г. Хабаровск
15 июня 2011 г. |
N Ф03-2375/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": А.С.Малиновский, ведущий юрисконсульт, доверенность от 19.11.2010 N 685
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 29.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011
по делу N А51-16290/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н.Шкляров, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 712 221 руб. 69 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 712 221 руб. 96 коп.
Решением арбитражного суда от 29.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда от 29.12.2010 и постановление апелляционного суда от 15.03.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью.
В обоснование кассационной жалобы заявитель со ссылкой на пункты 4, 5 договора от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, пункты 1.7.5, 2.4 Инструкции от 10.10.2003 о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути Владивостокского морского торгового порта, примыкающего к станции Владивосток, указывает на отсутствие доказательств нарушения истцом порядка подачи вагонов, обращения порта к дороге о перераспределении вагонов на свободные причалы. Считает, что судами не исследовались доказательства, представленные ОАО "РЖД", опровергающие выводы о возможности подачи вагонов с коксом на 10 и 14 причалы. Указывает на нарушение ответчиком технологических сроков выгрузки вагонов. Считает ошибочным вывод судов о непредставлении истцом доказательств невозможности принятия ОАО "РЖД" спорных вагонов станцией назначения на 10 причал (1, 3 путь). Указывает на то, что в целях нормализации работы станции Владивосток и взаимодействия с ответчиком в период с 10.12.2009 по 17.12.2009 был введен конвенционный запрет на отгрузку кокса и чугуна в адрес порта. Считает, что истцом представлены доказательства "бросания" спорного поезда 05.12.2009 ввиду занятости путей станции назначения Владивосток и нарушения технологических сроков выгрузки портом.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ВМТП" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ОАО "ВМТП", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
В соответствии с пунктом 19 договора (с учетом соглашения от 10.08.2009 N 273) пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов у пользователя, за время задержки вагонов независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от пользователя по условиям Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты.
Со станции отправления Новотроицк Южно-Уральской ж.д., Новокузнецк-Сортировочный Западно-Сибирской ж.д., Кемерово Западно-Сибирской ж.дв 22.11.2009, 23.11.2009, 24.11.2009 и 25.11.2009 в адрес ОАО "ВМТП" на станцию назначения Владивосток ДВост ж.д. по отправкам N N ЭГ 745430, ЭГ693067, ЭГ963092, ЭГ693124, ЭГ693033, ЭГ675945, ЭГ676253, ЭГ675716, ЭГ676071, ЭГ683979, ЭГ676156, ЭГ655108, ЭГ655063, ЭГ654971, ЭГ655157, ЭГ655289, ЭГ689112, ЭГ695361, ЭГ695209, ЭГ693223, ЭГ692645, ЭГ692903, ЭГ692823, ЭГ692987, ЭГ692713, ЭГ693052, ЭГ695449 отправлены вагоны с коксом доменным, коксом не поименованным, чугуном передельным, срок доставки которых определен до 11.12.2009, 12.12.2009, 13.12.2009, 14.12.2009, 15.12.2009.
Как следует из дорожных ведомостей, вагоны прибыли на станцию назначения Владивосток ДВост ж.д. 17.12.2009.
На промежуточной станции Шмаковка ДВост ж.д. в период с 05.12.2009 по 16.12.2009 в ожидании приема станцией назначения Владивосток ДВост ж.д. спорные вагоны были "брошены" с грузом.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Шмаковка ДВост ж.д. составлен акт общей формы от 05.12.2009 N 600062.
На станции назначения Владивосток ДВост ж.д. по данному факту составлены акты общей формы от 17.12.2009 N N 600410, 600411, 600412 и накопительная ведомость N 181250.
Представитель ОАО "ВМТП" акты общей формы и накопительную ведомость подписал с оговорками, в которых указал, что порт не давал разрешения на "бросание" поезда и готов к приему груза согласно сроков доставки, фронты выгрузки свободны при приеме вагонов.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда N 2420 послужили приказы от 05.12.2009 N 203, от 16.12.2009 N 204, на основании которых уведомлениями от 05.12.2009 N 568 и от 16.12.2009 N 664 перевозчик известил станцию назначения о задержке этого поезда.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 712 221 руб. 69 коп., выставив для оплаты счет от 05.03.2010 N 128, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, исходили из недоказанности факта занятости станционных путей станции назначения Владивосток ДВост ж.д. в период задержки поезда N 2420 на промежуточной станции Шмаковка ДВост ж.д. по вине порта.
При этом суды не приняли в качестве доказательств, подтверждающих этот факт, акты общей формы ввиду непредставления доказательств отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения, невозможности непринятия ответчиком вагонов станцией назначения на пути 10 (1, 3 путь), 14 причал (2, 3, 4, 6 путь), обозначенные в договоре в качестве мест разгрузки вагонов со спорным грузом в момент "бросания" поезда N 2420.
Кроме того, суды пришли к выводу о том, что на указанные пути 05.12.2009 спорные вагоны могли быть приняты ответчиком, обосновав его ссылкой на перечень памяток приемосдатчика и на отметки на натурном листе поезда, свидетельствующие о том, что сменный диспетчер порта извещался станцией о прибытии вагонов и дал разнарядку на подачу вагонов в техническую контору станции с указанием на какой путь, когда и какие вагоны следует подать в порт.
Арбитражные суды также не приняли в качестве доказательств занятости путей станции назначения Владивосток ДВост ж.д. в период задержки поезда N 2420 на промежуточной станции Шмаковка ДВост ж.д. представленную истцом справку о наличии вагонов, прибывших в адрес ответчика, указав на то, что из этой справки следует, что 05.12.2009 в адрес ОАО "ВМТП" поступил 71 вагон с металлом, в том числе 19 вагонов с чугуном передельным, 32 вагона с коксом, тогда как памятками приемосдатчика подтверждается, что 05.12.2009 на причал N 14, определенный ответчиком к подаче груза - кокс в разнарядках для вагонов, прибывающих указанного числа в составе других поездов, истцом было подано только 3 вагона в течение суток.
При этом согласно пункту 12 договора от 25.01.2006 N 273 средняя перерабатывающая способность ответчика определена в объеме 290 вагонов в сутки.
С учетом изложенного, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А51-16290/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.