г. Хабаровск |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А24-5214/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Панченко И.С.
при участии:
от заявителя: ООО "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска - Камчатского" - представитель не явился;
от инспекции государственного экологического надзора Камчатского края -представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска - Камчатского" на решение от 12.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А24-5214/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Жалудь И.Ю., в апелляционном суде судьи: Номоконова Е.Н., Гончарова А.В., Грачёв Г.М.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска - Камчатского"
к инспекции государственного экологического надзора Камчатского края
о признании незаконным и отмене постановления N 30/05-13 от 03.12.2013
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Петропавловска - Камчатского" (ОГРН 1084101001203, место нахождения: 683024, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Владивостокская,29, далее - общество, ООО "УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (ОГРН 1074101002227, место нахождения: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский,ул.Советская,35, каб.313, далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 30/05-13 от 03.12.2013, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 120 000 руб.
Решением суда от 12.02.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014, с учетом определения об исправлении опечатки от 26.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их несостоятельностью.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе ООО "УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского", которое просит их отменить, сославшись на нарушение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено неуполномоченным лицом, что является нарушением положений статьи 23.29 КоАП РФ. Кроме этого, заявитель жалобы не согласен с выводами судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Инспекция в отзыве на жалобу изложенные в ней доводы отклоняет и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Общество и инспекция, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Инспекцией письмом N 83.01/1021 от 18.07.2014 заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами из материалов дела, инспекцией проведена выездная плановая проверка ООО "УЖКХ г.Петропавловска-Камчатского" по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, о чем составлен акт проверки N 20/05-13 от 27.09.2013.
По результатам проверки, в ходе которой установлены нарушения в области обращения с отходами, принято решение о составлении протокола об административном правонарушении от 28.11.2013 N 26/05-13, по результатам рассмотрения которого и материалов административного дела инспекцией 03.12.2013 вынесено постановление N 30/05-15 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 120 000 руб.
Административным органом вменены обществу следующие нарушения:
- отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и оформления лимитов на их размещение;
- отсутствие ведения учета движения отходов;
- отсутствие Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами;
- отсутствие паспортов отходов 1 - 4 класса опасности.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно отказал в признании оспариваемого постановления инспекции незаконным и отмене. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Обществом осуществляется предусмотренная его уставом деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда.
Из подпунктов "д", "д(1)" пункта 11 Правил содержания общего имущества следует, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой названными в пункте 16 Правил лицами (в зависимости от способа управления многоквартирным домом).
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Закона об отходах, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
При этом пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Закона об охране окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
В этих целях и в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения управляющими организациями обустраиваются специальные места (площадки) для накопления (временного складирования) отходов в целях их дальнейшего сбора, обезвреживания, транспортирования, размещения специализированными организациями.
Ссылка заявителя жалобы на то, что обществом заключены договоры с МУП "Спецтранс" на вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов с контейнерных площадок, с ООО "Экология" на прием от населения и утилизацию отходов 1 - 4 класса опасности, в том числе ламп (люминесцентных, энергосберегающих, ртутьсодержащих и т.п.), приборов с ртутным наполнением, во внимание судом кассационной инстанции не принимается, поскольку заключение вышеуказанных гражданско-правовых договоров не освобождает само общество от соблюдения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами.
Поскольку административным органом установлено, что общество осуществляло свою деятельность с нарушением вышеуказанных норм права, то последнее обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, и у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания обжалуемого постановления инспекции незаконным и отмене.
Выводы судов обеих инстанций основаны на правильном применении норм материально права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 13.03.2012 N 15331/11 и от 02.10.2012 N 4973/12.
Судом кассационной инстанции не принимается во внимание как ошибочный довод заявителя жалобы о вынесении обжалуемого постановления неуполномоченным лицом, тем более, что указанный довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценивался при апелляционном рассмотрении и получил надлежащую правовую оценку.
В связи с тем, что приведенные заявителем доводы касаются не материально-правовой, а доказательной стороны спора, то они не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поэтому жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А24-5214/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.