г. Хабаровск
06 мая 2011 г. |
N Ф03-1781/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Н.В. Меркуловой
при участии
от заявителя: Отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа - представитель не явился
от Специализированного отделения по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Бойко Г.О., представитель, доверенность от 13.01.2011 N 01-47/4;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Специализированного отделения по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 19.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011
по делу N А51-15027/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куделинская Л.А., в суде апелляционной инстанции судьи Бац З.Д., Симонова Г.А., Сидорович Е.Л.
По заявлению Отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа
к Специализированному отделению по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о признании незаконными действий
Отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - отдел судебных приставов) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Специализированному отделению по г. Владивостоку Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - управление) о признании незаконными действий по возврату постановления от 18.08.2010, вынесенного в рамках исполнительного производства N 5/5/50714/59/25010 о взыскании исполнительского сбора в сумме 5 000 руб. и обязании принять к исполнению данное постановление.
Решением суда от 19.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что постановление отдела судебных приставов является исполнительным документом и подлежит исполнению управлением федерального казначейства.
Законность состоявшихся по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе управления, в которой заявитель просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам.
По мнению управления, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не является судебным актом, исполнительным листом или судебным приказом, в связи с чем в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не подлежит исполнению.
Отдел судебных приставов извещен в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направил.
Управление ходатайствовало об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи.
Участие в судебном заседании представителя управления обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.08.2010 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа вынесено постановление в рамках исполнительного производства N 5/5/50714/59/25010 о взыскании исполнительного сбора с должника - ФГУ "Владивостокская КЭЧ" МО РФ в сумме 5 000 руб. в порядке статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и направил указанное постановление для исполнения в управление федерального казначейства.
Управление письмом от 09.09.2010 возвратило судебному приставу-исполнителю без исполнения постановление от 18.08.2010 с указанием на то, что постановление не является судебным актом, в связи с чем не подлежит исполнению в порядке предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Не согласившись с действиями управления по отказу в принятии к исполнению вышеуказанного постановления, отдел судебных приставов обратился с заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении данного дела суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, при этом обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Закона об исполнительном производстве в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьей 12 Закона об исполнительном производстве к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно положениям Закона об исполнительном производстве исполнение требований исполнительных документов производится во внесудебном порядке путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, перечисленных в статье 68 данного Федерального закона, в частности, путем обращения им взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется для исполнения в орган Федерального казначейства.
Исключение из этого правила предусматривает пункт 13 статьи 242.3 БК РФ, который устанавливает, что в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений указанных штрафов, наложенных судебными приставами, и исполнительского сбора, которые согласно Закона об исполнительном производстве подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующих исполнительных документов, каковыми являются постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Суд первой и апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу, что поскольку должник, являясь федеральным бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, то постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, подлежит исполнению казначейством в порядке, установленным статьей 242.3 БК РФ.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами правовых норм. Переоценка выводов судов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу N А51-15027/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.