г. Хабаровск
17 мая 2011 г. |
N Ф03-1856/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Саранцевой М.М., Шведова А.А.
при участии
от истца: администрации Надеждинского сельского поселения - представитель не явился;
от ответчика: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Бородихина Н.П., представитель по доверенности от 29.03.2010 N 20-11-29/66;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 17.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011
по делу N А51-14547/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кобко Е.В., в апелляционном суде судьи: Ротко Л.Ю., Шевченко С.В., Чижиков И.С.
По иску администрации Надеждинского сельского поселения
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 4 386 222 руб.
Администрация Надеждинского сельского поселения (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - УФК по Приморскому краю) о взыскании 4 386 222 руб. убытков, возникших в связи с выплатой денежных средств на приобретение жилья участковым уполномоченным милиции Алатыревой Е.В., Вариченко Д.Ю., Атанову А.Н. и членам их семей.
Предъявленное требование основано на положениях статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) и мотивировано тем, что на основании вступивших в законную силу судебных актов Надеждинского районного суда Приморского края администрация, за счет средств местного бюджета, произвела выплаты в пользу указанных выше лиц на сумму 4 386 222 руб., которая, однако, не была компенсирована истцу из федерального бюджета.
Решением суда от 17.11.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011, исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит их отменить. Со ссылкой на положения Закона о милиции, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности", заявитель жалобы считает, что обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции, а равно, финансирование участковых уполномоченных возложена на органы местного самоуправления. Кроме того, заявитель обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что при рассмотрении настоящего спора судами неверно определен главный распорядитель бюджетных средств, коим в рассматриваемом случае является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Не согласен податель жалобы и с подведомственностью настоящего дела арбитражному суду, поскольку, по мнению последнего данный спор не имеет экономической основы и вытекает из межбюджетных отношений.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем ответчика в судебном заседании в полном объеме.
Администрация Надеждинского сельского поселения в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонила, просила решение и постановление оставить без изменения как законные и обоснованные; надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечила.
Участие в судебном заседании представителя ответчика обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц - связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Рассмотрев материалы дела, обсудив изложенные в кассационной жалобе доводы с учетом отзыва на нее и мнения представителя ответчика, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и положений процессуального законодательства, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решениями Надеждинского районного суда Приморского края от 28.11.2007 по делу N 2-598/07 и от 09.07.2008 по делу N 20-27/09 на администрацию Надеждинского сельского поселения возложена обязанность предоставить участковым уполномоченным милиции Вариченко Д.Ю., Алатыревой Е.В., Атанову А.Н. и членам их семей на условиях социального найма жилые помещения.
Определениями Надеждинского районного суда Приморского края от 30.09.2008, от 03.04.2008 в связи с невозможностью предоставления отдельных благоустроенных жилых помещений судом изменен способ исполнения указанных решений - посредством выплаты денежной суммы для последующего приобретения жилья, что и было исполнено администрацией на общую сумму 4 386 222 руб.
Полагая, что расходы администрации, понесенные в результате возмещения стоимости жилья, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, истец обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая
площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требование администрации, арбитражные суды установили, что Законом о милиции органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции, при этом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должно осуществляться лишь за счет представляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Судами также учтено, что на момент подачи иска федеральным законодателем не был разработан и устранен пробел в законодательстве, касающийся порядка компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом о милиции. Кроме того, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Факт расходов администрации по обеспечению участковых уполномоченных милиции квартирами подтвержден вступившими в законную силу решениями Надеждинского районного суда Приморского края, платежными поручениями о перечислении денежных средств и не опровергнут ответчиком.
В этой связи довод заявителя жалобы об обратном судом кассационной инстанции отклоняется, как несостоятельный, а выводы судов о том, что расходы, понесенные администрацией в результате исполнения актов судов общей юрисдикции, подлежат взысканию с казны Российской Федерации в лице соответствующего органа - Министерства финансов
Российской Федерации, признаются правильными, соответствующими положениям действующего законодательства и материалам дела.
Доводы кассационной жалобы о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду, а также неверном определении судами главного распорядителя бюджетных средств, являлись предметом исследования и оценки в судах первой и апелляционной инстанций и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке не подлежат.
Неправильного применения норм материального права и положений процессуального законодательства арбитражными судами не допущено, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых по делу решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.11.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу N А51-14547/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю. Лесненко |
Судьи |
М.М. Саранцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.