г. Хабаровск |
|
10 мая 2011 г. |
N Ф03-1638/2011 |
Резолютивная часть постановления от 04 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии
от администрации города Владивостока - представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - представитель не явился;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Славянский хлеб" - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Владивостока
на решение от 25.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011
по делу N А51-12909/2010
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.А. Самофал;
в суде апелляционной инстанции судьи: Г.А. Симонова, З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
по заявлению администрации города Владивостока
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Славянский хлеб"
об оспаривании решения и предписания
администрация города Владивостока (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, антимонопольный орган) от 30.07.2010 по делу N 32/08-2010 о признании факта нарушения администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном отказе в предоставлении ООО "Славянский хлеб" торгового места для торговли продовольственными товарами в рамках выездной социальной торговли в районе площади Окатовой торгового центра "Теремок".
Заявленное требование обосновано частью 1 статьи 2, пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлениями главы города Владивостока от 13.03.2009 N 226 "Об организации выездной социальной торговли", от 16.03.2009 N 227 "Об утверждении Положения об организации, осуществляющей продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам" и мотивировано фактическим занятием на момент подачи и рассмотрения заявки ООО "Славянский хлеб" иными субъектами предпринимательской деятельности выделенных для ведения выездной торговли шести торговых мест по заявленному обществом адресу.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая судебные акты, суды пришли к выводу о недоказанности администрацией факта занятия всех предусмотренных постановлением главы города Владивостока от 13.03.2009 N 226 (в редакции постановления главы города Владивостока от 02.06.2009 N 588) на момент рассмотрения обращения общества (24.05.2010) мест для осуществления выездной торговли. Установив отсутствие правовых оснований для отказа обществу в предоставлении места для осуществления выездной торговли и нерассмотрение заявления о включении общества в перечень организаций, осуществляющих продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам, суды пришли к выводу о нарушении администрацией требований статьи 15 Закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции").
Законность принятых судебных актов проверена в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе администрации города Владивостока, сославшейся на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Администрация города Владивостока, Приморское УФАС России, ООО "Славянский хлеб" извещенные надлежащим образом и своевременно о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Согласно представленному отзыву антимонопольный орган просил жалобу оставить без удовлетворения, а судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, в отзыве на неё, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам, не усмотрел основания для их отмены ввиду соответствия выводов нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 13.05.2010 ООО "Славянский хлеб" обратилось в управление торговли и услуг города Владивостока с заявлением о включении общества в перечень организаций, осуществляющих продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам с автомашин, с предоставлением ему места для торговли по адресу: площадь Окатовая, район территории торгового центра "Теремок".
Письмом от 24.05.2010 N 13/2-889 управление торговли и услуг администрации города Владивостока известило ООО "Славянский хлеб" о невозможности удовлетворить поданную заявку, в связи с занятостью торговых мест по указанному адресу, количество которых определено постановлением главы города Владивостока от 13.03.2009 N 226 "Об организации выездной социальной торговли".
По результатам проведенной на основании жалобы общества проверки, антимонопольный орган, выявив в действиях администрации в лице управления торговли и общественного питания города Владивостока нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, вынес решение от 30.07.2010 N 32/08-2010. Заявителю вменены необоснованный отказ в предоставлении ООО "Славянский хлеб" торгового места для торговли продовольственными товарами в рамках выездной социальной торговли в районе площади Окатовой торгового центра "Теремок" и нерассмотрение заявления общества в части включения его в перечень организаций, осуществляющих продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам. Приморское УФАС России пришло к выводу о том, что отказ администрации может привести к ограничению или устранению конкуренции на локальном рынке услуг по розничной торговле продовольственными товарами в рамках выездной социальной торговли в местах, определенных постановлением главы города Владивостока от 13.03.2009 N 226 "Об организации выездной социальной торговли".
В адрес администрации антимонопольным органом вынесено предписание от 30.07.2010.
Несогласие с решением и предписанием Приморского УФАС России послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, и арбитражный суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, правомерно исходили из следующего.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей данного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что администрации вменяется нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).
Обосновывая правомерность своих действий по отказу обществу в предоставлении торгового места для осуществления социальной выездной торговли, администрация указала на занятость торговых мест другими хозяйствующими субъектами.
Перечень мест для обеспечения жителей Владивостокского городского округа услугами торговли непродовольственными товарами утвержден постановлением главы администрации г. Владивостока от 13.03.2009 N 226 "Об организации выездной социальной торговли".
Как установлено судами на основании указанного постановления (в редакции постановления главы администрации г. Владивостока от 02.06.2009 N 588) на момент обращения общества с заявлением (17.05.2010) и на момент его рассмотрения (24.05.2010) администрацией определено шесть рабочих мест для оказания услуг торговли продовольственными товарами на площади Окатовая в районе торгового центра "Теремок".
Надлежащие доказательства, подтверждающие фактическое распределение и занятие хозяйствующими субъектами указанного выше количества мест для ведения выездной торговли не представлены, как и доказательства рассмотрения администрацией приобщенных к материалам дела шести заявлений иных претендентов.
В связи с этим судами обеих инстанций на основании правильного анализа имеющихся в материалах дела доказательств, полного установления его фактических обстоятельств обоснованно отклонен довод администрации об отсутствии возможности предоставления обществу места для осуществления торговли продовольственными товарами на площади Окатовая в районе торгового центра "Теремок" в виду их занятости.
Более того, суды, исходя из содержания заявления ООО "Славянский хлеб", правомерно пришли к выводу о том, что общество фактически просило включить его в перечень организаций, осуществляющих продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам, в связи с чем, данное заявление подлежало рассмотрению в порядке определенном постановлением главы города Владивостока от 16.03.2009 N 227 "Об утверждении Положения об организации, осуществляющей продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам".
Однако, установленный разделом 5 указанного постановления порядок принятия решения о внесении в перечень организаций, осуществляющих продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам администрацией не соблюден. Заявление общества уполномоченным органом фактически рассмотрено не было.
Довод администрации о неполном представлении обществом установленных разделом 4 данного постановления документов, необходимых для внесения организации в перечень, обосновано отклонен судами, поскольку приведенное администрацией обстоятельство не явилось основанием для принятия оспариваемого решения.
Несостоятелен довод администрации г. Владивостока о недоказанности антимонопольным органом ограничения конкуренции вследствие необоснованного отказа ООО "Славянский хлеб" во включении в перечень организаций, осуществляющих продажу отдельных продовольственных товаров по социальным ценам и в предоставлении торгового места. Данный отказ явился препятствием в осуществлении обществом в установленном действующим законодательством порядке хозяйственной деятельности в рамках выездной социальной торговли. Причем действия общества по фактическому осуществлению данной торговли без правоустанавливающих оснований не могут быть расценены как обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии признаков ограничения конкуренции и о законности отказа.
Поскольку остальные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку, а переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, предусмотренные статьей 286 АПК РФ, учитывая, что судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлены, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 25.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 по делу N А51-12909/2010 Арбитражного суда Приморского края области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.