г. Хабаровск
14 июня 2011 г. |
N Ф03-1544/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление N 2" - Трофимычева Н.А., ведущий специалист по доверенности от 18.01.2011 N б/н;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску- на-Амуре Хабаровского края - представитель не явился;
от третьего лица: Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 14.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011
по делу N А73-10678/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Никитина Т.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Михайлова А.И., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению ликвидационной комиссии муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление N 2"
к инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску- на-Амуре Хабаровского края
третье лицо: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий)
о признании незаконными действий
Ликвидационная комиссия муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление N 2" (далее - ликвидационная комиссия; предприятие), обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; налоговый орган), выразившихся в отказе внести запись о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края (с выполнением функций по выплате пенсий) (далее - управление).
Решением суда от 14.12.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой и постановлением суда апелляционной инстанций, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит отменить данные судебные акты, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований предприятия. По мнению инспекции, суды неправильно применили нормы материального права, в частности статью 21 Федерального закона от 28.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и статью 226 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Заявитель жалобы полагает, что ликвидация возможна только в порядке проведения процедуры банкротства, поскольку предприятие имеет задолженность по уплате налогов.
Представитель ликвидационной комиссии в отзыве и в судебном заседании кассационной инстанции против доводов налогового органа возражает, просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Инспекция и управление извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но их представители в суд кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление N 2" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1022700525330, учредителем которого является администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
11.11.2003 главой администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края принято постановление N 1721 о прекращении хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление N 2" и осуществлении мер по его ликвидации.
По завершении ликвидационных процедур предприятие 01.11.2005 представило в инспекцию заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица и предусмотренные в Федеральном законе N 129-ФЗ документы.
Решением налогового органа от 08.11.2005 в государственной регистрации ликвидации юридического лица отказано в связи с наличием сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов.
17.08.2010 ликвидационной комиссией в инспекцию повторно представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением от 24.08.2010 в государственной регистрации отказано со ссылкой на непредставление заявителем для государственной регистрации необходимых документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 28.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), и на наличие сведений о недоимке по налогам и сборам и пени.
Полагая, что указанное решение налогового органа не соответствует закону, ликвидационная комиссия обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что при обращении с заявлением о ликвидации юридического лица были представлены все требуемые Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, перечисленных в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Выводы судов заявителем жалобы не опровергнуты.
Как установили суды на основании исследования и оценки в соответствии со статьей 71 АПК РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств, сведения о возникновении задолженности, о периоде образования и ее размере, с целью проверки, в том числе сроков давности взыскания задолженности и принятых налоговым органом мер по ее взысканию, отсутствуют и инспекцией не представлены.
Ссылки инспекции на положения статьи 226 Закона о банкротстве в этой связи правомерно отклонены судами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Закона о банкротстве нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 Закона о банкротстве, является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 224 указанного Закона, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Поскольку ликвидационной комиссией предприятия не выявлено кредиторов, требования которых не были удовлетворены и налоговым органом не представлено доказательств обратного, то отказ инспекции в государственной регистрации ликвидации юридического лица суды обоснованно признали неправомерным.
Доводы кассационной жалобы по существу аналогичны доводам апелляционной жалобы, получили правовую оценку, и сводятся к иной оценке доказательств, между тем в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции таких полномочий не имеется. Нормы материального права применены соответственно установленным по данному делу конкретным обстоятельствам.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи с чем считает необходимым оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 14.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 по делу N А73-10678/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов по указанному делу по определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2011 N 001427 отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Котикова Г.В. |
Судьи |
Меркулова Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.