г. Хабаровск
30 мая 2011 г. |
N Ф03-2082/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: О.Г.Красковской, С.И.Гребенщикова
при участии
представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 16.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011
по делу N А04-4608/2010
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А.Антонова, в апелляционном суде - судьи Л.Г.Малышева, М.О.Волкова, И.В.Иноземцев
По иску администрации г.Благовещенска
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо: Министерство финансов Амурской области
о взыскании 796 900 руб.
Администрация г.Благовещенска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 796 900 руб. убытков, связанных с приобретением жилья военнослужащему Горбенко С.В., уволенному в запас.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.
Решением от 16.12.2010 иск удовлетворен за счет средств казны Российской Федерации.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что факт причинения истцу убытков вследствие неисполнения ответчиком обязанностей, предусмотренных федеральным законодательством, подтвержден доказательствами по делу, поэтому убытки подлежат возмещению в размере цены иска за счет Российской Федерации на основании норм ФЗ "О статусе военнослужащих", статей 1069, 1071 ГК РФ.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что, поскольку функции по обеспечению жильем военнослужащих законодательно возложены на органы местного самоуправления, то исполнение судебного акта об изменении способа исполнения решения должно производиться муниципальным образованием за счет собственных бюджетных средств. По мнению заявителя жалобы, к взысканию денежных средств с федерального бюджета привело бездействие администрации, выразившееся в неисполнении судебного акта, что воспрепятствовало предоставлению военнослужащему жилплощади по договору найма и сохранению тем самым права муниципальной собственности на него. Также считает, что Минфин РФ не является причинителем вреда и соответственно надлежащим ответчиком по делу.
В отзыве на кассационную жалобу администрация выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты принятыми с правильным применением норм права и предлагает оставить их без изменения.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Благовещенского городского суда от 14.10.2009 по делу N 2-3340/09 за уволенным в запас военнослужащим Горбенко С.В. признано право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Суд обязал администрацию г.Благовещенска предоставить Горбенко С.В. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим условиям, расположенное в черте г.Благовещенска, общей площадью не менее 18 кв.м на условиях договора социального найма.
Определением того же суда от 21.04.2010 изменен способ исполнения решения от 14.10.2009 путем взыскания с администрации г.Благовещенска в пользу Горбенко С.В. денежной суммы в размере 796 900 руб.
Кассационным определением коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21.05.2010 определение суда от 21.04.2010 оставлено без изменения.
Во исполнение определения от 21.04.2010 Благовещенским городским судом 04.06.2010 выдан исполнительный лист на указанную выше сумму, которая платежным поручением N 1476 от 04.08.2010 выплачена администрацией Горбенко С.В.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Согласно пункту 6 статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
С этой связи вывод судов о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования, является обоснованным.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Поскольку при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ суды установили факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина РФ обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных администрацией расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, то вывод судов об обоснованности исковых требований администрации является правомерным.
Довод заявителя жалобы о том, что расходы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями относятся на расходные обязательства местного бюджета, противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства, поэтому подлежит отклонению.
Его же довод о том, что взыскание денежных средств федерального бюджета явилось следствием бездействия администрации, выразившегося в неисполнении решения от 14.10.2009, кассационным судом отклоняется, поскольку независимо от способа исполнения судебного акта по обеспечению Горбенко С.В. жилым помещением связанные с этим расходы не могут быть отнесены на муниципальное образование.
Довод жалобы о том, что Минфин РФ выступает ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является причинителем вреда с точки зрения статьи 1071 ГК РФ, также подлежит отклонению, поскольку в данном случае Минфин РФ выступает как финансовый орган, представляющий интересы Российской Федерации по спорным бюджетным обязательствам.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2011 по делу N А04-4608/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
О.Г.Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.