г. Хабаровск |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А73-11613/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Гребенщикова С.И.
Судей: Цирулик О.В., Лесненко С.Ю.
при участии
от ИП Пака В.В.: Гущина О.Ю., представитель по доверенности от 22.11.2012 N 27АА 0209946;
от администрации г. Хабаровска: Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-276; Соловьева И.И., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 1.1.27-194;
от Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение от 14.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу N А73-11613/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Серга Д.Г., в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
По заявлению индивидуального предпринимателя Пака Вячеслава Владимировича
к администрации города Хабаровска
третье лицо: Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска
о признании незаконным решения администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления", об обязании администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск"; подготовить и направить ИП Паку В.В. в течение 30 дней проект постановления администрации города Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3700 кв.м., местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52; опубликовать данный проект постановления администрации города Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте администрации города Хабаровска.
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (ОГРНИП 304272209900036; далее - ИП Пак В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании действий (бездействия) администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978; место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66; далее - администрация), выразившихся в незаконном принятии Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска решения от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления" и об обязании ответчика принять документы для предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", подготовить и направить ИП Паку В.В. в течение 30 дней проект постановления администрации города Хабаровска о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешений реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв.м., местоположение: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52, опубликовать данный проект постановления администрации города Хабаровска в средствах массовой информации и разместить на сайте администрации города Хабаровска.
К участию в деле привлечен Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее - Департамент).
Решением суда от 14.01.2014, оставленным постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами, просит их отменить и отказать в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на предоставление предпринимателем неполного комплекта документов, а именно на отсутствие среди них схемы планировочной организации земельного участка, необходимой для получения испрашиваемой муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.7. Административного регламента "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного Постановлением Администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336 (далее - Административный регламент). При этом, по мнению администрации, предполагаемое проведение предпринимателем приспособления объекта культурного наследия под современное использование не подпадает под регулирование указанного Административного регламента и не предполагает получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный законно N 73-ФЗ), согласно которому проведение таких работ по приспособлению объекта культурного наследия не требует получения разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу опровергает приведенные в ней доводы администрации и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
От Департамента отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представители администрации настаивали на удовлетворении поданной жалобы, против чего возражал представитель предпринимателя.
Департамент, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе посредством публикации необходимой информации на официальном сейте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в заседание суда не обеспечил.
Проверив законность принятых по делу судебных актов с учетом доводов и возражений сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены не имеется.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, ИП Паку В.В. на праве собственности принадлежат объект недвижимости - гостиница "Центральная", назначение: нежилое, общей площадью 5 965,80 кв.м, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, лит. А, кадастровый номер: 27-27-01/041/2005-652, а также земельный участок под данным зданием, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 3 700 кв.м с кадастровым номером 27:23:0030213:5, что подтверждается договором купли-продажи от 13.03.2006 N 871, свидетельствами о государственной регистрации права от 24.08.2010 серии 27-АВ NN 457285, 457284, кадастровым паспортом.
15.07.2013 предприниматель обратился в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением вх. N 5801 по вопросу получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенном по ул. Пушкина, 52 в г. Хабаровске, приложив к заявлению необходимые документы, в том числе распечатку из публичной кадастровой карты с указанием границ рядом расположенных земельных участников, но не имеющих общих границ с земельным участком по ул. Пушкина, 52 и генеральный план после реконструкции.
В ответ на указанное заявление Департамент письмом от 07.08.2013 N 01-50/10886 "Об отклонении заявления" сообщил ИП Паку В.В., что комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки принято решение об отказе в приеме документов для предоставления испрашиваемой им муниципальной услуги.
Полагая, что принятый администрацией отказ не соответствует закону и нарушает права предпринимателя, он в порядке норм главы 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также одновременно с этим нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), в силу пункта 1 части 1 статьи 6 которого органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.
При этом согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 7 названного федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, которые не предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг, а также осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.
Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 3 указанной статьи лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Арбитражными судами установлено, что на территории города Хабаровска порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте, утвержденном Постановлением администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1336, пунктом 2.6. которого установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления названной муниципальной услуги, а именно: схема планировочной организации земельного участка с указанием места отклонения по отступу от границ земельного участка; копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо личность и полномочия представителя физического или юридического лица на подачу заявления; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Пунктом 2.7. Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: не представлены документы, указанные в качестве приложения к заявлению; отсутствие в заявлении фамилии заявителя, направившего обращение, и адреса, по которому должен быть направлен ответ; невозможность прочтения заявления и приложенных документов.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы настоящего дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями названных норм материального права, признали, что предпринимателем в момент обращения в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска с заявлением требования Административного регламента соблюдены, все документы, указанные в качестве приложения к заявлению, имелись в наличии, фамилия заявителя и адрес указаны, заявление и приложенные документы читаемы, и с учетом данных обстоятельств суды сделали обоснованный вывод об отсутствии в таком случае у администрации оснований для отказа в приеме документов для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении испрашиваемой ИП Паком В.В. муниципальной услуги.
В процессе рассмотрения дела администрация в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ не предоставила в материалы настоящего дела доказательств, обосновывающих правомерность оспариваемого отказа и свидетельствующих о нарушении предпринимателем при подаче спорного заявления требований Административного регламента относительно его содержания и приложенных к нему документов.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции, решение которого поддержано апелляционным судом, правомерно удовлетворил заявленные предпринимателем требования, признав оспариваемый отказ незаконным.
Довод заявителя кассационной жалобы о непредоставлении предпринимателем всех необходимых документов, а именно об отсутствии схемы планировочной организации земельного участка, приводился администрацией в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций и в результате чего получил должную правовую оценку в обжалуемых судебных актах, в силу чего подлежит отклонению с учетом требований статьи 286 АПК РФ.
При этом, как правильно отмечено апелляционным судом, администрацией не представлено доказательств того, что приложенный заявителем генеральный план после реконструкции не содержит необходимой информации и не позволяет рассмотреть заявление предпринимателя о возможности отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Ссылка администрации на то, что муниципальная услуга, предоставление которой предусмотрено Административным регламентом, не распространяется на проведение приспособления объекта культурного наследия под современное использование, которое должно осуществляться в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом N 73-ФЗ, также подлежит отклонению.
При этом суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что оспариваемый отказ администрации в принятии от предпринимателя документов для цели оказания испрашиваемой муниципальной услуги не содержит названного выше обоснования, исключающего необходимость получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
По существу доводы заявителя кассационной жалобы фактически не опровергают выводы арбитражных судов, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по настоящему делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом кассационной инстанции отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, арбитражными судами также не допущено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 по делу N А73-11613/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.В. Цирулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.