лица, не привлеченного к участию в деле - таможенного органа.
Кроме того, судом при рассмотрении дела не принято во внимание то, что спорные яхты относятся к спортивным или прогулочным маломерным судам, которым, в соответствии с подпунктом "к" пункта 8 Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации", запрещено швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству.
В данном случае, заход и швартовка яхт к причалу N 1 ВМТП была обусловлена необходимостью прохождения пограничного, таможенного и других видов контроля для оформления пересечения государственной границы и прихода во исполнение требований законодательства Российской Федерации.
Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами" (зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6938) предусмотрены требования к базам маломерного флота.
Однако ни администрацией пункта пропуска, ни администрацией порта Владивосток, ни пограничным управлением не определены и не обустроены безопасные места пункта пропуска для маломерных судов.
Вследствие чего яхты следовали не вглубь территории Российской Федерации, а к ближайшему месту безопасной оборудованной стоянки маломерных судов, где вследствие этой необходимости и были определены временные зоны таможенного контроля.
Поскольку место оформление спорных яхт - причал N 1 ВТП не пригоден для безопасной стоянки маломерных судов, то в связи с ухудшением погодных условий яхты были вынуждены уходить на рейд от причала.
Кроме того, заявитель жалобы сослался на статью 25.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе Российской Федерации), которой установлено, что перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 N 907-р "Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" утвержден такой перечень, где не предусмотрено, что на территории пункта пропуска возможно проведение выставок, ярмарок, нахождения яхт для отдыха экипажа и так далее, то есть не предусмотрено, что после прохождения всех видов контроля и оформления прихода судно может находиться на территории пункта пропуска неограниченное время.
Заявитель жалобы считает, что в соответствие со статьёй 23 Закона о Государственной границе Российской Федерации капитан порта, как руководитель администрации порта, решает все вопросы, связанные с судами находящимися на акватории порта, и дает разрешение на вход и выход из порта, в том числе в необходимых случаях после согласования с другими службами и/или органами исполнительной власти.
По мнению заявителя жалобы, совпадение территории пункта пропуска с территорией порта Владивосток не освобождает администрацию порта Владивосток от исполнения своих обязанностей. Более того, во всех нормативных актах установлено, что разрешение выдает капитан порта, согласовывая это с надлежащими организациями.
Администрация морского порта Владивосток в отзыве на жалобу и представитель пограничного управления в судебном заседании просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Администрация морского порта Владивосток извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя для участия в судебное заседание не обеспечила.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей общества и пограничного управления, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом
первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 21 по 23 мая 2010 года общество проводило вторую международную выставку катеров и яхт "Vladivostok Boat Show 2010" на территории яхт-клуба "Семь Футов" по адресу: г. Владивосток, ул. Лейтенанта Шмидта, 17.
Для участия в выставке 15.05.2010 в порт Владивосток прибыли две парусные яхты "Elena" (флаг Малайзии) и "Осеаn Agassy" (флаг Таиланд). Данные суда были отшвартованы в пункте пропуска (причал N 1 ВМТП) через границу для оформления. В этот же день в отношении указанных яхт были завершены таможенные, пограничные и иммиграционные процедуры.
Двумя распоряжениями от 17.05.2010 N 38 начальником таможенного поста МПВ были открыты временные таможенные зоны сроком с 17.05.2010 до 31.05.2010, в которых яхты будут находиться до завершения сроков выставки на акватории яхт-клуба "Семь Футов".
Этого же числа капитан яхты "Elena" (флаг Малайзии) Завизионов А.А. и капитан яхты "Осеаn Agassy" (флаг Таиланд) Кондаков В.Н. обратились к капитану морского торгового порта с заявлениями о выдаче разрешения на переход к месту временной стоянки - яхт-клуб "Семь футов", где им была открыта временная таможенная зона.
Письмами от 18.05.2010 N 2/2156 и N 2/2157 администрация порта Владивосток уведомила заявителей, что для получения испрашиваемого разрешения им необходимо обратиться в пограничное управление.
При разрешении данного вопроса пограничное управление письмом от 17.05.2010 N 21/703/1/7/2663 сообщило организатору выставки - ООО "Морские путешествия", что территория и акватория яхт-клуба "Семь футов" в пределы морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации "Владивосток" не входят, в связи с чем стоянка иностранных яхт у причалов на акватории порта яхт-клуба "Семь футов" не представляется возможной.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения от
17.05.2010 N 21/703/1/7/2663, действий по запрету перехода двух парусных яхт во временные таможенные зоны сроком с 17.05.2010 по 31.05.2010 и бездействия по невыдаче разрешения на переход двух парусных яхт во временные таможенные зоны
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734 "О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации" утверждено соответствующее положение, в силу пункта 5.6.6 которого создание администраций пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляет Росграница.
Приказом Росграницы от 06.11.2008 N 115 утвержден перечень территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, в который вошло Дальневосточное территориальное управление Росграницы.
Из пунктов 7.1 и 7.2.1 Положения о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного Приказом Росграницы от 06.11.2008 N 115, следует, что управление принимает в регионе своей деятельности акты об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; готовит и представляет в Агентство предложения о целесообразности установления, закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и мест пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, после принятия Положения о Росгранице вопрос о создании пунктов пропуска регулируется Росграницей и её территориальными органами.
Соответственно, администрация порта Владивосток не является администрацией пункта пропуска в значении статьи 23 Закона о Государственной границе Российской Федерации и не уполномочена выдавать какие-либо разрешения на переход к месту временной стоянки для иностранных судов.
Из материалов дела усматривается, что заявлениями от 17.05.2010 капитан яхты "Elena" и капитан яхты "Осеаn Agassy" просили капитана морского торгового порта выдать им разрешения на переход к месту
временной стоянки - яхт-клуб "Семь футов", где им была открыта временная таможенная зона.
Письмами от 18.05.2010 N 2/2156 и N 2/2157 администрация порта Владивосток уведомила их, что для получения испрашиваемого разрешения им необходимо обратиться в пограничное управление.
При таких обстоятельствах суд считает, что в спорной ситуации со стороны администрации порта Владивосток незаконное бездействие по невыдаче разрешения на переход двух парусных яхт во временные таможенные зоны отсутствовало.
Более того, в поведении администрации порта Владивосток суд правомерно не усмотрел бездействие по отношению к обществу, так как в рассматриваемом случае заявления от 17.05.2010 о переходе к месту временной стоянки были поданы от имени капитанов яхт.
Принимая во внимание, что между обществом и администрацией порта Владивосток отсутствовали взаимоотношения по спорному вопросу, суд пришёл к правильному выводу, что требования общества в части оспаривания бездействия администрации порта Владивосток не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и, следовательно, не подлежат удовлетворению.
Также правомерен вывод суда о правильности решения пограничного управления от 17.05.2010 N 21/703/1/7/2663 и действий по запрету перехода двух парусных яхт во временные таможенные зоны сроком с 17.05.2010 по 31.05.2010.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) все иностранные суда, кроме военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, независимо от их предназначения и форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов.
Нахождение иностранных морских судов вне границ морских портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов, предусматривается только в случаях прохода ими по внутренним водным путям и следования их каботажем из одного порта Российской Федерации в другой порт Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 9 Закона о Государственной границе Российской Федерации под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 253 утверждены Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии, с которыми под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от Государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.
Пределы территории Владивостокского морского порта, где расположен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определены "Обязательными постановлениями по Владивостокскому морскому порту и приписным портпунктам Большой Камень и Чажма", утвержденными начальником администрации порта Владивосток 01.01.2006.
Как установлено судом, территория яхт-клуба "Семь футов" не входит в пределы территории Владивостокского морского порта.
Кроме того, согласно Приказу ФСБ России от 17.04.2007 N 193 "О пределах пограничной зоны на территории Приморского края" и Приказу ФСБ России от 10.07.2007 N 355 "Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим" территория муниципального образования Владивостокский городской округ, на которой расположен яхт-клуб, в пределы пограничной зоны также не входит, а также в прилежащей к ней акватории залива Петра Великого пограничный режим не установлен.
Более того, в утвержденный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2006 N 312 "О паспортах пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации" паспорт пункта пропуска "Морской порт Владивосток" территория яхт-клуба "Семь футов" включена не была.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что временная стоянка судов, организованная обществом на территории указанного яхт-клуба, является внутренней территорией Российской Федерации и не входит в территорию пункта пропуска "Морской порт Владивосток".
Соответственно статья 16 Закона о Государственной границе Российской Федерации и Приказ ФСБ РФ от 10.09.2007 N 458 "Об утверждении правил пограничного режима", на нарушение которых при принятии оспариваемого решения и совершении оспариваемых действий ссылается общество, в спорной ситуации применению не подлежат.
С учётом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что фактически две парусные яхты под иностранными флагами имели намерение следовать вглубь территории Российской Федерации, тогда как по правилам части 5 статьи 24 Закона о Государственной границе Российской Федерации транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования в глубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения пограничных и таможенных органов.
Кроме того, учитывая, что стоянка иностранных яхт вне границ морского порта, открытого для захода иностранных судов, законодательством Российской Федерации не предусмотрена, следовательно у пограничного управления отсутствовали полномочия по выдаче разрешения на выход иностранных судов с территории морского порта с целью постановки их на причалы, территория которых не включена в границы морского порта.
Распоряжениями начальника таможенного поста МПВ от 17.05.2010 N 38 на территории яхт-клуба "Семь футов" были открыты временные таможенные зоны сроком с 17.05.2010 до 31.05.2010 для размещения двух парусных яхт под иностранными флагами, что не свидетельствует о возможности изменения указанными судами места стоянки и не освобождает администрацию порта Владивосток от исполнения своих обязанностей. Более того, во всех нормативных актах установлено, что разрешение выдает капитан порта, согласовывая это с надлежащими организациями.
Поскольку доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1-4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемый судебный акт как принятый с правильным применением судом норм материального права отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 14.10.2010 по делу N А51-9053/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Г.А.Сумина |
Судьи |
В.М.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.