г. Хабаровск |
|
22 июля 2014 г. |
Дело N А51-24685/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Ю. Лесненко
при участии:
от открытого акционерного общества "Приморские лесопромышленники":
- Шаповалова В.И., представитель по доверенности от 06.06.2014 N 2/3-1087;
- Губская А.А., представитель по доверенности от 03.08.2011 N 2-10/1742;
от Департамента лесного хозяйства Приморского края:
- Грущенко О.А., представитель по доверенности от 14.07.2014 N 62
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Прокуратуры Российской Федерации, Департамента лесного хозяйства Приморского края на решение от 22.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А51-24685/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в первой инстанции судья Н.В. Колтунова, в апелляционном суде судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, А.В. Гончарова
по заявлению открытого акционерного общества "Приморские лесопромышленники"
к Департаменту лесного хозяйства Приморского края
об оспаривании предписания
Открытое акционерное общество "Приморские лесопромышленники" (ОГРН 1022501286862, ИНН 2536008397, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 3; далее - ОАО "Приморсклеспром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства Приморского края (ОГРН 1072539005967, ИНН 2539085054, место нахождения: 690024, Приморский край, г. Владивосток, ул. Белинского, 3 А; далее - департамент, ответчик) N 38-05-04/2095 от 18.06.2013 о необходимости устранения нарушений в отношении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ОАО "Приморсклеспром".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014, требования общества удовлетворены, предписание департамента N 38-05-04/2095 от 18.06.2013 признано недействительным.
В кассационных жалобах департамент и прокуратура Приморского края, вступившая в дело на стадии кассационного производства, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просят судебные акты отменить.
В обоснование жалоб заявители приводят доводы о неверном толковании судами норм статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестициях). Считают, что указанные в обжалуемом предписании нарушения инвестиционного проекта подтверждаются имеющимися в деле доказательствами. Полагают, что обществом не выполнены обязательства по производству готовой продукции. Департамент, кроме того, указывает в кассационной жалобе на необоснованное непринятие апелляционным судом дополнительных доказательств.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО "Приморсклеспром" приводит свои возражения против их доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции представители департамента и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно, и дали по ним пояснения. Прокуратура явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечила.
В связи с изменением состава суда в порядке статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в судебном заседании 15.07.2014 осуществлено с самого начала.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационных жалоб и возражений на них, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2008 году ОАО "Приморсклеспром" разработан инвестиционный проект "Развитие территорий Приморского края: строительство лесопильных заводов в п. Светлая Тернейского района, в п. Ольга Ольгинского района, строительство завода клееного бруса в с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края" (далее - инвестиционный проект).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2008 N 11 инвестиционный проект включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В 2010 году в инвестиционный проект в установленном порядке внесены изменения, не связанные с изменением его концепции, конечного срока реализации и без уменьшения запланированного объёма капитальных вложений.
18.06.2013 департамент направил в адрес общества предписание о необходимости устранения нарушений в отношении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ОАО "Приморсклеспром", которым предписано:
- устранить следующие выявленные департаментом нарушения выполнения обязательств по инвестиционному проекту общества, то есть обязательств инвестора по созданию и модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, в течение 30 дней с момента получения предписания;
- предоставить в департамент документальное подтверждение (по годам) выполнения обязательств, принятых в соответствии с инвестиционным проектом, а именно: вывод заводов с 2011 года на проектную производственную мощность; ежегодный выпуск готовой продукции, предусмотренной проектом - 130 000 куб. метров сырого пиломатериала и 50 000 куб. метров сухого клееного бруса; достижение численности рабочих мест с отражением по каждому заводу и приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с выданным предписанием, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Законом об инвестициях. Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов определяется Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденным постановлением Правительства РФ N 419 от 30.06.2007 (далее - Положение).
Согласно пункту 19 Положения в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Неустранение указанных в таком предписании нарушений является основанием для исключения соответствующего инвестиционного проекта из перечня и принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, предоставленного в связи с реализацией проекта.
В силу подпункта "д" пункта 11 Положения основаниями для досрочного расторжения договора аренды лесного участка являются:
- нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
- отказ арендатора от создания и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
- нарушение более чем на 6 месяцев предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
- отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам по правилам статьи 71 АПК РФ, суды установили, что ОАО "Примосрклеспром" надлежащим образом исполнило обязательства по инвестиционному проекту. В частности, общество осуществило капитальные вложения на общую сумму 539 247 тысяч рублей, ввело в эксплуатацию объекты лесоперерабатывающей промышленности с проектной мощностью не меньше, чем указано в инвестиционном проекте, приобрело и смонтировало предусмотренное проектом оборудование, обеспечило занятость населения в указанном в инвестиционном проекте количестве человек.
Оценивая доводы департамента о необеспечении обществом показателей производства продукции, суды, на основе анализа содержания пункта 8 Положения, пришли к обоснованному выводу о том, что инвестор не брал и не мог брать на себя обязательства по фактическому изготовлению (выпуску в обращение) продукции в объёме, не менее предусмотренного инвестиционном проектом. Также судами установлено, что инвестор в ходе реализации проекта создал производственные мощности, обеспечивающие возможность выпуска указанного в проекте объема продукции, а меньший фактический объем выпуска продукции обусловлен не нарушениями в реализации инвестиционного проекта, а текущей рыночной коньюктурой.
Установив указанные выше обстоятельства, а также то, что неисполнение предписания влечет за собой неблагоприятные последствия в виде расторжения договоров аренды лесных участков, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о необоснованности указанных в предписании претензий к исполнению ОАО "Приморсклеспром" инвестиционного проекта и правомерно удовлетворили заявление общества.
Доводы кассационных жалоб департамента и прокуратуры о нарушении судами норм материального права отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании законодательства об инвестиционной деятельности в сфере лесопользования.
Доводы кассационной жалобы департамента о нарушении судом норм процессуального права отклоняются, так как соответствующе ходатайство департамента рассмотрено апелляционным судом в соответствии с требованиями статьи 268 АПК РФ и обоснованно отклонено им в связи с признанием дополнительных доказательств не имеющими отношения к рассматриваемому делу (статья 67 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2013, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А51-24685/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.