г. Хабаровск |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А04-7190/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)": Ляхов А.И., представитель по доверенности от 18.11.2013;
от Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Гречихина Н.В., представитель по доверенности от 18.12.2013 N 01-17/04/9868;
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 16.01.2014
по делу N А04-7190/2013
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляреским В.И.
по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" (ОГРН 1102827000650, ИНН 2804014656)
к Государственному учреждению - Амурскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022800519829, ИНН 2801008012)
о признании незаконными решений и требований
третье лицо Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)", Управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, к Государственному учреждению - Амурскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение фонда, АРО ФСС ):
1. Признать частично незаконным, за исключением нарушений по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - получатели пособия Данилова В.М. и Карелина Е.Е., и отменить решение Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 июля 2013 года N 10 о не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 615 362,32 рублей и обязать принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 615 362,32 рублей;
2. Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 июля 2013 года N 99осс, обязывающее страхователя внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить уточненный отчет ф.4-ФСС за 4 квартал 2012 года, представить скорректированные отчеты ф.4-ФСС за 1 квартал 2013 года, 1 полугодие 2013 года, обслуживаемым Управлением воинским частям (учреждениям) представить отчеты по форме 4-ФСС в территориальные органы ФСС по месту их регистрации;
3. Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 июля 2013 года N 87нс, обязывающее страхователя внести исправления в документы бухгалтерского учета, представить уточненный отчет ф.4-ФСС за 4 квартал 2012 года, представить скорректированные отчеты ф.4-ФСС за 1 квартал 2013 года, 1 полугодие 2013 года, обслуживаемым Управлением воинским частям (учреждениям) представить отчеты по форме 4-ФСС в территориальные органы ФСС по месту их регистрации;
4. Признать частично незаконным, за исключением нарушений по выплате пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - получатели пособия Данилова В.М. и Карелина Е.Е. на сумму 8 835,94 рублей, и отменить требование Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 10 от 22.07.2013;
5. Признать незаконным и отменить требование Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 87нс от 14.08.2013;
6. Признать незаконным и отменить требование Государственного учреждения - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 99осс от 14.08.2013.
Решением от 16.01.2014 суд удовлетворил заявленные требования, признал незаконными в части: решение от 26.07.2013 N 87 нс, а также требования N 87 от 14.08.2013, N 99 осс от 14.08.2013; решение N 10 от 18 июля 2013 года и требование N 10 от 22.07.2013.
Обязал АРО ФСС устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" в порядке установленном действующим законодательством.
Кроме этого суд взыскал с АРО ФСС в пользу ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" расходы по уплате государственной пошлины 12 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, АРО ФСС заявило апелляционную жалобу, в которой просить отменить решение суда ввиду нарушений норм материального права.
Представитель АРО ФСС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" не является страхователем в отношении подразделений, воинских частей, а является страхователем лишь в отношении собственных работников. Также указал, что воинские части не зарегистрированы в региональном отделении Фонда социального страхования, а ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" осуществляет лишь услуги по финансированию этих подразделений. По указанной причине учреждение не может уплачивать страховые взносы за работников воинских частей, а также представлять отчетность в отношении работников воинских частей. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены, либо изменения, решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 13.01.2013 в региональное отделение Фонда ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" был представлен расчет по форме 4-ФСС РФ по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за период с 01.10.2012 по 31.12.2012.
21.03.2013 года в региональное отделение Фонда Управление представило уточненный расчет за аналогичный период.
По результатам анализа представленных страхователем расчетов специалистом регионального отделения Фонда было установлено, что страхователь значительно увеличил показатели количества работающих граждан, по облагаемой базе по обоим видам страхования, а также по расходам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В отношении страхователя региональным отделением Фонда были проведены камеральные проверки:
-правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности;
-правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов;
-правильности начисления и перечисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании проведенных проверок региональным отделением фонда вынесены оспариваемые Управлением решения и требования, указанными ненормативными актами не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, представить уточненные расчеты и отчеты, внести корректировки в отчетность, сформировать и представить скорректированную отчетность, представить расчеты по форме 4-ФСС с распределением начисленных выплат, страховых взносов, произведенных расходов по страхователям-работодателям в территориальные органы ФСС по месту регистрации обслуживаемых воинских частей, произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения о обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с указанными выше решениями и требованиями ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" обратилось в суд, который удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил их следующего.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также - страховые взносы).
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании согласно статье 2 Федерального закона N 165-ФЗ состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона N 165-ФЗ предусматривает, что страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов согласно статье 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 2.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Таким образом, одним из основных признаков страхователя является осуществление выплат физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию. По предложению суда заявителем представлены доказательства осуществления выплат в отношении физических лиц, работников воинских частей, ответчиком указанное обстоятельство не оспорено. Таким образом, указанному признаку заявитель соответствует.
Как установлено судом, спор между сторонами возник по причине того, что, по мнению регионального отделения фонда, Управление должно являться работодателем в отношении физических лиц, только наличие статуса работодателя будет означать наличие статуса страхователя.
Вместе с тем региональным отделением фонда не учтено следующее.
Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Амурской области и Республике Саха (Якутия)" создано на основании приказа Министра обороны РФ от 20 сентября 2010 N 1144 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения "О федеральном казенном учреждении "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" предусмотрено, что Учреждение создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей.
Согласно пункту 19 Положения для достижений целей, указанных в пункте 18 настоящего Положения, Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет, в частности, следующие основные виды деятельности в интересах Министерства обороны: начисление и своевременное обеспечение личного состава денежными довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами, своевременное производство предусмотренных законодательством удержаний из денежного довольствия, заработной платы и прочих выплат военнослужащим и лицам гражданского персонала, своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, составление и представление бюджетной, налоговой, статистической (финансовой) и иной финансовой отчетности.
В соответствии с пунктом 30 Положения Учреждение обязано обеспечивать своевременно и в полном объёме выплату личному составу денежного довольствия (заработной платы) и иные выплаты в соответствии с законодательством РФ, безопасные условия труда, меры социальной защиты своего личного состава, начислять и своевременно осуществлять уплату налогов и других обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации согласно статье 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" к основным задачам Минобороны России (подпункт 9 пункта 3 Указа) отнесено, в частности обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Также к полномочиям Минобороны России отнесена реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Указа).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей (организаций) являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).
Таким образом, Министерство обороны РФ является работодателем в отношении работников воинских частей, не имеющих статуса юридического лица, и является страхователем в отношении указанных работников.
Министерство обороны РФ для исполнения некоторых своих функций, в частности реализации социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил РФ, создало федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
Признавая незаконными действия ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" по представлению отчетности и уплате соответствующих сумм страховых взносов за работников войсковых частей, не имеющих статуса юридического лица, отделение регионального фонда не указывает каким образом, при отсутствии статуса юридического лица у войсковых частей могут быть уплачены и учтены страховые взносы за работников. Специфика правового статуса войсковых частей, предусмотренная Федеральным законом "Об обороне", полномочия Министерства обороны РФ в отношении подведомственных ему войсковых частей, АРО ФСС также не учтены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что действия АРО ФСС могут привести к ситуации, при которой работники войсковых частей, за которых уплачены страховые взносы, фактически будут лишены гарантированной социальной защиты, что противоречит основным принципам и смыслу законодательства о социальном страховании.
Оценив в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд первой инстанции, оспариваемые решения и требования (с учетом уточнения требований заявителем) правомерно признал не законными и не обоснованными и обязал АРО ФСС устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФКУ "УФО МО РФ по Амурской области и Республике Саха (Якутия)" в порядке, установленном действующим законодательством.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.01.2014 по делу N А04-7190/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7190/2013