г. Хабаровск
15 июня 2011 г. |
N Ф03-2297/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": О.В.Тарасенко, юрисконсульт 1 категории, доверенность от 19.11.2010 N 677
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 01.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011
по делу N А51-13834/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Овчинников, в суде апелляционной инстанции судьи С.В.Шевченко, Л.Ю.Ротко, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 320 324 руб. 92 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 320 324 руб. 92 коп.
Решением арбитражного суда от 01.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "ВМТП" просит решение арбитражного суда от 01.12.2010 и постановление апелляционного суда от 14.02.2011 отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам, в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что судом необоснованно отклонены доводы ответчика о том, что разрешение на "бросание" вагонов ОАО "ВМТП" не давало, на дату "бросания" поезда порт был готов к приему данного груза согласно сроков доставки, фронты выгрузки были свободны для приема спорных 33 вагонов. Считает, что в период с 31.08.2009 по 07.09.2009 техническая возможность принятия и накопления вагонов станцией назначения имелась. Полагает, что дорога не подтвердила соответствующими доказательствами задержку вагонов на промежуточной станции Бикин по вине ответчика вследствие занятости фронтов выгрузки станции назначения, неприема груза грузополучателем, нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов (ст. 65 АПК РФ). Указывает на то, что суд, ссылаясь на нарушение сроков доставки груза, являющееся обязательным основанием для начисления и взыскания с ответчика платежей за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, в нарушение статьи 170 (п. 3 ч. 4) АПК РФ не указал соответствующий документ, которым установлены сроки отправки и доставки груза. Указывает на то, что время задержки прибытия вагонов на станцию назначения значительно меньше времени простоя вагонов на промежуточной станции. Считает, что судом необоснованно принята в качестве допустимого доказательства накопительная ведомость N 230950, составленная за период с 23.09.2009 по 23.09.2009 на основании актов общей формы NN 600345, 600346. Указывает на несоблюдение истцом требований о направлении письменных уведомлений, установленных обязательными для истца методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 08.09.2004 N 3263р.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
ОАО "ВМТП", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края на основании пункта 3 части 1 статьи 287 ГК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
Согласно пункту 13 договора простаивающие на станционных путях вагоны в ожидании подачи под выгрузку, не поданные согласно совместных разнарядок по вине пользователя, оформляются актом общей формы, в котором указывается количество вагонов, подлежащих выгрузке согласно разнарядке, количество фактически выгруженных вагонов, количество вагонов, не выгруженных по вине пользователя, общее количество вагоно-часов простоя, сумма платы за пользование вагонами. Акт подписывается должностными лицами, назначенными представителями сторон.
В соответствии с пунктом 19 договора (с учетом соглашения от 10.08.2009 N 273) пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов у пользователя, за время задержки вагонов независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от пользователя по условиям Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты.
Установлено, что в адрес ОАО "ВМТП" на станцию Владивосток ДВост ж.д. по отправкам N N ЭА556046, ЭА556015, ЭА528540, ЭА528721, ЭА528772, ЭА528823, ЭА527926, ЭА528103, ЭА554458, ЭА554498, ЭА554404, ЭА554890, ЭА554579, ЭА554745, ЭА554719, ЭА554695, ЭА554672, ЭА554910, ЭА554764, ЭА528238, ЭА528198, ЭА555943, ЭА551609, ЭА549535, ЭА549263, ЭА549327, ЭА549391, ЭА549461, ЭА549594, ЭА551753, ЭА466857, ЭА466800, ЭА466741 отправлены вагоны с заготовками стальными, катанкой стальной, рулонами прокатными плоскими из железа, чугуном передельным рядовым, срок доставки которых определен до 03.09.2009, 05.09.2009, 06.09.2009.
Согласно указанным дорожным ведомостям вагоны прибыли на станцию назначения 07.09.2009.
В период с 31.08.2009 по 07.09.2009 на промежуточной станции Озерная Падь ДВост ж.д. в ожидании приема станцией назначения Владивосток ДВост ж.д. указанные вагоны с грузом были "брошены" по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Озерная Падь ДВост ж.д. составлен акт общей формы от 31.08.2009 N 2/600328.
На станции назначения Владивосток ДВост ж.д. по данному факту составлены акты общей формы N N 600345, 600346 и накопительная ведомость N 230950,
По факту занятости фронтов выгрузки составлены акты общей формы N N 3/604140, 3/604201, 3/604175, 3/604204, 3/604202, 3/604187, 3/604186 в присутствии представителя ОАО "ВМТП" В.В.Евтушенко, который от их подписания отказался.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда N 2620 послужили приказы от 31.08.2009 N 1091, от 07.09.2009 N 1092, на основании которых уведомлениями от 31.08.2009 N 366 и от 07.09.2009 N 419 перевозчик известил станцию назначения о задержке этого поезда.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 320 324 руб. 92 коп., выставив для оплаты счет от 16.03.2010 N 152, неоплата которого послужила основанием для обращения дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования), основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов), обстоятельством для составления акта общей формы является задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, ветвевладельца железнодорожного пути необщего пользования и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Арбитражные суды, исходя из того, что представленные истцом акты общей формы составлены в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов и являются надлежащими доказательствами факта простоя спорных вагонов, задержанных на станции Бикин ДВЖД в связи с неприемом их станцией назначения Владивосток ДВЖД вследствие занятости станционных путей вагонами, пришедшими в адрес ответчика, не принимавшего вагоны из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 320 324 руб. 92 коп.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Так, приняв акты общей формы в качестве бесспорного доказательства вины ответчика в простое вагонов, задержанных на промежуточной станции Озерная Падь ДВост ж.д., суды не дали правовой оценки имеющимся в актах общей формы N N 600345, 600346, 600328 сведениям относительно времени простоя вагонов (175 в/час), отклонив доводы ответчика о согласии на прием данного груза в соответствии со сроками доставки.
При этом суды исследовали вопрос нарушения ответчиком технологических норм выгрузки грузов из вагонов с 31.08.2009. Тогда как согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользовании временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Кроме того, суды не учли то, что сроки доставки груза определены 03.09.2009, 05.09.2009 и 06.09.2009, то есть время простоя на промежуточной станции Озерная Падь ДВост ж.д. входило в период доставки груза. Однако вопрос относительно невозможности подачи перевозчиком вагонов в установленные сроки не был предметом исследования судов.
Таким образом, суды в нарушение статьи 71 АПК РФ не дали оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, не установили юридически значимые для дела обстоятельства, касающиеся наличия (отсутствия) вины ОАО "ВМТП" в бросании вагонов на промежуточной станции и прибытии их на станции назначения 07.09.2009.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании статьи 288 (ч.ч. 1, 3) АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции с учетом вопросов, поставленных в постановлении суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 289 (ч. 3) АПК РФ арбитражному суду следует разрешить вопрос распределения государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А51-13834/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.