г. Хабаровск
11 мая 2011 г. |
N Ф03-1346/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: О.Г. Красковской, Г.А.Камалиевой
при участии
от заявителя: Каленская С.Д., представитель по доверенности N 25АА0002043 от 13.07.2010;
от администрации Дальнегорского городского округа: Круглов А.А., заместитель начальника управления по доверенности N 3 от 12.01.2011
рассмотрел кассационную жалобу администрации Дальнегорского городского округа Приморского края
на решение от 30.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011
по делу N А51-11538/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Фокина, в апелляционном суде судьи Г.А.Симонова, Н.В.Алферова, З.Д.Бац
По иску индивидуального предпринимателя Теребилова М.А.
к администрации Дальнегорского городского округа Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Оценочно-консалтинговая компания "Эталон"
об оспаривании ненормативного правового акта и отчета об оценке
Индивидуальный предприниматель Теребилов М.А. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 4.1 постановления администрации Дальнегорского городского округа Приморского края (далее - администрация) от 28.05.2010 N 424-па об установлении рыночной стоимости четырех объектов недвижимости площадью 185,4 кв.м, 125,6 кв.м, 150,6 кв.м, 350, 3 кв.м соответственно в суммах 1 703 390 руб., 1 161 017 руб., 1 127 119 руб., 2 822 034 руб., а также о признании недействительным отчета общества с ограниченной ответственностью "Оценочно-консалтинговая компания "Эталон" (далее - ООО "Эталон") от 21.04.2010 N 026 в части определения рыночной стоимости данных объектов (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Заявление обосновано тем, что величина рыночной стоимости объектов является недостоверной, поскольку отчет об оценке от 21.04.2010 не соответствует требованиям ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности, утвержденным приказами Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, 255, 256. В связи с этим отчет незаконно утвержден администрацией и положен в основу определения рыночной стоимости выкупаемых заявителем объектов в порядке Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Решением от 30.11.2010 производство по делу в отношении требования к ООО "Эталон" о признании недействительным отчета от 21.04.2010 N 026 в части определения рыночной стоимости объектов недвижимости прекращено. Требование о признании недействительным постановления администрации от 28.05.2010 N 424-па в части пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 4.1 об установлении рыночной стоимости четырех объектов недвижимости удовлетворено.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что в силу норм Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ величина рыночной стоимости объектов недвижимости для целей реализации субъектам малого и среднего предпринимательства не является обязательной, а носит рекомендательный характер. Поэтому данная оценка (отчет независимого оценщика) не подлежат самостоятельному оспариванию в судебном порядке в силу статьи 13 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В связи с этим производство по делу в части требования о признании недействительным отчета ООО "Эталон" от 21.04.2010 подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. В то же время при оценке законности постановления администрации от 28.05.2010 N 424-па названный отчет проверен судами, признан противоречащим требованиям Закона от 22.07.2008 N159-ФЗ, вследствие чего данное постановление признано недействительным в оспариваемой части в силу статьи 201 АПК РФ.
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суды неверно применили статьи 3, 4, 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, нарушили статьи 82, 83, 200 АПК РФ. Считает, что суды, не обладая специальными познаниями, не могли проверить обоснованность установления рыночной стоимости объектов оценки без проведения соответствующей экспертизы. Полагает, что постановление от 28.05.2010 соответствует требованиям законодательства о приватизации, и у администрации отсутствовали правовые основания для проверки отчета оценщика на предмет достоверности. Приводит доводы о причинах несовпадения данных отчета об оценке с фактическими данными об объектах, являющихся предметом оценки, указывая при этом на незаконность действий самого заявителя, повлекших изменения в имуществе (перепланировка), которые не учтены при составлении отчета. Указывает также на то, что на момент разрешения спора постановление от 28.05.2010 отменено в оспариваемой части, поэтому производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании статьи 150 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Теребилов М.А. выражает несогласие с жалобой, предлагает оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители администрации и предпринимателя Теребилова М.А. поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Представитель ООО "Эталон", извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседании суда участия не принимал.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суды установили, что 28.05.2010 администрация издала постановление N 424-па о представлении предпринимателю Теребилову М.А. преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, расположенного в здании кафе по адресу: г.Дальнегорск, проспект 50 лет Октября, 68, а именно: нежилых помещений площадью 185,4 кв.м (N 1,3, 4, 6-19) на первом этаже - рыночная стоимость 1 703 390 руб.; площадью 125,6 кв.м на первом этаже (N20-29) - рыночная стоимость 1 161 017 руб.; площадью 150,6 кв.м на первом этаже (N 30,31,32,34,35-40) - рыночная стоимость 1 127 119 руб.; площадью 350,3 кв.м на втором этаже (N 1-4, 6-20) - рыночная стоимость 2 822 034 руб.
Величина рыночной стоимости указанных объектов определена администрацией на основании отчета об оценке от 21.04.2010 N 026, выполненного ООО "Эталон".
Прекращая производство по требованию о признании недействительным указанного отчета независимого оценщика, суды исходили из того, что применительно к положениям Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ такая оценка носит рекомендательный характер и не может быть предметом самостоятельного оспаривания в арбитражном суде.
Между тем данные выводы судов следует признать ошибочными.
В соответствии со статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
По общему правилу статьи 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Исходя из буквального смысла данной нормы права, величина рыночной стоимости объектов, отчуждаемых в соответствии с Законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ, является обязательной, так как лежит в основе определения цены отчуждения имущества, которая не может быть установлена в ином размере по сравнению с рыночной стоимостью этого имущества, определенной независимым оценщиком.
Поэтому вывод судов о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, отраженная в отчете от 21.04.2010, носит рекомендательный характер и не подлежит самостоятельному оспариванию в судебном порядке, является ошибочным.
Вследствие этого, решение и постановление апелляционного суда в части прекращения производства по делу по требованию о признании частично недействительным отчета об оценке от 21.04.2010 подлежат отмене как принятые с нарушением пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, повлекшим принятие неправильных судебных актов (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
В то же время, поскольку данное требование судами по существу не рассмотрено, однако результаты его рассмотрения имеют решающее значение для оценки законности постановления администрации от 28.05.2010 в части установления рыночной стоимости отчуждаемых объектов, то выводы судов о недействительности данного правового акта администрации следует признать преждевременными.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение, при котором судам следует рассмотреть требование об оспаривании отчета ООО "Эталон" об установлении величины рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в заявлении, и в зависимости от этого разрешить спор в остальной части.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 по делу N А51-11538/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
О.Г.Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.