г. Хабаровск
19 апреля 2011 г. |
N Ф03-1179/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, И.А.Тарасова
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": А.Е.Кузина, ведущий юрисконсульт, доверенность от 19.11.2010 N 675
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 25.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010
по делу N А51-13301/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Овчинников, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, И.С.Чижиков
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 35 433 руб. 04 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 35 433 руб. 04 коп.
Решением арбитражного суда от 25.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционной суда от 17.12.2010, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "ВМТП" просит решение арбитражного суда от 25.10.2010 и постановление апелляционного суда от 17.12.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.
В обоснование кассационной жалобы заявитель со ссылкой на пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом), указывает на то, что дорогой не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения Владивосток ДВЖД. Указывает на то, что акты общей формы, составленные на промежуточной станции Озерная Падь ДВЖД, не были переданы ответчику вместе с железнодорожными транспортными накладными. Со ссылкой на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), пункт 2.4 Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 08.09.2004 N 3263р, считает, что дорогой нарушен порядок составления и направления распоряжений и уведомлений на бросание поезда. Указывает на то, что акты общей формы, составленные на станции назначения Владивосток ДВЖД, не подтверждают фактическую занятость фронтов выгрузки ОАО "ВМТП" в спорный период. Полагает, что при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ОАО "ВМТП" не является ни грузополучателем, ни владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающего грузополучателей своим локомотивом.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
ОАО "ВМТП", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
При этом ОАО "ВМТП" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
В соответствии с пунктом 19 договора (с учетом соглашения от 10.08.2009 N 273) пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов у пользователя, за время задержки вагонов независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от пользователя по условиям Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты.
В период с 21.08.2009 по 27.08.2009 на промежуточной станции Озерная Падь ДВЖД в ожидании приема станцией назначения Владивосток простаивали вагоны с грузом по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, отправленные в адрес ОАО "ВМТП" по железнодорожным накладным N N ЭА 050705, ЭА 050445, 91938418, 91938419, 91938420, АП 271515, АП271514, ЭА 567775, ЭА 567570, АП 222212, которые прибыли на станцию назначения Владивосток 28.08.2009, 04.09.2009, 27.08.2009.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Озерная Падь ДВЖД представлены следующие документы: акты общей формы от 21.08.2009 N N 2/600285, 2/600302, 2/600294, 2/600299, 2/600282, составленные на промежуточной станции Озерная Падь; акты общей формы от 18.08.2009 NN 600151, 600152, 600155, 600160, 600202, 600153, 600154, 600165, 600157, 600158, 600159, 600203, составленные на станции назначения Владивосток; приказы на "бросание" поезда от 21.08.2009 N 753 и на "поднятие" поезда от 27.08.2009 N 754 (распоряжения); уведомление от 21.08.2009 N 267 о задержке поезда N 2408 в пути следования, уведомление от 27.08.2009 N 267/1 об отправлении поезда N 2408 в адрес порта, содержащие перечень всех задержанных.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 35 433 руб. 04 коп., выставив для оплаты счет от 29.04.2010 N 324, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Озерная Падь ДВЖД представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции. В этих актах причиной их составления указано на неприем груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Арбитражные суды, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы (распоряжения) на "бросание" и "поднятие" поезда, уведомления о задержке поезда в пути следования, об отправлении поезда в адрес порта, перечень памяток) в их совокупности и взаимосвязи, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт задержки вагонов на промежуточной станции Озерная Падь ДВЖД в спорный период по вине ОАО "ВМТП", установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем вагонов станцией назначения Владивосток ДВЖД вследствие занятости станционных путей спорными вагонами, пришедшими в адрес ОАО "ВМТП", не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 35 433 руб. 04 коп.
В этой связи отклоняются доводы жалобы о недостоверности доказательств и недопустимости их по данному делу в связи с нарушением порядка оформления.
Довод порта, аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении ОАО "ВМТП" не является ни грузополучателем, ни владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающего грузополучателей своим локомотивом, апелляционный суд отклонил, указав на то, что правоотношения сторон регулируются договором от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток и соглашением к нему от 10.08.2009 N 273, которыми предусмотрено внесение платы ОАО "ВМТП" перевозчику - ОАО "РЖД" за пользование вагонами, независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от порта, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от порта.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 по делу N А51-13301/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.