г. Хабаровск
07 апреля 2011 г. |
N Ф03-1080/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Мильчиной И.А.
при участии
от Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.": Зорин М.А., представитель по доверенности от 30.07.2010 б/н;
от Сахалинской таможни: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинской таможни
на решение от 13.10.2010
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010
по делу N А59-2906/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Орифова В.С., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Алферова Н.В., Бац З.Д.
По заявлению Компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд."
к Сахалинской таможне
о признании незаконным отказа в возврате 50 136,50 руб. и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и пени
Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." (далее - компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным решения Сахалинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 13.04.2010 N 16-09/4340 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и пеней по грузовой таможенной декларации N 10707090/150307/0002361 (далее - ГТД N 2361) и об обязании возвратить 50 136,50 руб.
Решением суда от 13.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что доначисленные и уплаченные таможенные платежи и пени в отношении компании-инвестора, задекларировавшей товар в рамках проекта, предусматривающего выполнение работ по Соглашению о разделе продукции, являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неполное выяснение обстоятельств дела, имеющих существенное значение для рассматриваемого спора. По мнению заявителя жалобы, невозможность отнесения ввезенного товара к оборудованию, материалам и технологиям для целей ведения работ по Соглашению о разделе продукции с учетом расшифровки затрат к программе работ и смете расходов свидетельствует об отсутствии у компании права на освобождение от уплаты таможенных платежей. Кроме того, таможенный орган считает, что компанией пропущен срок на обращение в арбитражный суд, поскольку о нарушении своих прав последняя узнала в ходе проведения общей таможенной ревизии. Представители таможни в судебном заседании участие не принимали, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В отзыве на кассационную жалобу компания, а также ее представитель в судебном заседании, отклоняют доводы таможни, считают принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя компании, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в марте 2007 года компания ввезла на таможенную территорию Российской Федерации товар - лыжи беговые в количестве 12 пар, в целях таможенного оформления которого в таможню подана ГТД N 2361. Указанный товар выпущен под обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 39 741,40 руб., перечисленных декларантом на счет таможенного органа согласно платежному поручению от 13.04.2007 N 88135.
На основании решения начальника таможни от 26.02.2009 N 10707000/260209/Р0013/00 таможенным органом проведена общая таможенная ревизия, в ходе которой установлено, что сведения, дающие основания для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не подтверждены документально. По результатам проведенной ревизии таможенным органом 03.03.2009 составлен акт N 10707000/030309/А0013/00.
11.03.2009 таможня выставила требование N 29 об уплате 50 136,75 руб., из которых 13 336,04 руб. составляют ввозную таможенную пошлину и 26 405,36 руб. - налог на добавленную стоимость. Кроме этого, в требовании указаны начисленные с 16.03.2007 по 11.03.2009 пени в сумме 10 395,35 руб., уплаченные компанией по платежному поручению от 31.03.2009 N 111.
01.04.2009 компания обратилась в таможню с заявлением о зачете денежного залога, внесенного по платежным поручениям от 13.04.2007 N 88135 в сумме 39 741,40 руб., от 31.03.2009 N 111 в сумме 10 395,35 руб., и 15.03.2010 - с заявлением о возврате денежных средств в общей сумме 50 136,50 руб.
Письмом от 13.04.2010 N 16-09/4340 таможня сообщила декларанту об отсутствии оснований для возврата денежных средств.
Не согласившись с отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, компания обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Пунктом 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 названной статьи, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. Данное положение согласуется с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в соответствии с которым при выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах, а также с пунктом 7 статьи 2 названного Закона, в силу которого соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
Как установлено судами, между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации, администрацией Сахалинской области и компанией "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." 22.06.1994 года заключено СРП "Сахалин-2" (далее - соглашение), в соответствии с которым компания осуществляет деятельность по разработке и добыче полезных ископаемых в рамках освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа.
В соответствии с пунктом 3 (а) Дополнения 1 Приложения "Е" соглашения за исключением положений, предусмотренных пунктом 1 (налог на прибыль), компания, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками налогов, таможенных пошлин и сборов, а также любых других сборов и платежей в отношении имущества, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним. Согласно пункту 1 (b) Дополнения 2 Приложения "Е" соглашения компании, родственным ей организациям и их соответствующим подрядчикам и субподрядчикам разрешается ввоз оборудования, материалов, технологий и импорт услуг для целей ведения работ по соглашению без уплаты каких-либо таможенных пошлин, налогов, лицензионных и иных платежей.
На основании исследования и оценки в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленных по делу доказательств судами установлено, что в рамках СРП "Сахалин-2" компанией и подрядчиком - БЕТС Б.В. заключен контракт N H-00229 на строительство объединенного берегового технологического комплекса (далее - ОБТК), пунктом 2.5.5 которого предусмотрена обязанность подрядчика обеспечить группу компании местами отдыха. Перечень необходимых принадлежностей, связанных с организацией отдыха персонала компании не является исчерпывающим.
Факт осуществления компанией расходов в отношении ОБТК, в том числе по приобретению лыжного оборудования, подтвержден Программой Работ и Сметой расходов на 2007 год, справкой от 04.09.2008 N 2008. Доказательств того, что ввезенный товар используется не в целях выполнения работ в рамках СРП "Сахалин-2", таможней в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
С учетом данных обстоятельств, а также того, что условиями соглашения не предусмотрено представление каких-либо подтверждающих документов, а также не предусмотрена специальная процедура освобождения от уплаты таможенных платежей, а прямо указано на то, что компания не является плательщиком, в том числе таможенных платежей, суд обеих инстанций пришел к правильному выводу о том, что компания правомерно была освобождена от уплаты таможенных платежей, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных 50 136,50 руб.
Довод таможенного органа о пропуске компанией трехмесячного срока, установленного часть 4 статьи 198 АПК РФ, для обращения в суд с заявлением рассматривался судами и ему дана надлежащая правовая оценка.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов, основанных на исследовании обстоятельств и оценке доказательств по делу, что согласно статье 286 АПК РФ не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А59-2906/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.