г. Хабаровск
01 марта 2011 г. |
N Ф03-194/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.И. Гребенщикова
Судей: Г.А. Камалиевой, Е.К. Яшкиной
при участии
от истца: Лопатина Т.А. - представитель по доверенности б/н от 01.01.2011
от ответчиков: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 29.09.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010
по делу N А73-9408/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.Л. Коваленко, в суде апелляционной инстанции - судьи В.Ф. Карасев, М.О. Волкова, Л.Г. Малышева
По иску конкурсного управляющего федерального государственного унитарного предприятия "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Министерству обороны Российской Федерации
о признании права хозяйственного ведения на объект недвижимости
Конкурсный управляющий Федерального государственного унитарного предприятия "89 Центральный авторемонтный завод Министерства обороны Российской Федерации" Серегина Т.Ю. (далее - конкурсный управляющий) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае) и Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны РФ) о признании права хозяйственного ведения на нежилое здание - компрессорную, литер Т, этажность 1, площадью 227,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62.
В обоснование исковых требований конкурсный управляющий указала, что предприятие регистрацию права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости не производило, однако от принадлежащего ему права, возникшего до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), не отказывалось, правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника не производилось, принудительного изъятия имущества также не было. Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права хозяйственного ведения послужил основанием для обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением от 29.09.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010, исковые требования удовлетворены. За Федеральным государственным унитарным предприятием "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "89 ЦАРЗ") признано право хозяйственного ведения на нежилое здание - компрессорную, литер Т, этажность 1, площадью 227,4 кв.м., расположенное по адресу г. Хабаровск, пер. Облачный, 62. Удовлетворяя требования ФГУП "89 ЦАРЗ" суд первой инстанции исходил из пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации, предусматривающего, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Не согласившись с указанными судебными актами, Минобороны РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с нарушением и неправильным применением норм материального права.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указал на то, что поскольку на момент издания Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.11.2005 N 2521-р "О ликвидации государственного унитарного предприятия "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации" право хозяйственного ведения за ФГУП "89 ЦАРЗ" на вышеуказанное имущество не было зарегистрировано, то и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Считает, что судами вопрос о собственнике указанного имущества надлежащим образом не исследовался. По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку последний обратился в суд за признанием уже существующего права, тогда как необходимо было обращаться в соответствующий орган за регистрацией существующего права; решение суда не может служить основанием для подтверждения наличия либо отсутствия подлежащего государственной регистрации права.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий просит обжалуемые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Выводы судов обеих инстанций считает правильными, а доводы кассационной жалобы - необоснованными.
ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае в отзыве на кассационную жалобу отмечает, что истец не представил необходимые сведения для учета спорного здания - компрессорной в реестре федерального имущества. Просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Министерство обороны, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность решения от 29.09.2010 и постановления апелляционного суда от 29.11.2010, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены названных судебных актов отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, ГУП "89 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации" зарегистрировано администрацией города Хабаровска 08.05.1996 N 002686-АГ.
На основании приказа Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 31.10.1996 N 521 "О закреплении государственного имущества за государственным предприятием "89 Военный завод Министерства Обороны Российской Федерации"" за последним было закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество Российской Федерации в объемах и на условиях в соответствии с заключенным договором (приложение N 1).
По договору от 31.10.1996 N 789 (приложение N 1 к приказу) за государственным предприятием "89 Военный завод Министерства Обороны Российской Федерации", действующим на основании Устава, утвержденного приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 08.05.1996 N 002686, на праве хозяйственного ведения было закреплено недвижимое и движимое имущество, отраженное в балансе государственного предприятия "89 Военный завод Министерства Обороны Российской Федерации" по состоянию на 01.10.1996, где в приложении N 2 под N 29 значится здание компрессорной (г. Хабаровск, пер. Облачный, 62).
Нежилое здание - компрессорная, инв.N 167А, литер Т, площадью 227,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 27 АБ N 298555 от 29.12.2006 г.
Указанный объект внесен в реестр федерального имущества за номером 02700999 (выписка из реестра - л.д. 36).
Из технического паспорта на спорный объект - здание компрессорной следует, что оно 1987 года постройки (как это и указано в балансе государственного предприятия "89 Военный завод Министерства Обороны Российской Федерации"), имеет площадь 227,4 кв.м. и располагается по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62.
Из пункта 1.1 устава ФГУП "89 ЦАРЗ" (л.д. 19-26) следует, что "89 ЦАРЗ" Министерства обороны РФ является правопреемником ФГУП "89 военный завод", созданного в соответствии с директивой автомобильного управления Забайкало-Амурского военного округа от 31.03.1946 N 435/674. Согласно пункту 3.3. Устава на момент утверждения устава (25.03.2004) чистые активы предприятия составляют 34 338 000 руб., в т.ч. недвижимое имущество согласно Приложению 1 к настоящему Уставу, где в качестве объекта недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятия, значится здание компрессорной (инвентарный номер 054).
Кроме того, в экспертном заключении ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае от 16.04.2009 г. N 282 "Об оценке недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении ФГУП "89 ЦАРЗ" Министерства обороны РФ" (л.д. 57) отмечено, что спорное имущество закреплено за ФГУП "89 ЦАРЗ" Министерства обороны РФ" на праве хозяйственного ведения.
Полагая, что здание компрессорной, литер Т, этажность 1, площадью 227,4 кв.м., расположенное по адресу г. Хабаровск, пер. Облачный, 62, принадлежит ФГУП "89 ЦАРЗ" на праве хозяйственного ведения, конкурсный управляющий данного предприятия обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, а также в результате приобретения унитарным предприятием имущества по договору или иному основанию.
Учитывая, что спорное здание было включено собственником в состав имущества, передаваемого предприятию "89 ЦАРЗ" на праве хозяйственного ведения для осуществления деятельности предприятия, и, учитывая отсутствие доказательств того, что у истца прекращено право хозяйственного ведения по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 299 ГК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности искового требования о признании права хозяйственного ведения ФГУП "89 ЦАРЗ" на спорное здание компрессорной. Указанные выводы судов обеих инстанций заявителем кассационной жалобы не опровергнуты. При этом суд первой инстанции верно указал, что нахождение здания компрессорной (инвентарный номер 054) на учете основных средств ФГУП "89 ЦАРЗ", кроме всего прочего, подтверждается карточкой учета основных средств N 44 (л.д. 55).
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правомерно.
С учетом изложенного довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку на момент издания Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.11.2005 N 2521-р "О ликвидации государственного унитарного предприятия "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации" право хозяйственного ведения за ФГУП "89 ЦАРЗ" на вышеуказанное имущество не было зарегистрировано, то и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, отклоняется.
Является несостоятельным и подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что выбранный истцом способ защиты нарушенного права является ненадлежащим. Способы защиты гражданских прав определены гражданским законодательством, при этом возможность предъявления требования о признании права как способа защиты нарушенного права прямо предусмотрена статьей 12 ГК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследовался вопрос о собственнике имущества ФГУП "89 ЦАРЗ" является несостоятельным, поскольку данный вопрос был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил оценку согласно обстоятельствам дела. При этом судом апелляционной инстанции установлено, что из п. 1.4. Устава "89 ЦАРЗ" Министерства обороны (л.д. 19-26) в действующей редакции, следует, что функции учредителя и собственника имущества Предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ (ныне Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) и Министерство обороны РФ.
Ссылка заявителя жалобы на то, что на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" ФГУП "89 ЦАРЗ" ликвидирован является ошибочной и во внимание судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование только после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Между тем в настоящее время в отношении ФГУП "89 ЦАРЗ" проводится процедура конкурсного производства.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2010 по делу N А73-9408/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.