г. Хабаровск |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А73-10126/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: Е.О. Никитина, М.М. Саранцевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю на решение от 10.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А73-10126/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Степина С.Д., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
По заявлению Муниципального образования Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации города Комсомольск-на-Амуре
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
об обжаловании отказа в государственной регистрации права собственности
Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150; 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, Аллея Труда, 13; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116; ИНН 2721121630; 680000, г. Хабаровск, ул. К. Маркса д. 74; далее - Управление Росреестра, Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Комсомольского-на-Амуре отдела Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, выраженного в письме от 29.07.2013 N 04/001/2013-380 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, мкр. Таежный, ДОС-9, кв. 24, и обязании зарегистрировать указанное право.
На основании части 9 статьи 130, пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда от 05.11.2013 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебных актов по делам N N А73-10118/2013, А73-10122/2013
Решением суда от 10.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, заявленные Администрацией требования удовлетворены. Отказ управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, оформленный письмом от 29.07.2013 N 04/001/2013-381, признан незаконным, на регистрирующий орган возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования на квартиру, площадью 59,9 кв. м., расположенную по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, мкр. Таежный, ДОС-9, кв. 24.
Управление в кассационной жалобе просит состоявшиеся по делу решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Администрации отказать. В обоснование своих доводов Управление указывает на незаконность обжалуемых судебных актов, полагая их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство не предусматривает возможности осуществления государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, не состоящих на кадастровом учете. Полагает ошибочными выводы арбитражных судов о признании достаточным для осуществления государственной регистрации перехода права собственности на спорное помещение, не постановленное на учет в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), только решение уполномоченного органа о его передаче из федеральной собственности в муниципальную. Правильность своей правовой позиции подтверждает нормами статей 12, 16, пункта 1.2 статьи 20, пункта 11 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), части 5 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 423-ФЗ).
Администрация в представленном отзыве не согласилась с доводами кассационной жалобы, просила оставить оспариваемые по делу судебные акты без изменения, как вынесенные обоснованно и на законных основаниях.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
В силу части 3 статьи 284 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, при надлежащем их извещении не препятствует рассмотрению дела в настоящем судебном заседании без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов жалобы Управления, отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не имеется.
Как следует из материалов дела, Министерством обороны Российской Федерации издан приказ от 30.12.2011 N 2733 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Город Комсомольск-на-Амуре".
Согласно данному приказу из федеральной собственности в муниципальную собственность переданы объекты недвижимости, ранее закрепленные на праве оперативного управления за ФГУ "Комсомольская-на-Амуре квартирно-эксплуатационная часть района", в том числе квартира N 24 площадью 59,9 кв.м., расположенная по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, п.Таежный, ДОС 9.
13.03.2013 Администрация обратилась в Комсомольский-на-Амуре отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанную квартиру.
Письмом от 29.07.2013 N 04/001/2013-380 регистрирующий орган отказал Администрации в государственной регистрации права.
Считая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы муниципального образования, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований администрация сослалась на положения статьи 16 Закона N 122-ФЗ, статьи 3 Закона N 423-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в статье 20 Закона N 122-ФЗ, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
В силу части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется по смыслу абзаца 7 пункта 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества.
Разрешая настоящий спор, арбитражные суды, с учетом установленных в рамках иных аналогичных дел N А73-10118/2013, N А73-10122/2013 Арбитражного суда Хабаровского края обстоятельств, исходили из того, что вышеперечисленными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В этой связи, учитывая, что к поданному в управление Росреестра заявлению Администрацией было приложено соответствующее решение в виде приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2011 N 2733, суды указали на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на переданную муниципалитету квартиру.
Таким образом, арбитражные суды сделали обоснованный вывод о том, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы администрации как собственника имущества, в связи с чем, удовлетворил заявленное требование, обязав регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отклоняются судебной коллегией как противоречащие перечисленным выше положениям Закона N 423-ФЗ.
Остальные доводы кассационной жалобы приводились Управлением при рассмотрении настоящего дела в апелляционном порядке и были отклонены апелляционным судом, получив надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.
Новых аргументов, способных оказать влияние на результаты рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не приведено.
По существу выраженная в кассационной жалобе позиция направлена на иную оценку доказательств и установление иных обстоятельств, что в силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, материалы дела всесторонне и полно исследованы в порядке статей 65, 71 АПК РФ, полно определены юридически значимые обстоятельства дела, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в том числе, установленных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не имеется.
Принимая во внимание вышеуказанное, кассационная жалоба Управления Росреестра удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А73-10126/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.А. Логвиненко |
Судьи |
Е.О. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.