г. Хабаровск |
|
14 июля 2014 г. |
Дело N А73-11122/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
от ИП Пака В.В. - Гущина О.Ю., представитель по доверенностям от 25.04.2013 N 27 АА 0210725, от 22.11.2012 N 27 АА 0209946;
от администрации г.Хабаровска - Соловьева И.И., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 1.1.27-194; Орел Ю.П., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.27-284;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Хабаровска на решение от 10.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 по делу N А73-11122/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в апелляционном суде судьи: Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению индивидуального предпринимателя Пака Вячеслава Владимировича
к администрации г.Хабаровска
о признании незаконными действий администрации
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.06.2014 до 16 часов 10 минут 07.07.2014.
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (ОГРНИП 304272209900036, место жительства: 680011, Хабаровский край, г.Хабаровск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий администрации г.Хабаровска (ОГРН 1032700305978, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла Маркса, 66; далее -администрация) в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска, выразившихся в вынесении незаконного заключения по результатам публичных слушаний и рекомендаций об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции; а также о признании недействительным постановления администрации от 07.08.2013 N 3037 и обязании органа местного самоуправления вынести постановление о предоставлении предпринимателю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 площадью 3 700 кв.м, местоположение: г.Хабаровск, ул.Пушкина, 52, в виде превышения застройки на 28 процентов.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014, заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое постановление от 07.08.2013 N 3037 признано недействительным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 25.04.2013 о разрешении на отклонение от предельных параметров реконструкции объекта капитального строительства. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. Полагает, что установленная временная охранная зона относится к центральной зоне памятника истории и культуры - гостиницы "Центральная", что предусматривает обязательное согласование разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции с Министерством культуры Хабаровского края. Кроме того считает, что администрацией была оказана соответствующая муниципальная услуга.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил, считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме, а представитель предпринимателя их отклонил, изложив позицию, аналогичную отзыву.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат здание гостиницы "Центральная" общей площадью 5 965,8 кв.м с кадастровым номером: 27-27-01/041/2005-652 и земельный участок под ним площадью 3 700 кв.м с кадастровым номером 27:23:0030213:5, расположенные по адресу: г.Хабаровск, ул.Пушкина, 52.
На основании заявления Пака В.В. администрацией на 24.06.2013 были назначены публичные слушания по вопросу предоставления предпринимателю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на указанном земельном участке в виде превышения максимального процента застройки на 28 процентов (постановление от 10.06.2013 N 2119). Информация о проведении публичных слушаний была опубликована в средствах массовой информации.
По результатам проведения публичных слушаний оформлен протокол от 25.06.2013 N 44, согласно которому решено по завершении срока приема предложений и замечаний подготовить заключение по данному вопросу.
Заключением от 12.07.2013 комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки рекомендовала мэру г.Хабаровска принять решение об отказе в предоставлении Паку В.В. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0030213:5 в виде превышения максимального процента застройки на 28 процентов.
Постановлением от 07.08.2013 N 3037 предпринимателю было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по мотиву отсутствия согласования Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная".
Полагая, что порядок проведения публичных слушаний и принятый администрацией отказ не соответствуют закону и нарушают права предпринимателя, последний в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае арбитражные суды первой и апелляционной инстанций не выявили предусмотренных названной процессуальной нормой права оснований для удовлетворения требований предпринимателя в части признания незаконными заключения и рекомендаций, принятых по результатам публичных слушаний, а также нарушения сроков их опубликования, поскольку пришли к выводу о том, что такие действия администрации не носят властного характера и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Судебные акты в этой части сторонами не оспариваются, доводов о несогласии с указанными выводами судов кассационная жалоба не содержит.
Признавая незаконным оспариваемое постановление администрации от 07.08.2013 N 3037 и возлагая на нее обязанность повторно рассмотреть заявление ИП Пака В.В., арбитражные суды исходя из фактических обстоятельств спора и оценки имеющихся в деле доказательств сочли, что принятый ответчиком ненормативный правовой акт противоречит требованиям действующего законодательства.
Основанием для вынесения администрацией оспариваемого ненормативного правового акта явилось отсутствие согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", которое предприниматель обязан был представить в силу пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 (далее - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия), так как здание гостиницы, расположено на земельном участке в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
Правовой механизм отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определен в статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 6 данного Закона).
Порядок, сроки и последовательность действий по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории городского округа "Город Хабаровск" определены в Административном регламенте (далее -административный регламент), утвержденном постановлением администрации от 13.05.2011 N 1336.
Пунктом 2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативно-правовыми актами для предоставления муниципальной услуги.
Данный перечень, не подлежащий расширительному толкованию, не предусматривает предоставление заявителем - получателем муниципальной услуги согласования разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны.
Пунктом 2.8 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, к числу которых отсутствие согласования с Министерством культуры Хабаровского края не отнесено.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В этой связи арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, установив фактические обстоятельства дела с учетом вышеприведенных норм материального права, пришли к обоснованному выводу о том, что администрация не вправе была требовать от предпринимателя представления согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", в связи с чем положенные в основу оспариваемого постановления мотивы не соответствуют положениям законодательства, предусматривающим исключительные по своему характеру основания, по которым возможен такой отказ.
При этом проанализировав содержание пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, суды пришли к выводу, что согласование разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, с органом государственной власти субъекта Российской Федерации является обязанностью органа местного самоуправления, а не обязанностью лица, обратившегося за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства, что подтверждается письмами Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска от 16.03.2012, от 18.10.2013, адресованными Министерству культуры Хабаровского края, о необходимости согласовать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.Пушкина, 52.
При изложенных обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали оспариваемый предпринимателем ненормативный правовой акт противоречащим положениям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересов заявителя.
Такие выводы арбитражных судов в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам спора, имеющимся в материалах дела доказательствам и подлежащим применению в данном случае нормам материального права.
Утверждения администрации о том, что проектируемая предпринимателем пристройка со стороны ул.Пушкина, 52 в г.Хабаровске относится к временной охранной зоне комплекса площади им. В.И. Ленина не имеет правового значения, поскольку это обстоятельство не исключает возможность согласования разрешения на отклонение от предельных параметров реконструкции с Министерством культуры Хабаровского края по инициативе администрации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, об ошибочности и необоснованности выводов арбитражных судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном понимании и толковании норм действующего законодательства. Кроме того, аналогичные аргументы администрации являлись предметом рассмотрения арбитражных судов и в результате чего получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов в любом случае, арбитражными судами также не допущено.
Таким образом, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых решения, постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 по делу N А73-11122/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основанием для вынесения администрацией оспариваемого ненормативного правового акта явилось отсутствие согласования отклонения от предельных параметров Министерства культуры Хабаровского края в отношении пристройки со стороны главного фасада гостиницы "Центральная", которое предприниматель обязан был представить в силу пункта 29 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 (далее - Положение о зонах охраны объектов культурного наследия), так как здание гостиницы, расположено на земельном участке в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
Правовой механизм отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определен в статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 6 данного Закона).
...
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июля 2014 г. N Ф03-2643/14 по делу N А73-11122/2013