г. Хабаровск
25 апреля 2011 г. |
N Ф03-1428/2011 |
Резолютивная часть постановления от 19 апреля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: О.П. Дружиной, Л.Б. Шариповой
при участии
представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 16.11.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011
по делу N А04-4109/2010 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.П.Косарева; в апелляционном суде судьи: Т.Д.Козлова, Е.Н.Головнина, В.Г.Дроздова
По иску администрации г. Благовещенска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Амурской области
третье лицо: Министерство финансов по Амурской области
о взыскании 4 634 172 руб.
Администрация г.Благовещенска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ) о взыскании убытков городского бюджета муниципального образования г.Благовещенск в размере 4 634 172 руб., необходимых для выплаты денежных средств на приобретение жилья участковым уполномоченным милиции.
Решением арбитражного суда от 16.11.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. По мнению ответчика, действующее законодательство не предусматривает последующую компенсацию муниципальным образованиям стоимости жилого помещения из средств федерального бюджета. Министерство финансов РФ указывает на то, что судом не принято во внимание, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
В отзыве на жалобу администрация г.Благовещенска возражала относительно доводов жалобы, просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает предусмотренных в статье 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решениями Благовещенского городского суда Амурской области от 15.12.2009, от 01.03.2010, оставленные без изменения кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 22.01.2010, от 02.04.2010, суд обязал Администрацию предоставить участковым уполномоченным милиции А.В.Федулаеву, С.В.Мажей на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв.м по договору социального найма.
Определениями Благовещенского городского суда от 29.04.2010, от 30.06.2010, суд изменил способ и порядок исполнения вышеуказанных решений, и взыскал с Администрации в пользу А.В.Федулаева - 2 378 700 руб., а в пользу С.В.Мажей - 2 255 472 руб.
В связи с чем платежными поручениями от 20.09.2010 N 1855 на сумм 2 378 700 руб., от 02.09.2010 N 1717 на сумму 2 255 472 руб. из бюджета Администрацией выплачены денежные средства на обеспечение жильем участковым уполномоченным милиции.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в результате возмещения стоимости жилья, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом о милиции органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом судами установлено, что на настоящий момент федеральным законодателем еще не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом.
В части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления могут наделаться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет федерального бюджета.
В связи с тем, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суд сделал обоснованный вывод о том, что в силу статей 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны Российской Федерации в лице финансового органа - Министерства финансов РФ.
В этой связи довод жалобы о том, что обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления, отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащий нормам действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в судах обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для их иной оценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется. Новых доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного спора и опровергающих правильность выводов судов, в кассационной жалобе не приводится.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.11.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 по делу N А04-4109/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
О.П.Дружина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.