г. Хабаровск
26 мая 2011 г. |
N Ф03-1914/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2011 г. Полный текст постановления изготовлен 26.05.2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Е.В.Зимина
судей: Н.В.Меркуловой, Е.П.Филимоновой
при участии:
от заявителя - Правительства Камчатского края: Курасова Т.Б. по доверенности N 32 от 04.03.2011г.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю: не явились, извещены;
от ГУП "Камчатэнергоснаб", Агентство по управлению государственным имуществом Камчатского края: не явились, извещены;
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
на решение от 06.12.2010 г., постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011г.
по делу N А24-3665/2010 Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.И. Решетько, в суде апелляционной инстанции судьи: З.Д. Бац, Т.А. Солохина, Г.М.Грачева
по заявлению Правительства Камчатского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
третьи лица: ГУП "Камчатэнергоснаб", Агентство по управлению государственным имуществом Камчатского края
о признании недействительными решения и предписания от 12.07.2010 г. по делу N 21-06/45-10А
Правительство Камчатского края (далее - заявитель, Правительство края) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - антимонопольный орган, Камчатское УФАС России) от 12.07.2010 г. по делу N 21-06/45/10А о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 06.12.2010 г., оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 г., заявленные требования удовлетворены. Решение и предписание комиссии УФАС по Камчатскому краю от 12.07.2010 по делу N 21-06/45-10А признаны недействительными как не соответствующие Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на антимонопольный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судебные акты мотивированны тем, что антимонопольный орган, делая в оспариваемом решении выводы о допущенных Правительством края и ГУП "Камчатэнергоснаб" согласованных действиях, в результате которых фактически создан безальтернативный порядок поставки мазута и угля на территории Камчатского края для нужд энергоснабжающих организаций, что привело к ограничению конкуренции, не представил на то достаточных доказательств. Кроме того, суды посчитали необоснованными выводы антимонопольного органа относительно допущенных Правительством края и ГУП "Камчатэнергоснаб" требований ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции, Закона N 135-ФЗ), поскольку Камчатским УФАС России допущено грубое нарушение порядка организации и проведения проверок, что явилось самостоятельным основанием для признания принятых по результатам таких проверок ненормативных актов недействительными.
Не согласившись с выводами судов, антимонопольный орган обратился в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить как незаконные и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Правительства края в полном объеме, в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению органа, в данном случае материалами дела УФАС в полном объеме доказал обстоятельства допущенных Правительством края и ГУП "Камчатэнергоснаб" нарушений требований ст. 16 Закона о защите конкуренции. Такие действия как создание ГУП "Камчатэнергоснаб", увеличение уставного фонда данного предприятия в соответствии с Распоряжением Правительства Камчатского края в целях обеспечения своевременного завоза топливно-энергетических ресурсов в край, наличие прибыли в 2009 г. у предприятия, письменные пояснения от хозяйствующих субъектов, с которыми ГУП "Камчатэнергоснаб" заключало агентские договоры на организацию поставки топлива, создание Правительством края благоприятных условий деятельности предприятия на рынке агентских услуг по оптовой торговле углем и мазутом на территории края достоверно подтверждают согласованность указанных выше лиц в целях создания безальтернативного порядка поставки мазута и угля на территорию Камчатского края для нужд энергоснабжающих организаций. Каких-либо нарушений порядка проведения проверок и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, влекущих безусловную отмену оспариваемых ненормативных актов, Камчатским УФАС России не допущено. Требование от 12.07.2010 г. в полном объеме соответствует положениям Закона о защите конкуренции.
Правительство края в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает принятые по настоящему делу судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
В заседании суда представитель Правительства края в полном объеме поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просила суд отказать антимонопольному органу в её удовлетворении.
Антимонопольный орган и третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё, заслушав пояснения представителя Правительства края, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании приказа руководителя Камчатского УФАС России Петрова А.В. от 01.02.2010 N 5П создана инспекция для организации и осуществления внеплановой документарной проверки соблюдения требований Закона о защите конкуренции и Закона о размещении заказов при организации поставок топлива в муниципальные образования для нужд энергоснабжающих предприятий на отопительный период 2010-2011 годов.
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в период с 22.02.2010 г. по 30.04.2010 г., составлен акт от 30.04.2010 г. N 12/06, в соответствии с которым предложено возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Камчатского края и ГУП "Камчатэнергоснаб" по признакам нарушения пунктов 2, 3 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившимся в осуществлении согласованных действий, результатом которых явились монополизация рынка агентских услуг по оптовой поставке топлива в Камчатский край и ограничение доступа на этот рынок иных хозяйствующих субъектов.
17.05.2010 г. возбуждено дело N 21-06/45-10А о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Комиссии Камчатского УФАС России от 12.07.2010 по делу N 21-06/45-10А о нарушении антимонопольного законодательства Правительство Камчатского края и ГУП "Камчатэнергоснаб" признаны нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем осуществления согласованных действий на рынке агентских услуг по оптовой торговле углем и мазутом на территории Камчатского края, которые привели к ограничению конкуренции, в частности к: разделу рынка агентских услуг по составу продавцов; ограничению доступа на указанный товарный рынок хозяйствующих субъектов; созданию неравных условий для деятельности хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке вследствие создания преимуществ для деятельности ГУП "Камчатэнергоснаб"
Пунктами 2, 3 этого решения постановлено выдать Правительству Камчатского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Полагая, что решение и предписание административного органа от 12.07.2010 г. по делу N 21-06/45-10А не соответствует антимонопольному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Правительство Камчатского края обратилось с заявлением в Арбитражный суд.
Целями Закона N 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков) и к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Суды, исследовав представленные в материалы дела документы, сделали обоснованный вывод относительно отсутствия безусловных доказательств того, что установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции, выразившиеся в разделе рынка агентских услуг по составу продавцов и ограничении доступа на указанный товарный рынок хозяйствующих субъектов.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность по доказыванию обоснованности оспариваемого ненормативного акта, принятого государственным органом, и его соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган.
Следовательно, антимонопольный орган должен представить доказательства, бесспорно подтверждающие, что в проверенных периодах согласованные действия Правительства края и ГУП "Камчатэнергоснаб" привели к разделу рынка агентских услуг по составу продавцов и ограничению доступа на данный рынок хозяйствующих субъектов на территории Камчатского края. Однако антимонопольным органом такие доказательства не представлены.
Правильными являются выводы судов относительного оценки ответов ряда энергоснабжающих организаций, привлеченных в ходе рассмотрения дела N 21-06/45-10А при отсутствии иных доказательств, подтверждающих возможность ограничения деятельности какого-либо иного участника на соответствующем товарном рынке.
Обстоятельства создания ГУП "Камчатэнергоснаб", увеличение его уставного фонда, получение прибыли предприятием в 2009 г., а так же установление органом в указанный период единственного продавца на рынке агентских услуг по торговле мазутом и углем, как правильно указали суды, не могут являться доказательствами ограничения доступа на указанный выше рынок других хозяйствующих субъектов, принимая во внимание вменение антимонопольным органом нарушения, допущенного по его мнению, именно на рынке агентских услуг.
В соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Установив фактические обстоятельства дела, и оценив как того требуют положения статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе обстоятельства заключения ГУП "Камчатэнергоснаб" с хозяйствующими субъектами агентских договор и пояснениям соответствующих организаций относительно оснований их заключения, суды сделали обоснованный вывод о об отсутствии оснований для признания допущенных Правительством края и ГУП "Камчатэнергоснаб" нарушений требований ст. 16 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали законные основания и для выдачи предписание от 12.07.2010 по делу N 21-06/45-10А.
При этом, кассационная инстанция полагает необходимым указать на необоснованность вывода обеих инстанций в части допущенных органом грубых нарушений в ходе организации и проведении проверок, которые по их мнению являются самостоятельными основаниями для признания недействительными принятых оспариваемых ненормативных актов, поскольку по результатам проверки принято только решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в ходе же рассмотрения указанного дела антимонопольным органом исследовались и иные доказательства, помимо полученных при осуществлении проверки, в том числе на основании анализа которых и было принято решение и выдано предписание.
В связи с чем, суд кассационной инстанции считает, что допущенные административным органом в ходе проверки нарушения положений Закона N 135-ФЗ не могут являться самостоятельным основанием для признания незаконными ненормативных актов, вынесенных по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, вместе с тем данные выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу не повлияли на законность принятых судебных актов.
Остальные выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права, при этом доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов, получили соответствующую оценку, и фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.12.2010 г., постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 г. по делу N А24-3665/2010 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Е.В. Зимин |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.