г. Хабаровск
19 апреля 2011 г. |
N Ф03- 1194/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, О.П.Дружиной
при участии
от истца: Стовбун Ю.С. - представитель по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5329
от ответчика: Прокопенкова О.В. - представитель по доверенности от 27.01.2010 N 20-11-29/19
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011
по делу N А51-15648/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
По иску администрации г. Владивостока
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 16 831 591 руб.
Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании с казны Российской Федерации 16 831 591 руб. компенсации стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.12.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 решение от 02.12.2010 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Законность постановления от 11.02.2011 проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии со ст. 30 ФЗ "О милиции" обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. При этом действующее законодательство, полагает он, не предусматривает последующую компенсацию муниципальным образованиям стоимости жилого помещения из бюджета вышестоящего уровня.
Кроме того, ссылается на то, что истец не доказал факт наличия убытков, противоправность действий ответчика, причинную связь между его действиями и возникшими убытками.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, во исполнение решений Ленинского районного суда г. Владивостока от 13.10.2008, 31.07.2008, 22.01.2010, 10.12.2007, 15.10.2008, 24.03.2010, 01.11.2008, 20.03.2009, 05.12.2007 Администрацией города Владивостока в 2009-2010 годах предоставлены отдельные жилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью, следующим участковым уполномоченным милиции - Колпакову А.С. площадью 49, 2 кв.м.; Клейманову А.А. площадью 32, 5 кв.м.; Гайдарову Ю.В. площадью 16, 30 кв.м.; Зайцеву Ю.В. площадью 44, 80 кв.м.; Астапович А.В. площадью 51, 50 кв.м.; Тимченко А.М. площадью 42, 30 кв.м.; Сироштан М.В. площадью 33, 0 кв.м.; Махно А.А. площадью 20, 9 кв.м.; Кубыра Р.П. площадью 21, 0 кв.м.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции жилых помещений за счет казны муниципального образования города Владивостока, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом законодатель, обязав органы местного самоуправления обеспечить участковых уполномоченных милиции квартирами, не указал источник их финансирования.
В части 2 статьи 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ "О милиции", суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В связи с тем, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что в силу статей 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ.
Довод кассационной жалобы о том, что истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих возникновение у него убытков, подлежит отклонению судом кассационной инстанции как выдвинутый без учета правил статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей обязательность и неукоснительное соблюдение вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции.
Поскольку апелляционным судом при принятии обжалуемого судебного акта правильно применены нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, то оно отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2011 по делу N А51-15648/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.