г. Хабаровск
24 мая 2011 г. |
N Ф03-1953/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, О.П.Дружиной
при участии
от истца: Панченко А.П. - юрисконсульт по доверенности от 19.11.2010 N 684
от ответчика: Костин С.В. - представитель по доверенности от 22.04.2011 N 63
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 06.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011
по делу N А51-15348/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.В.Овчинников; в суде апелляционной инстанции - судьи С.В.Шевченко, Л.Ю.Ротко, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 531 457 руб. 13 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП") о взыскании платы за пользование вагонами в размере 531 457 руб. 13 коп.
Решением арбитражного суда от 06.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011, иск удовлетворен в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы ОАО "ВМТП", в которой просит их отменить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. При рассмотрении дела судом не исследованы вопрос о соблюдении перевозчиком порядка уведомления грузополучателя о бросании поездов, а также нарушение истцом п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, п. 3.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Суды не приняли во внимание доводы ответчика о том, что фронты выгрузки были свободны и порт готов был принять вагоны.
Кроме того, ОАО "ВМТП" заявило ходатайство о взыскании с ОАО "РЖД" расходов на оплату услуг представителя.
От ОАО "РЖД" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, 25 января 2006 года между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (владелец) заключен договор N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Владивостокский морской торговый порт" по станции Владивосток. В соответствии с договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего: стрелочными переводами N 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочными переводами N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 4 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "Владивостокский морской торговый порт". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров (пункт 5 договора).
В период с 10.12.2009 по 22.12.2009 на промежуточной станции Губерово были брошены вагоны с грузом по причине неприема грузополучателем, отправленные в адрес ОАО "ВМТП", которые прибыли на станцию назначения Владивосток 23.12.2009.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (Правила).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил на станции бросания перевозчиком составлен акт общей формы N 3/630308.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Губерово истцом представлены акты общей формы N N 600436, 600435, в соответствии с которыми составлена накопительная ведомость N 301257; приказы N 455 от 10.12.2009, N 456 от 22.12.2009 на бросание и подъем поезда на промежуточной станции; уведомления N 623 от 10.12.2009, N 705 от 22.12.2009.
Руководствуясь Тарифным руководством N 2, утвержденным постановлением ФЭК России за N 35/12 от 19.06.2002, статьей 39 УЖТ РФ, ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции, на сумму 531 457 руб. 13 коп., выставив для оплаты счет от 24.03.2010 N 215, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Губерово представлен акт общей формы, составленный перевозчиком на соответствующей станции. В этом акте причиной составления указано на неприем груза грузополучателем из-за занятости станционных путей.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Арбитражные суды, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы на бросание и поднятие поезда, уведомления о задержке вагонов в пути следования, перечень памяток) в их совокупности и взаимосвязи, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт задержки вагонов на промежуточной станции Губерово в спорный период по вине ОАО "ВМТП", установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем вагонов станцией назначения вследствие занятости станционных путей, пришедшими в адрес ОАО "ВМТП", не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 531 457 руб. 13 коп.
В этой связи отклоняются доводы жалобы о недостоверности доказательств и недопустимости их по данному делу в связи с нарушением порядка оформления.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Кроме того, судом кассационной инстанции отклоняется ходатайство заявителя жалобы о взыскании на оплату услуг представителя в связи с тем, что на основании статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, только в пользу которого принят судебный акт.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2011 по делу N А51-15348/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.