г. Хабаровск
08 июня 2011 г. |
N Ф03-2251/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Е.П. Филимоновой
Судей: Е.В. Зимина, Н.В. Меркуловой
при участии
от заявителя: Администрации города Хабаровска - Коваленко М.В., представитель, доверенность от 27.12.2010 N 1.1.21-235;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Федоренко И.С., начальник отдела контроля органов власти, доверенность от 08.10.2009 N 7/5616;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг" - Рябова С.И., генеральный директор, Нигей Е.В., представитель, доверенность от 30.05.2011 N 3;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Парнас" - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Хабаровска, общества с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг"
на решение от 10.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011
по делу N А73-8974/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Сапрыкина Е.И., Михайлова А.И., Швец Е.А.
По заявлению Администрации города Хабаровска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг", общество с ограниченной ответственностью "Парнас"
о признании недействительными решения и предписания
Администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 20.07.2010.
В качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг", общество с ограниченной ответственностью "Парнас" (далее - общества, третьи лица).
Решением суда от 10.12.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011, с учетом определения от 11.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о нарушении администрацией и ООО "ДВмаркетинг" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Законность состоявшихся судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационным жалобам Администрации города Хабаровска, общества с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг", поддержанных их представителями в заседании суда кассационной инстанции, полагающих, что судами неправильно применены нормы законодательства о защите конкуренции и нарушены нормы законодательства о размещении заказов; выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем просят судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация указывает на ошибочность выводов судов о наличии между органом местного самоуправления и обществом соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и приводит доводы о том, что маркетинговая конференция, проведенная обществом 10.06.2010 и открытый аукцион, в рамках Городской целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске на 2010 - 2012 годы" являются различными самостоятельными мероприятиями. По её мнению, выводы судов о нецелесообразности проведения еще одной маркетинговой конференции необоснованны, поскольку администрация по указанию антимонопольного органа вынуждена была отказаться от заключения контракта с ООО "ДВмаркетинг".
Общество в кассационной жалобе ссылается на неправильную оценку судами имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, полагая, что проведение ООО "ДВмаркетинг" конференции в арендуемом помещении в администрации не может служить доказательством негласного соглашения об ограничении конкуренции. Кроме того, по мнению общества, сроки организации конференции в рамках реализации муниципального заказа в июне 2010 года были реальными, а выводы судов о нецелесообразности проведения еще одной маркетинговой конференции необоснованны.
Управление в отзыве на кассационные жалобы, а также его представитель в суде кассационной инстанции просят судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
ООО "Парнас" извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, однако явку своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах и отзыве на них, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Хабаровским УФАС России на основании материалов, поступивших из ФАС России по заявлению ООО "Парнас" (г. Москва), возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в отношении администрации г. Хабаровска и МКЦ "Мегатавр".
В ходе производства были установлены следующие обстоятельства. Постановлением администрации г. Хабаровска от 31.12.2009 N 4759 утверждена городская целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2010-2012 годы", пунктом 8.4 раздела 8 которой в 2010 году планируется проведение Дальневосточной маркетинговой конференции. В бюджете городского округа на эти цели запланировано 700 000 руб.
18.05.2010 администрацией г. Хабаровска на официальном сайте администрации размещено извещение о проведении открытого аукциона на оказание услуг по подготовке и проведению IV Дальневосточной маркетинговой конференции.
Согласно условиям аукциона, сформулированным в аукционной документации, начальная (максимальная) цена контракта составляет 700 000 руб., срок оказания услуг - 5 дней с момента подписания контракта, тема и программа конференции должны утверждаться заказчиком, место проведения конференции определяется заказчиком, численность участников конференции должна быть не менее 200 человек. Также определены дополнительные требования к оказываемым услугам.
Срок подачи заявок на участие в аукционе установлен до 09.06.2010, проведение аукциона назначено на 18.06.2010. В период проведения указанного аукциона на сайте администрации г. Хабаровска в плане городских мероприятий с 7 по 13 июня 2010 размещено информационное сообщение о том, что 10 июня 2010 года в большом зале администрации города в 10 часов 00 минут состоится VI Дальневосточная конференция по маркетингу (сообщение размещено на сайте 07.06.2010). Также в данном информационном сообщении указаны контактные телефонные номера, по которым можно получить справочную информацию.
Согласно письму ООО "ДВмаркетинг" от 07.07.2010 N 3/11 общество входит в группу компаний, которые на основании устной договоренности используют в своей деятельности "бренд" (знак обслуживания) "Мегатавр".
В журнале "Маркетинг успеха" за май 2010 года и на сайте маркетингового центра "Мегатавр" размещена информация о проведении 10.06.2010 в большом зале Администрации г. Хабаровска VI Дальневосточной конференции маркетинга по теме "Маркетинговые решения для роста продаж в условиях 2010 года", учредителем и организатором которой является группа компаний "Мегатавр" при поддержке Администрации города Хабаровска с указанием контактных телефонов, зарегистрированных за ООО "ДВмаркетинг".
20.07.2010 антимонопольным органом принято решение N 47, в соответствии с которым соглашение между администрацией г. Хабаровска и ООО "ДВмаркетинг" об организации и проведении обществом VI Дальневосточной маркетинговой конференции признано противоречащим статье 16 Закона о защите конкуренции и во исполнение указанного решения управлением выдано предписание от 20.07.2010 N 31 об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов.
Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств суды установили следующие обстоятельства: конференция по маркетингу проведена при поддержке администрации за счет ООО "ДВмаркетинг"; в предыдущие пять лет маркетинговые конференции проводились за счет группы компаний "Мегатавр"; затраты общества на проведение конференции в 2010 году составили 586250 руб.; в аукционной документации муниципального заказчика отсутствуют сведения о том, когда запланирована и фактически должна и (или) будет проводиться конференция; техническое задание по численности участников, докладчиков и иные условия по существу приближены или совпадают с той информацией, которая ранее размещена ООО "ДВмаркетинг"; аукционная комиссия заказчика подвела его итоги 17.06.2010, то есть ранее объявленного срока аукциона (18.06.2010); на аукцион была подана только одна заявка ООО "ДВмаркетинг" - единственного участника аукциона; аукцион признан несостоявшимся, вместе с тем принято решение о заключении с данным обществом муниципального контракта на 700 000 руб.
С учетом установленных конкретных обстоятельств, а также положений вышеуказанных правовых норм суды правомерно признали действия органа местного самоуправления противоречащими статье 16 Закона о защите конкуренции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ) не установлено.
Учитывая, что государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1 000 руб., а ООО "ДВмаркетинг" при её подаче уплачено 2 000 руб. по платежному поручению от 28.04.2011 N 99, госпошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 104 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу N А73-8974/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДВмаркетинг" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.П. Филимонова |
Судьи |
Е.В. Зимин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.