г. Хабаровск
22 февраля 2011 г. |
N Ф03-73/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Гребенщикова С.И.
Судей: Красковской О.Г., Яшкиной Е.К.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области
на решение от 28.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010
по делу N А37-875/2010 Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Комарова Л.П., в апелляционном суде судьи Сапрыкина Е.И., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области
третьи лица: Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области, областное государственное учреждение "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов"
о признании частично недействительным перечня имущества, переданного из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области
Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области (далее - КУГИ Магаданской области) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 33 Перечня имущества, переданного из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области федерального государственного учреждения "Тауйский лесхоз", имеющегося на балансе по состоянию на 01.01.2006, являющегося приложением к акту приема-передачи от 10.01.2007 N 6 (далее - Перечень имущества), утвержденного Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области (в настоящее время Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области, далее - ТУ Росимущества).
Заявление обосновано тем, что в процессе передачи федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, в государственную собственность Магаданской области, в перечень передаваемого имущества, учитываемого на балансе ФГУ "Тауйский лесхоз", включены 7 объектов незавершенного строительства жилого назначения (коттеджи). Однако данное имущество принадлежит физическим лицам с 1994 года, не являлось федеральной собственностью, в реестре федерального имущества отсутствовало, в государственную собственность субъекта РФ фактически не передавалось. По мнению КУГИ Магаданской области, при таких обстоятельствах содержание пункта 33 указанного Перечня имущества при несостоявшейся его передаче не соответствует статье 209 ГК РФ, поскольку субъект РФ не приобрел правомочия владения, пользования и распоряжения в отношении спорного имущества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов администрации Магаданской области (далее - Департамент лесного хозяйства), областное государственное учреждение "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов".
Решением суда от 28.07.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010, в удовлетворении заявления отказано по мотиву пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В кассационной жалобе КУГИ Магаданской области, ссылаясь на неправильное применение арбитражными судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит названные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы об отсутствии признаков ненормативного правового акта у оспариваемого Перечня имущества и о нарушении порядка оформления безвозмездной передачи имущества из собственности РФ в собственность субъектов РФ. Полагает, что к заявленным требованиям какие-либо сроки обращения за судебной защитой не подлежат применению в силу статей 208, 209, 304 ГК РФ.
Департамент лесного хозяйства в отзыве на кассационную жалобу поддержал изложенные в ней доводы и требования заявителя.
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов" в отзыве на кассационную жалобу предложило ее удовлетворить, и в порядке статьи 48 АПК РФ заявило ходатайство о замене областного государственного учреждения "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов" на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов" на основании постановления администрации Магаданской области от 23.12.2010 и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.01.2011. Данное ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 159 АПК РФ.
ТУ Росимущества в отзыве на кассационную жалобу указало на необоснованность изложенных в ней доводов и просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебном заседании участия не принимали.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для их отмены.
Арбитражными судами установлено, что распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом по Магаданской области от 28.04.1999 "О внесении в Реестр федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Тауйским лесхозом" федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за названным лесхозом, внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается свидетельством от 28.04.1999 за регистрационным номером 04900015.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области от 29.12.2006 N 572 "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, в государственную собственность Магаданской области", федеральные государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству лесного хозяйства, переданы в государственную собственность Магаданской области.
В приложении к указанному распоряжению приведен Перечень федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства, подлежащих передаче в государственную собственность Магаданской области, в котором за N 3 поименовано федеральное государственное учреждение "Тауйский лесхоз".
10.01.2007 во исполнение названного распоряжения ТУ Росимущества утвержден акт приема-передачи N 6 федерального государственного учреждения "Тауйский лесхоз", согласно которому данное учреждение принято в государственную собственность Магаданской области как имущественный комплекс.
Имущество, передаваемое из федеральной собственности в государственную собственность Магаданской области, имеющееся на балансе ФГУ "Тауйский лесхоз" по состоянию на 01.01.2006, поименовано в Перечне, являющемся неотъемлемой частью акта приема-передачи от 10.01.2007. При этом в пункте N 33 данного Перечня имущества указано незавершенное строительство семи коттеджей, балансовой стоимостью 710 100,14 руб.
Ссылаясь на неправомерное указание в переданных документах спорных недостроенных коттеджей по причине отсутствия права федеральной собственности на данное имущество, КУГИ Магаданской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая во внимание публичный характер сложившихся между сторонами правоотношений и правовое положение органов государственной власти, участвовавших в передаче имущественных комплексов из федеральной собственности в собственность субъекта РФ, арбитражные суды при рассмотрении заявленных требований правомерно руководствовались нормами главы 24 АПК РФ.
По смыслу частей 1, 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающих на них какие-либо обязанности, создающие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как правильно указано в обжалуемых судебных актах, КУГИ Магаданской области обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением 20.05.2010, тогда как оспариваемый Перечень имущества (в части пункта N 33), являющейся приложением к акту приема-передачи, датирован 10.01.2007.
При этом КУГИ Магаданской области не заявляло о восстановлении по уважительной причине установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ пропущенного срока подачи заявления и арбитражными судами обеих инстанций не установлены обстоятельства, объективно препятствовавшие заявителю своевременно обратиться в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, необходимо отметить, что КУГИ Магаданской области участвовало в рассмотрении дела N А37-1904/2008 Арбитражного суда Магаданской области, вступившим в законную силу решением по которому от 08.04.2009 в удовлетворении требований прокурора Магаданской области о признании незаконными действий ТУ Росимущества по передаче из федеральной собственности в собственность Магаданской области в составе ФГУ "Тауйский лесхоз" объекта "незавершенное строительство семи коттеджей балансовой стоимостью 710 100 руб. 14 коп.", оформленной актом приема-передачи от 10.01.2007 N6, отказано.
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении заявления КУГИ Магаданской области соответствует установленным арбитражными судами фактическим обстоятельствам дела и нормам главы 24 АПК РФ.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправильное применение арбитражными судами норм материального права и нарушение норм процессуального права материалами дела не подтверждается, поэтому судом кассационной инстанции во внимание не принимается.
Его же доводы о необходимости рассмотрения настоящего спора по правилам искового производства и об отсутствии оснований для применения сроков исковой давности к требованиям, направленным на защиту права собственности, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании правовых норм.
С учетом изложенного, решение от 28.07.2010 и постановление от 02.11.2010 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 48, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворить: заменить областное государственной учреждение "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов" на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение "Северо-Восточная база авиационной охраны лесов".
Решение от 28.07.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2010 по делу N А37-875/2010 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия
Председательствующий: |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.