г. Хабаровск |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А04-7190/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Трофимовой О.Н.
Судей: Брагиной Т.Г., Панченко И.С.
при участии:
от заявителя: ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" - Шишковская Я.В., представитель по доверенности от 01.03.2013 б/н;
от ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Лопатнюк Т.А., представитель по доверенности от 16.12.2013 N 01-17/04/9801;
от третьего лица: Минобороны РФ - представитель не явился;
рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 16.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А04-7190/2013 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Котляревский В.И., в апелляционном суде судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)"
к государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации
о признании незаконными решений и требований
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" (ОГРН 1102827000650, место нахождения: 676852, Амурская область, г.Белогорск, ул.Базарная, 1А, далее - ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)", управление финансового обеспечения МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом его уточнения, к государственному учреждению - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, место нахождения: 675000, Амурская область, г.Благовещенск, ул.Горького, 15, далее - региональное отделение ФСС, фонд соцстраха) о признании незаконными:
- решения N 10 от 18.07.2013 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 615 362,32 руб. (далее - страховое обеспечение), за исключением нарушений по выплате пособия Даниловой В.М. и Карелиной Е.Е. по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, и обязать принять к зачету страховое обеспечение в указанном размере;
- решений N N 99осс, 87нс от 26.07.2013 и их отмене, согласно которым страхователь обязан внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить уточненный отчет за 4 квартал 2012 года, скорректированные отчеты за 1 квартал и 1 полугодие 2013 года, а также представить расчеты по форме 4-ФСС в территориальные органы ФСС по месту регистрации обслуживаемых воинских частей (учреждений);
- требования N 10 от 22.07.2013 и отмене в части, за исключением нарушений по выплате пособия в сумме 8 835,94 руб.;
- требований N N 87нс, 99осс от 14.08.2013, вынесенных на основе данных решений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160, Россия, г.Москва,ул.Знаменка,19, далее - МО РФ, Минобороны РФ).
Решением суда от 16.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014, оспариваемые решения и требования признаны незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об основах обязательного социального страхования), Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и на фонд соцстраха возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов управления финансового обеспечения МО РФ. В остальном в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе регионального отделения ФСС, поддержанного его представителем в судебном заседании, проводимом в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с использованием систем видеоконференц-связи, которое просит их отменить, сославшись на неправильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы сводятся к тому, что управление не может являться страхователем в отношении работников обслуживаемых воинских частей, поскольку не является их работодателем, а может быть страхователем лишь в отношении своих работников, поэтому и учет начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование по двум видам страхования, и учет выплат страхового обеспечения производится теми организациями, которые по отношению к застрахованным лицам (работникам) являются страхователями (работодателями).
При этом представитель фонда соцстраха подтвердила, что воинские части (учреждения) в качестве страхователей Фонда социального страхования Российской Федерации вообще не зарегистрированы.
ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании изложенные в жалобе доводы отклонили в полном объеме и просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, указывая также на то, что у регионального отделения ФСС претензий к порядку назначения пособия или к представленным страхователем документам не имеется.
Войсковая часть, не начисляя и не производя выплаты, не может выдать увольняемому работнику справку, предусмотренную Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н, поэтому является ошибочным довод заявителя жалобы о нарушении прав граждан при выдаче им справок управлением финансового обеспечения МО РФ.
Минобороны отзыв на жалобу не представило и явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, хотя надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения актов N 10 от 24.06.2013, N 99осс и N 87нс от 02.07.2013 камеральных проверок уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходованию на выплату страхового обеспечения за период с 01.10.2012 по 31.12.2012, фондом соцстраха приняты, соответственно, 18.07.2013 решение N 10 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в размере 624 198,26 руб. и 26.07.2013 решения N 99осс и N 87нс, согласно которым страхователь обязан внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить уточненный отчет за 4 квартал 2012 года, скорректированные отчеты за 1 квартал и 1 полугодие 2013 года, а также представить расчеты по форме 4-ФСС в территориальные органы ФСС по месту регистрации обслуживаемых воинских частей (учреждений), а также на основании данных решений выставлены требования N 10 от 22.07.2013 и N N 99осс и 87нс от 14.08.2013.
Не согласившись с решением N 10 и требованием N 10 в части отказа в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в размере 615 362,32 руб., а с решениями и требованиями N 99осс и 87нс в полном объеме, управление финансового обеспечения МО РФ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования в части. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что созданное на основании Приказа Минобороны РФ от 20.09.2010 N 1144 ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" осуществляет финансирование войсковых частей, не имеющих статуса юридического лица, в том числе обеспечивает своевременную и в полном объеме выплату личному составу денежного довольствия (заработной платы) и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исполняет обязанности по социальному страхованию работников данных войсковых частей, что предусмотрено пунктами 18, 19, 30 Положения о федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)", утвержденным Минобороны РФ 12.090.2011.
Кроме этого, суды руководствовались понятием обязательного социального страхования, данного в статье 1 Закона об основах обязательного социального страхования, согласно которому обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также - страховые взносы) (часть 4 статьи 1).
Проанализировав также положения Законов N 125-ФЗ и N 255-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", суды пришли к выводу о том, что одним из основных признаков страхователя является осуществление выплат физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
При этом региональное отделение ФСС факт осуществления управлением финансового обеспечения МО РФ таких выплат в отношении работников воинских частей не оспаривает, как и не оспаривает факт отсутствия регистрации последних в качестве страхователей в Фонде социального страхования РФ.
Поскольку де юре управление финансового обеспечения МО РФ не является работодателем в отношении работников воинских частей, но де факто выполняет все обязанности работодателя, в том числе начисление и выплату денежного довольствия (заработной платы) и страхового обеспечения, а также уплату страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации, и, принимая во внимание, что данное управление создано, в том числе во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", а воинские части, не являющиеся юридическим лицами и страхователями, не могут уплачивать и учитывать страховые взносы за своих работников, суды пришли к обоснованному выводу, что у фонда соцстраха отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений и выставления на их основе оспариваемых требований, в связи с чем они правомерно признаны незаконными, а у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы регионального отделения ФСС.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.01.2014, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А04-7190/2013 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.07.2014 N 000153, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Н. Трофимова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.