г. Хабаровск |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А51-24321/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой
при участии:
от открытого акционерного общества "Дальэнерготехкомплект":
- Орлова О.А., представитель по доверенности от 18.11.2013 N 85-11/13;
- Савченко Е.Е., представитель по доверенности от 18.11.2013 N 86-11/13;
- Голубева Г.Н., представитель по доверенности от 30.12.2013 N 09-01/14
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальэнерготехкомплект" на решение от 12.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2014 по делу N А51-24321/2013 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.В. Кобко, в суде апелляционной инстанции судьи: А.В. Ветошкевич, Д.А. Глебов, С.Б. Култышев
по иску открытого акционерного общества "Дальэнерготехкомплект"
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
Открытое акционерное общество "Дальэнерготехкомплект" (ОГРН 1032501341718, ИНН 2536138780, место нахождения: 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, 11 корп. 68; далее - ОАО "ДЭТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - Департамент) с заявлением о принятии пункта 2.1 проекта договора N 4153 купли-продажи земельного участка в следующей редакции: "2.1. Цена выкупаемого земельного участка составляет 1 359 120 рублей 89 копеек".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ДЭТК" просит отменить вынесенные судебные акты, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об отсутствии доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в запретном районе военного объекта и в санитарно-защитной зоне. Также полагает, что суды вышли за пределы предъявленных требований, не урегулировав разногласия по договору, поскольку распоряжение Департамента от 06.08.2012 N 1747 о предоставлении земельного участка в собственность является действующим.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представители ОАО "ДЭТК" настаивали на доводах, изложенных в кассационной жалобе, и дали по ним пояснения, просили отменить вынесенные судебные акты.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.01.2012 ОАО "ДЭТК" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в фактически занимаемых границах, площадью 17 518 кв.м по адресу: г. Владивосток, ул. Фадеева, 47, для дальнейшей эксплуатации нежилых здания и сооружения, принадлежащих обществу на праве собственности.
Распоряжением Департамента от 06.08.2012 N 1747 установлено предоставить ОАО "ДЭТК" из земель населенных пунктов земельный участок площадью 17 518 кв.м с кадастровым номером 25:28:010044:218, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Фадеева, 47, расположенный относительно ориентира - здания центрального материального склада N 2 (лит. А 65), находящегося в границах участка, для использования в целях дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости.
На основании вышеуказанного распоряжения в адрес ОАО "ДЭТК" был направлен проект договора N 4153 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 25:28:010044:218, в соответствии с которым цена земельного участка составляет 13 863 033 рубля 09 копеек (пункт 2.1 проекта договора).
17.01.2013 общество направило в адрес Департамента протокол разногласий к проекту договора купли-продажи N 4153, согласно которому пункт 2.1 проекта договора предложило изложить в следующей редакции: "Цена выкупаемого земельного участка составляет 1 359 120 рублей 89 копеек".
Письмом Департамента от 04.04.2013 протокол разногласий от 17.01.2013 был отклонен с предложением заключить договор на первоначальных условиях.
Наличие разногласий относительно цены выкупа земельного участка и уклонение Департамента от подписания проекта договора купли-продажи в редакции общества послужили основанием для обращения ОАО "ДЭТК" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу части 1 статьи 36 ЗК РФ юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд. В соответствии с пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 утверждено Положение об установлении запретных зон запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее -Положение о запретных зонах).
Поскольку в силу пункта 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера применимо положение подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ. Следовательно, земельные участки, расположенные на территории запретного района, относятся к землям, ограниченным в обороте, и не могут быть предоставлены в частную собственность, так как такая возможность федеральным законом не установлена.
Такая правовая позиция отражена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1039/13 от 02.07.2013 по делу N А51-11274/2012.
Границы запретных зон и запретных районов для войсковых частей, расположенных на территории Приморского края, установлены постановлением губернатора Приморского края от 07.12.2005 N 217-пг "Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю". В приложении N 1 к указанному постановлению от 07.12.2005 N 217-пг, которым внесены изменения и дополнения в пункты 1 и 2 постановления суженного заседания Администрации Приморского края от 31.10.2001 N 37-пс "Об установлении запретных зон и запретных районов при объектах Тихоокеанского флота" с уточнением районов дислокации объектов войсковых частей Тихоокеанского флота, значатся войсковые части с указанием районов дислокации, запретных зон и запретных районов в пределах 3 км.
Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в том числе обзорную схему земельного участка в районе ул. Фадеева, 47, фрагмент карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, пришли к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находится в запретном районе военного объекта, в санитарно-защитной зоне, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы общества относительно отсутствия доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в запретном районе военного объекта и в санитарно-защитной зоне, подлежат отклонению, как противоречащие установленным по делу обстоятельствам и направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, имеющихся доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Также подлежат отклонению доводы относительно того, что суды вышли за пределы предъявленных требований, не урегулировав разногласия по договору, в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В связи с вышеизложенным, суды, установив препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность, правомерно посчитали требования общества не подлежащими удовлетворению, как противоречащие подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения и постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2014 по делу N А51-24321/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.