г. Хабаровск
17 мая 2011 г. |
N Ф03-1797/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, О.П.Дружиной
при участии
от истца: Козерод И.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 19.11.2010 N 674
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 23.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011
по делу N А51-13836/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья А.А.Хижинский; в суде апелляционной инстанции - судьи И.С.Чижиков, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 131 008 руб. 32 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП") о взыскании платы за пользование вагонами в размере 131 008 руб. 32 коп.
Решением арбитражного суда от 23.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011, иск удовлетворен в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы ОАО "ВМТП", в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применением норм материального права (ст. 39 УЖТ РФ; п.п. 1.1, 3.1, 3.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45; п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26; Методические рекомендации по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Распоряжением ОАО "РЖД" от 08.09.2004 N 3263Р, далее - Методические рекомендации). Указывает на необоснованное отклонение судами ссылки ответчика на узловое соглашение, а также что, при расчете платы за пользование вагонами ошибочно применен договор N 237 и дополнительное соглашение от 10.08.2009. Полагает, что при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении ОАО "ВМТП" не является ни грузополучателем, ни владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающего грузополучателей своим локомотивом.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
ОАО "ВМТП" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
В период с 28.08.2009 по 04.09.2009 на промежуточной станции Губерово простаивали вагоны с грузом по причине неприема грузополучателем, отправленные в адрес ОАО "ВМТП", которые прибыли на станцию назначения 05.09.2009. По данному факту в соответствии с пунктом 2.1 Правил на станции перевозчиком составлен акт общей формы N 600352, предъявленный на подпись представителю грузополучателя, подписавшему акт с оговоркой о несогласии, ссылаясь на готовность приема груза.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Губерово истцом представлены акт общей формы N 3/630161, на основании которого составлена накопительная ведомость N 250930; приказы N 1007, от 28.08.2009, N 1008 от 04.09.2009 на бросание и подъем поезда на промежуточной станции; уведомления N 332 от 28.08.2009, N 399 от 04.09.2009.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 131 008 руб. 32 коп., выставив для оплаты счет от 17.03.2010 N 160, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Губерово представлен акт общей формы, составленный перевозчиком на соответствующей станции. В этом акте причиной составления указано на неприем груза грузополучателем из-за занятости станционных путей, а также имеется запись том, что представитель грузополучателя от подписания отказался.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Арбитражные суды, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы (распоряжения) на бросание и поднятие поезда, уведомления о задержке вагонов в пути следования, перечень памяток) в их совокупности и взаимосвязи, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт задержки вагонов на промежуточной станции Губерово в спорный период по вине ОАО "ВМТП", установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем вагонов станцией назначения Владивосток ДВЖД вследствие занятости станционных путей, пришедшими в адрес ОАО "ВМТП", не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 131 008 руб. 32 коп.
В этой связи отклоняются доводы жалобы о недостоверности доказательств и недопустимости их по данному делу в связи с нарушением порядка оформления как противоречащие материалам дела.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 по делу N А51-13836/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.