г. Хабаровск |
|
08 августа 2014 г. |
Дело N А24-4775/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: А.В. Солодилова, Г.А. Камалиевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РосМорСпецСервис" на решение от 29.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А24-4775/2013 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.В. Ищук; в суде апелляционной инстанции судьи: С.М. Синицына, С.Б. Култышев, Н.А. Скрипка
По иску общества с ограниченной ответственностью "РосМорСпецСервис"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае; Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом
третье лицо: федеральное государственное унитарное предприятие "Северо-Восточное Содружество"
о взыскании 29 039 785 руб. 83 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "РосМорСпецСервис" (ОГРН - 1114101001156; далее - ООО "РосМорСпецСервис", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о взыскании с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (ОГРН - 1094101004865; далее - ТУФАУ ГИ в Камчатском крае, Управление Росимущества в Камчатском крае) 27 496 000 руб. задолженности за хранение морских судов по контракту от 07.06.2011 N 12 и 1 543 785 руб. 83 коп. начисленных на основной долг процентов за пользование чужими денежными средствами.
В случае недостаточности или отсутствия у Управления Росимущества в Камчатском крае денежных средств, истец просил взыскать основной долг и проценты с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ФГУП "Северо-Восточное Содружество".
Решением суда от 29.01.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Законность судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе ООО "РосМорСпецСервис", считающего их необоснованными.
Заявитель полагает, что перечисленные им доказательства и обстоятельства дела подтверждают факт хранения истцом судов ответчика в рассматриваемый период согласно условиям спорного контракта, за что последний согласно статье 896 ГК РФ обязан уплатить соразмерное вознаграждение.
В отзыве на кассационную жалобу ТУФАУ ГИ в Камчатском крае не согласилось с ее доводами, просит обжалуемые судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные, одновременно заявив ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами из материалов дела, 07.06.2011 Управление Росимущества в Камчатском крае (заказчик) и ООО "РосМорСпецСервис" (хранитель) по результатам размещения государственного заказа путем проведения запроса котировок, на основании решения комиссии (протокол N А10/20П от 27.05.2011) заключили государственный контракт N 12, по условиям которого хранитель обязался принять на временное ответственное хранение морские рыболовные суда, указанные в перечнях 1 и 2 (приложение N 2) для обеспечения их сохранности и безопасности, со всем находящимся на борту промысловым, техническим и иным оборудованием, при условии постановки судов к причалу, стоянки судов у причала, обеспечения экологической и иной безопасности судов, а заказчик принял на себя обязательство по оплате услуг.
Общий перечень услуг, оказываемых хранителем, в соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта определяется техническим заданием.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 государственного контракта услуги оказываются в течение 15 суток с момента приемки судов. Каждое судно считается принятым хранителем на ответственное хранение с момента подписания акта приема-передачи. Возврат судов заказчику хранителем осуществляется путем подписания акта приема-передачи по истечении срока действия государственного контракта, либо по первому требованию заказчика.
Стоимость услуг в соответствии с пунктом 3.2 контракта определена в размере 8000 рублей в сутки за каждое судно, указанное в перечне 1, и 9050 рублей в сутки за судно, указанное в перечне 2. Оплата производится по окончании календарного месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет хранителя в течение 30 дней с момента подписания акта выполненных работ/оказанных услуг и получения счета на оплату.
Пунктом 3.4 государственного контракта установлена обязанность заказчика уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за хранение сверх установленного срока.
По актам приема-передачи от 07.06.2011 ТУФАУ ГИ в Камчатском крае передало ООО "РосМорСпецСервис" девятнадцать морских судов, в том числе: "Норд", "Мидас", "Оникс", "Кусеки Мару", "Ронд", "Рей" и "Зюйд".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 23.05.2013 по делу N А24-1189/2013 по иску ООО "РосМорСпецСервис" к Управлению Росимущества в Камчатском крае установлен факт заключенности государственного контракта в соответствии с требованиями, установленными главой 47 ГК РФ. Данный вывод суда является преюдициальным для рассмотрения настоящего спора согласно части 2 статьи 69 АПК РФ.
Согласно предоставленным в дело актам приема-передачи от 15.11.2011 указанные морские суда возвращены ООО "РосМорСпецСервис" из ответственного хранения Управлению Росимущества в Камчатском крае в соответствии с пунктом 7.1 государственного контракта. Акты приема-передачи от 15.11.2011 подписаны представителями сторон без замечаний.
Распоряжением ТУФАУ ГИ в Камчатском крае от 29.09.2011 N 219-р относящееся к казне Российской Федерации и указанное в приложении к распоряжению имущество (суда "Оникс", "Кусеки Мару", "Рей", "Зюйд", "Норд", "Мидас", "Ронд") закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Северо-Восточное Содружество" в целях дальнейшей реализации в соответствии с законами Российской Федерации.
По актам приема-передачи имущества, относящегося к казне Российской Федерации от 15.11.2011, указанные суда переданы Управлением Росимущества в Камчатском крае третьему лицу.
Судами из договора хранения от 15.11.2011 N 15/11/11 установлено, что десять морских судов, в том числе "Норд", "Мидас", "Оникс", "Кусеки Мару", "Ронд", "Рей" и "Зюйд", были переданы ФГУП "Северо-Восточное Содружество" на временное ответственное хранение истцу за вознаграждение на срок 30 суток.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.06.2012 по делу N А24-1288/2012 по иску прокурора Камчатского края к ТУФАУ ГИ в Камчатском крае об оспаривании распоряжения от 29.09.2011 N219-р, указанное распоряжение признано недействительным.
Неисполнение Управлением Росимущества в Камчатском крае обязанности по оплате хранения морских судов в период с 28.06.2012 по 31.10.2013 послужило основанием для обращения ООО "РосМорСпецСервис" в арбитражный суд с исковым заявлением.
При разрешении данного спора суды установили, что требования истца в рассматриваемом деле заявлены со ссылкой на статьи 120, 124, 125, 395, 399, 896 ГК РФ и мотивированы тем, что общество продолжает осуществлять хранение морских судов по истечении срока действия государственного контракта от 07.06.2011 N 12.
В соответствии с пунктом 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В силу пункта 1 статьи 896 ГК РФ вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода.
Обязанность по оплате услуг хранителя, указанных в техническом задании к контракту, также предусмотрена условиями государственного контракта.
На основании пункта 1.3 государственного контракта, услуги по хранению морских судов должны были оказываться истцом в течение 15 суток с момента заключения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 899 ГК РФ по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи на основании пункта 3 статьи 889 ГК РФ, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь. Как согласовано сторонами в пункте 7.1 государственного контракта, хранитель обязан по первому требованию заказчика возвратить принятые на ответственное хранение морские суда.
Если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи (пункт 4 статьи 896 ГК РФ). Аналогичная обязанность поклажедателя предусмотрена в пункте 3.4 государственного контракта.
Судами установлено, что услуги истца по хранению спорных судов за пределами срока действия контракта (по истечении 15 суток с момента заключения контакта от 07.06.2011) и до 15.11.2011, ответчиком в соответствии с пунктом 4 статьи 896 ГК РФ оплачены. По актам приема-передачи от 15.11.2011 вышеуказанные морские суда были возвращены обществом Управлению Росимущества в Камчатском крае из ответственного хранения. Акты приема-передачи от 15.11.2011 подписаны представителями заказчика и хранителя без замечаний и возражений.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ акты приема-передачи от 15.11.2011 в совокупности с пояснениями сторон, суды пришли к обоснованному выводу о том, что правоотношения общества как хранителя и Управления Росимущества в Камчатском крае как заказчика по хранению морских судов "Норд", "Мидас", "Оникс", "Кусеки Мару", "Ронд", "Рей" и "Зюйд", возникшие из государственного контракта от 07.06.2011 N 12, были прекращены с 15.11.2011 подписанием вышеуказанных актов приема-передачи с хранения.
В этой связи, как верно указывалось судами, предоставление после 15.11.2011 Управлению Росимущества в Камчатском крае стояночных мест, услуг охраны морских судов, обеспечение их электроэнергией, на что ссылается в кассационной жалобе заявитель, не может быть расценено в качестве продолжения правоотношений сторон в рамках государственного контракта от 07.06.2011 N 12.
Более того, судом был принят во внимание факт передачи спорных судов по распоряжению Управления Росимущества в Камчатском крае от 29.09.2011 N 219-р в хозяйственное ведение ФГУП "Северо-Восточное Содружество", которое в свою очередь заключило с истцом самостоятельный договор хранения морских судов N 15/11/11 от 15.11.2011.
Последующее признание распоряжения Управления Росимущества в Камчатском крае от 29.09.2011 N 219-р недействительным (дело NА24-1288/2012) не означает возобновление с 15.11.2011 ранее прекращенных договорных правоотношений по хранению морских судов "Норд", "Мидас", "Оникс", "Кусеки Мару", "Ронд", "Рей" и "Зюйд" между обществом и ТУФАУ ГИ в Камчатском крае, что исключает в данном случае применение пункта 4 статьи 896 ГК РФ о соразмерном вознаграждении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании стоимости услуг по хранению, оказанных в рамках государственного контракта от 07.06.2011 N 12, правоотношения по которому прекращены, и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга, у суда не имелось.
В этой связи кассационная инстанция соглашается с выводами судов о том, что факт осуществления истцом мер для безопасной стоянки судов в данном случае не имел правового значения, а документы, подтверждающие этот факт, могут являться доказательствами наличия неосновательного обогащения на стороне того или иного лица.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 8467/10 от 16.11.2010 и разъяснений пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010, суд первой инстанции посчитал невозможным переквалифицировать заявленные истцом требования, как внедоговорные, заявленные из неосновательного обогащения, во избежание нарушения процессуальных прав ответчика и с целью соблюдения принципа равноправия сторон и состязательности в арбитражном процессе.
Доводы заявителя кассационной жалобы о формальном подписании сторонами актов приема-передачи спорных морских судов и продолжении после данных действий правоотношений сторон по государственному контракту от 07.06.2011 N 12, несостоятельны и фактически направлены на переоценку вывода суда относительно доказательств, что не входит в компетенцию Арбитражного суда Дальневосточного округа в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Таким образом, поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами закона и обстоятельствами дела, они отмене, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.01.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А24-4775/2013 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Тарасов |
Судьи |
А.В. Солодилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Последующее признание распоряжения Управления Росимущества в Камчатском крае от 29.09.2011 N 219-р недействительным (дело NА24-1288/2012) не означает возобновление с 15.11.2011 ранее прекращенных договорных правоотношений по хранению морских судов "Норд", "Мидас", "Оникс", "Кусеки Мару", "Ронд", "Рей" и "Зюйд" между обществом и ТУФАУ ГИ в Камчатском крае, что исключает в данном случае применение пункта 4 статьи 896 ГК РФ о соразмерном вознаграждении.
...
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 8467/10 от 16.11.2010 и разъяснений пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010, суд первой инстанции посчитал невозможным переквалифицировать заявленные истцом требования, как внедоговорные, заявленные из неосновательного обогащения, во избежание нарушения процессуальных прав ответчика и с целью соблюдения принципа равноправия сторон и состязательности в арбитражном процессе."
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2014 г. N Ф03-2885/14 по делу N А24-4775/2013