г. Хабаровск
19 апреля 2011 г. |
N Ф03-1292/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Л.Б.Шариповой
при участии
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 18.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010
по делу N А37-1516/2010
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.В.Сторчак; в суде апелляционной инстанции - судьи М.О.Волкова, Л.Г.Малышева, И.В.Иноземцев
По иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Ольский район" "Электротеплосеть"
к Министерству финансов Российской Федерации3-е лицо: Департамент финансов администрации Магаданской области
о взыскании 519 593,85 руб.
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Ольский район" "Электротеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 519 593,85 руб., составляющих убытки от предоставления льгот по оплате услуг по отоплению педагогическим работникам за период с 01.07.2008 по 31.12.2009.
Решением суда от 18.10.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010, иск удовлетворен в полном объеме.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств обращения Предприятия в органы власти Магаданской области о возмещении расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам и обращения субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Минфин России в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377. Считает, что финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, в том числе право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет средств областного бюджета. По мнению заявителя жалобы, в 2009 году Магаданской области из федерального бюджета были выделены денежные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. Вопрос о распределении субъектом Российской Федерации выделенных средств судом не рассмотрен. Указывает, что по делу N А37-400/2010 с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации уже взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности за 2008 год.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент финансов администрации Магаданской области не согласился с доводами жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.07.2008 по 31.12.2009 МУП "Электротеплосеть" производило отопление жилых помещений педагогическим работникам, проживающим в поселках Ола, Армань, селах Гадля, Клёпка Ольского района Магаданской области, без взимания платы за оказанные услуги в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании).
В результате чего у МУП "Электротеплосеть" образовались убытки в сумме 519 593,85 руб., за взысканием которых оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что в спорный период средства на финансирование педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по представлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в бюджет Магаданской области из федерального бюджета не передавались.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Магаданскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 519 593,85 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод кассационной жалобы о том, что не исследовался вопрос на какие цели были потрачены выделенные субъекту Российской Федерации денежные средства из федерального бюджета, поскольку доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации (Магаданская область) денежных средств ответчиком не представлено.
Приведенный в кассационной жалобе Минфина РФ довод о том, что решением от 15.06.2010 по делу А37-400/2010 с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации взысканы были убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности за 2008 год, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства включения спорной суммы в иск по данному делу.
Иные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 18.10.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 по делу N А37-1516/2010 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.