г. Хабаровск |
|
16 июля 2014 г. |
Дело N А51-42031/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Панченко И.С., Трофимовой О.Н.
при участии
от заявителя: открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" - Рябинина Т.Е., представитель по доверенности от 01.02.2013 N 51/96;
от ответчика: администрации Партизанского городского округа - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" на решение от 22.04.2014 по делу N А51-42031/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Самофал Д.А., Нестеренко Л.П., Саломай В.В.
По заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к администрации Партизанского городского округа
об оспаривании нормативного правового акта
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49; далее - ОАО "ДГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействующей графы 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа (ОГРН 1022500802026, ИНН 2509000230, место нахождения: 692864, Приморский край, г. Партизанск, ул. Ленинская, 26-а) от 28.12.2012 N 1199-па "О внесении изменений в постановление администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N 188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости.
Решением суда от 22.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной ОАО "ДГК" в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшегося по делу судебного акта, приводятся доводы о неправильном применении судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Партизанского городского округа, возражая против доводов общества и удовлетворения жалобы, полагает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Администрация Партизанского городского округа извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечила.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 10.07.2014.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав представителя общества, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для её удовлетворения.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 273, 284, 286-289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Партизанского городского округа Приморского края от 28.12.2012 N 1199-па внесены изменения в приложение к постановлению администрации Партизанского городского округа от 03.03.2011 N188-па "Об утверждении ставок арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Партизанского городского округа". Пунктом 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N1199-па ставка арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов установлена в размере 7%.
ОАО "ДГК", обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па и указывая на увеличение размера арендных платежей, ссылалось на отсутствие экономического обоснования изменения ставки арендных платежей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, постановлением администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па, пришёл к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят полномочным органом по вопросу, отнесённому к его компетенции, в соответствии с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, с соблюдением порядка опубликования и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем вывод суда о праве органов местного самоуправления устанавливать порядок определения размера арендной платы, методику определения её размера является ошибочным.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такое право предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрация Приморского края, реализуя указанное полномочие, приняла постановление от 19.03.2009 N 71-па "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Приморского края".
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 19.03.2009 N 71-па установлена формула расчёта размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Этим же пунктом определено, что ставка арендной платы устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Далее, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N582) арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципов, в том числе экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в постановлении N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Одним из общеобязательных принципов определения регулируемой арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, установленных постановлением N 582, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу о том, что положения оспариваемого пункта приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов в размере 7% от кадастровой стоимости, не противоречат требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Вместе с тем при рассмотрении настоящего спора судом не было принято во внимание разъяснение, данное в пункте 6.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", о том, что если нормативный правовой акт большей юридической силы, на соответствие которому проверяется оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельное положение, содержит требование экономической обоснованности оспариваемого акта либо иные требования к основаниям его принятия, арбитражный суд осуществляет проверку соответствия оспариваемого акта или его отдельных положений, в том числе названным требованиям.
Однако обжалуемый судебный акт не содержит выводов о соответствии пункта 10 приложения к постановлению администрации Партизанского городского округа от 28.12.2012 N 1199-па общеобязательным принципам определения регулируемой арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, в частности принципу экономической обоснованности, принципу запрета необоснованных предпочтений.
Также не нашли отражения в судебном акте и результаты сопоставления ставок арендной платы, установленных в других муниципальных образованиях Приморского края для данного вида разрешенного использования земельных участков.
При таком положении следует признать, что существенные обстоятельства по делу судом не установлены, а в соответствии с частью 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, после чего, сделав вывод о наличии или отсутствии оснований для удовлетворения заявления, принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2014 по делу N А51-42031/2013 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Брагина Т.Г. |
Судьи |
Панченко И.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.