г. Хабаровск
17 июня 2011 г. |
N Ф03-2548/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.А.Шведова
Судей: С.Ю. Лесненко, М.М.Саранцевой
при участии
от ИП Салманова Б.М.о: Стаськов Алексей Петрович - представитель по доверенности от 07.10.2010 N 79 ЕА 0006356
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Салманова Бейляра Мирзамамеда оглы
на решение от 13.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011
по делу N А16-1309/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н.Шишкин; в апелляционном суде судьи: А.И.Михайлова, Т.Д.Пескова, Е.А.Швец
По иску федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства
к индивидуальному предпринимателю Салманову Бейляру Мирзамамеду оглы
о взыскании 213 142 руб. 48 коп.
Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства (далее - ФГУ "Дальуправтодор", истец) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с иском к индивидуальному предпринимателю Салманову Бейляру Мирзамамеду оглы (далее - ИП Салманов Б.М., ответчик) о взыскании ущерба в размере 213 142 руб. 48 коп., причиненного вследствие нарушения ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов.
Решением суда от 13.12.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Салманов Б.М. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление. По мнению заявителя жалобы, при удовлетворении исковых требований на основании актов от 16.04.2009 N 240 и от 25.05.2010 N 298, судами не принято во внимание наличие разрешения на перевозку тяжеловесного и крупногабаритного груза от 24.05.2010 N 0054155, а также отсутствие превышения осевой нагрузки в связи с перевозкой груза дополнительными транспортными средствами после выявления факта нарушения порядка перевозки крупногабаритного груза.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ИП Салманова Б.М. поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
ФГУ "Дальуправтодор" о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, участия своего представителя в судебном заседании не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены.
Как установлено судами, 16.04.2009 на стационарном пункте весового контроля, расположенном на 14 километре федеральной автомобильной дороги "Уссури" "Хабаровск-Владивосток", проведена проверка весовых параметров в отношении автомобиля марки "FREIGHTLINER CENTURY" государственный регистрационный знак А 635 ОР 79 с полуприцепом "ALLOYATRT-48" государственный регистрационный знак ВЕ 0140 79 (водитель Алекберов Алексер Байрам оглы).
25.05.2010 на стационарном пункте весового контроля, расположенном на 213 километре федеральной автомобильной дороги М-60 "Уссури" "Хабаровск-Владивосток", проведена проверка весовых параметров в отношении автомобиля марки "FREIGHTLINER CENTURY" государственный регистрационный знак А 635 ОР 79 с полуприцепом "MIRAI" государственный регистрационный знак ВЕ 0266 79 (водитель Михайлов Александр Константинович).
Владельцем указанных автотранспортных средств является ИП Салманов Б.М.
В результате проведенных проверок выявлены нарушения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (зарегистрирована в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) (далее - Инструкция), а именно: превышение нагрузки на оси автомобилей, перегруз по общей массе автомобиля при отсутствии разрешения на то органов управления дорожным хозяйством.
По фактам выявленных нарушений составлены акты от 16.04.2009 N 240, от 25.05.2010 N 298.
Согласно расчетам платы за провоз тяжеловесных грузов, составленным сотрудниками пунктов весового контроля, ущерб, причиненный предпринимателем федеральной дороге, составил:
- по акту от 16.04.2009 N 240 - 148 730 руб. 20 коп.,
- по акту от 25.05.2010 N 298 - 64 412 руб. 28 коп.
Спор возник в связи с отказом ответчика от уплаты указанных сумм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", действовавшим до 01.12.2009, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", вступившим в силу с 01.12.2009, в целях компенсации вреда, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам, установлено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам.
Согласно пункту 1.4 Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названной Инструкцией, по форме, приведенной в Приложении 2.
Пунктом 6.1 указанной Инструкции предусмотрено, что контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
Весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организация на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (пункт 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398).
Размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по федеральным автомобильным дорогам Российской Федерации, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, установлены Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 30.04.1997 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.1997 за N 1334).
Исследовав представленные в дело доказательства и дав им соответствующую статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценку, суды первой и апелляционной инстанций признали, что акты от 16.04.2009 N 240 и от 25.05.2010 N 298 в совокупности с другими доказательствами по делу подтверждают факт перевозки тяжеловесного груза принадлежащим ответчику автотранспортом с превышением допустимой общей и осевой нагрузки без соответствующих разрешений.
Данные факты выявлены государственным инспектором Дальневосточного управления государственного автодорожного надзора совместно с оператором пункта весового контроля, которыми и составлены акты N N 240, 298. Акты подписаны водителями автотранспортных средств без возражений и замечаний.
Правильность расчета сумм ущерба по названным актам судами обеих инстанций проверена и расчеты признаны соответствующими Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934.
С учетом изложенного выводы судов об обоснованности требований истца, основанных на актах от 16.04.2009 N 240, от 25.05.2010 N 298, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормативным правовым актам.
При этом, наличие разрешения от 24.05.2010 N 0054155 на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Российской Федерации не освобождает ответчика от возмещения причиненного ущерба, поскольку выявленные 25.05.2010 нарушения в виде превышения предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, значительно превышают полную массу (не более 25 тонн), с которой было разрешено передвижение автопоезда.
Доводы заявителя жалобы о том, что после выявленных на стационарном пункте весового контроля нарушений, перевозка груза осуществлялась дополнительными транспортными средствами без превышения допустимых нагрузок, приводились ответчиком в суде апелляционной инстанции, рассмотрены судом и обоснованно отклонены с правильным применением норм права. В связи с этим указанные доводы кассационной жалобы во внимание не принимаются.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 13.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 по делу N А16-1309/2010 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А.Шведов |
Судьи |
С.Ю.Лесненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.