г. Хабаровск |
|
18 мая 2011 г. |
N Ф03-1689/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии
от Управления внутренних дел по Хабаровскому краю - Черных И.В., представитель по доверенности от 03.09.2010 N 17/32 д;
от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае - Солоная О.В., представитель по доверенности от 11.03.2011 N 13;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления внутренних дел по Хабаровскому краю
на решение от 01.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011
по делу N А73-11120/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья И.М. Луговая;
в суде апелляционной инстанции судьи: И.И. Балинская,
Е.В. Гричановская, Т.Д. Пескова
по заявлению Управления внутренних дел по Хабаровскому краю
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае
об оспаривании пункта 3 предписания от 13.08.2010 N 31
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 15 часов 50 минут 11 мая 2011 года.
Управление внутренних дел по Хабаровскому краю (далее - УВД по Хабаровскому краю, управление) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 3 предписания Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае) по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства от 13.08.2010 N 31.
В обоснование заявленного требования управление сослалось на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительный власти, в которых законом предусмотрена военная или приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583), Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.08.2008 N 751 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583" (далее - Приказ МВД России от 27.08.2008 N 751), решение Хабаровского краевого Совета народных депутатов исполнительного комитета от 18.07.1991 N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих" и мотивировало правомерным применением УВД по Хабаровскому краю установленного для города Хабаровска и Хабаровского района районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала в размере 1,3 (30%).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по жалобе УВД по Хабаровскому краю, полагающего, что судами неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в судебных актах, по мнению заявителя жалобы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы УВД по Хабаровскому краю сослалось на отсутствие в действиях управления нарушений бюджетного законодательства при применении районного коэффициента в повышенном размере к заработной плате гражданского персонала, оплата труда которого осуществляется на основании новых систем оплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, Приказом МВД России от 27.08.2008 N 751 и в пределах выделенных средств.
В заседании суда кассационной инстанции представитель УВД по Хабаровскому краю доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме, представитель МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае просил судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам, кассационная инстанция приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в период с 15.06.2010 по 30.07.2010 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае проведена проверка правомерности и эффективности использования УВД по Хабаровскому краю средств федерального бюджета и федерального имущества, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
30.07.2010 по результатам проверки составлен акт, на основании которого 13.08.2010 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае вынесено предписание N 31, которым управлению предписано в 30-дневный срок принять меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе (пункт 3
предписания) привести выплаты в соответствии с требованиями законодательства в целях устранения выявленного нарушения в виде переплат и неположенных выплат денежного довольствия и заработной платы за счет средств федерального бюджета (разница между 30% и 20% районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала).
Основанием для вынесения пункта 3 предписания от 13.08.2010 N 31 послужили выводы МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае о нарушении УВД по Хабаровскому краю Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 28.11.1967 N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" (далее - постановление СССР и ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28), согласно которому размер районного коэффициента для рабочих и служащих организаций, расположенных в городе Хабаровске и Хабаровском районе установлен в размере 1,2 (20%).
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходя из положений статьей 316, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что до настоящего времени нормативный правовой акт, устанавливающий размер районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала, а также порядок его применения Правительством Российской Федерации не принят, пришел к выводу о необходимости определения размера районного коэффициента в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.11.1967 N 512/П-28. Установление повышенного районного коэффициента в соответствии с Приказом МВД России от 27.08.2008 N 751, Приказом УВД по Хабаровскому краю от 01.11.2008 N 2320 в размере, предусмотренном решением Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих" (далее - решение Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154), признано судом нарушением требований бюджетного законодательства.
Выводы суда первой инстанции поддержаны арбитражным апелляционным судом.
Между тем судами первой и апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно, в том числе, на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы российского трудового права носят подзаконный характер, осуществляют правовое регулирование специальных отношений, отражающих компетенцию федеральных органов исполнительной власти, имеют особый порядок их принятия.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как следует из статьи 315 Трудового кодекса Российской
Федерации, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
С учетом положений статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации и учитывая, что Правительством Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения не установлен, для расчета заработной платы при определении его размера для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как правильно указано судами обеих инстанций, следует руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/п-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей
народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", принятым во исполнение постановления Совета Министров СССР от 15.07.1964 N 620.
В отношений организаций, расположенных в городе Хабаровске и Хабаровском районе, учитывая, что постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" город Хабаровск и Хабаровский район не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, размер районного коэффициента к заработной плате подлежит установлению с применением постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 28.11.1967 N 512/П-28 и решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154.
Согласно решению Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N 154, принятого в соответствии с полномочиями предусмотренными пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих города Хабаровска и Хабаровского района установлен в размере 1,3 (30%).
Нормативно-правовое регулирование порядка применения районного коэффициента к оплате труда гражданского персонала Министерства внутренних дел Российской Федерации, в том числе персонала учреждений и подразделений, расположенных в городе Хабаровске и Хабаровском районе, в настоящее время осуществляется с учетом следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.01.1993 N 2 "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала" в целях улучшения материального положения и усиления стимулирующей роли заработной платы гражданского персонала Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено право в пределах выделенных средств применять районные коэффициенты
к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
С 01.12.2008 постановлением Правительства Российской Федерации N 583 введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых
законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Подпунктом "в" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 федеральным органам исполнительной власти, в том числе Министерству внутренних дел Российской Федерации, поручено утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.
На основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 N 882 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждения" в перечень видов выплат компенсационного характера включены выплаты за работы в местностях с особыми климатическими условиями (пункт 2 приложения N 1 к приказу).
В целях реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах предоставленных данным нормативным правовым актом полномочий принят приказ от 27.08.2008 N 751, которым установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу войсковых частей, учреждений и подразделений системы МВД России.
Согласно пункту 2 приложения N 3 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России" приказа МВД России от 27.08.2008 N 751 к заработной плате гражданского персонала учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том
числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. К заработной плате гражданского персонала могут быть применены повышенные районные коэффициенты в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда.
Аналогичные положения содержатся в приказе УВД по Хабаровскому краю от 01.11.2008 N 2320 "О реализации приказа МВД России от 27.08.2008 N 751".
Учитывая, что выплата районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала произведена в размере, установленном для соответствующей территории, в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583, Приказом МВД России 27.08.2008 N 751 и согласно статьям утвержденной сметы финансирования на цели, указанные в ней, кассационная инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания пункта 3 предписания МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае от 13.08.2010 N 31 недействительным, как не соответствующего изложенным выше нормативным правовым актам.
Системный анализ изложенных выше норм права, регулирующих трудовые отношения, в частности оплату труда гражданского персонала учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, свидетельствует об установлении данными нормами как и
порядка его применения для работников организаций, расположенных в городе Хабаровске и Хабаровском районе, так и источника его финансирования.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами обеих инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющих в деле доказательства, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины, подлежащие возложению на МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, не взыскиваются на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 01.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 по делу N А73-11120/2010 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Признать недействительным пункт 3 предписания Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства от 13.08.2010 N 31.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.