г. Хабаровск
21 июня 2011 г. |
N Ф03-2446/2011 |
Резолютивная часть постановления от 14 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, О.П.Дружиной
при участии
представители лиц, участвующих в деле, не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Востокбункер"
на решение от 22.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011
по делу N А51-18271/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Овчинников, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2)
к закрытому акционерному обществу "Востокбункер" (ОГРН 1022501194320, место нахождения: 692701, Приморский край, р-н Хасанский, пгт Славянка, ул. Весенняя, 1/33)
о взыскании 655 186 руб. 03 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к закрытому акционерному обществу "Востокбункер" (далее - ЗАО "Востокбункер", общество) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 1 497 695 руб. 88 коп.
Определением арбитражного суда от 26.11.2010 исковые требования о взыскании 655 186 руб. 03 коп., составляющих плату за пользование вагонами по накопительной ведомости N 140102, выделены в отдельное производство с присвоением делу номера - N А51-18271/2010.
Решением арбитражного суда от 22.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011, данный иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "Востокбункер" просит решение арбитражного суда от 22.12.2010 и постановление апелляционного суда от 03.03.2011 отменить как принятые с нарушением норм процессуального права, неправильным применением норм материального права при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неприменение к спорным правоотношениям положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и пункта 12 Тарифного руководства N 2, утвержденного постановлением ФЭК России от 19.06.2002 N 35/12 (далее - Тарифное руководство N 2), пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей). Считает ошибочным вывод судов о том, что нарушение технологических сроков оборота вагонов стало причиной бросания поезда и привело к невозможности принятия груза по причинам, зависящим от ответчика. Ссылаясь на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей, полагает, что нарушение технологических сроков оборота вагонов не является самостоятельным основанием для начисления и взимания платы. Считает, что дорога не представила доказательства невозможности принятия вагонов, задержанных в пути следования станцией назначения, и того, что причины неприема задержанных вагонов зависели от ответчика. Со ссылкой на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей указывает на недостатки в оформлении ряда документов, а именно: приказов на "бросание" и "поднятие" поезда от 01.12.2009 N 23, от 08.12.2009 N 24. Полагает, что после выделения в отдельное производство требования о взыскании 655 186 руб. 03 коп. по накопительной ведомости N 140102, истец обязан был уточнить исковые требования по данному делу с приложением документов в соответствии с уточненными требованиями и направить эти документы в адрес ответчика (ст. 130 АПК РФ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
При этом ОАО "РЖД" заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Востокбункер" (контрагент) заключен договор N 645 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Востокбункер" по станции Блюхер, согласно которому осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 33 к пути необщего пользования ОАО "Славянский СРЗ", локомотивом контрагента.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается по полезной длине выставочного пути согласно пункту 3.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей - не более 40 вагонов (п. 8 договора).
В соответствии с пунктом 20 договора контрагент уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за задержку вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения, по причинам, зависящим от контрагента, а также за время ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от контрагента, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2, в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Установлено, что в адрес грузополучателя - ЗАО "Востокбункер" на станцию назначения Блюхер ДВост ж.д. по отправкам N N ЭГ 839163, ЭГ 796069, ЭГ 839302, ЭГ 728815, ЭГ 728092, ЭГ 728601, ЭГ 728911, ЭГ 728425, ЭГ 878196, ЭГ 819620 отправлены вагоны с грузом - топливо дизельное, срок доставки которых определен до 04.12.2009, 05.12.2009, 10.12.2009.
Вагоны прибыли на станцию назначения Блюхер ДВост ж.д. 12.12.2009, 13.12.2009, 24.12.2009.
В период с 01.12.2009 по 08.12.2009 на промежуточной станции Лесозаводск-1 ДВост ж.д. в ожидании приема станцией назначения Блюхер ДВост ж.д. спорные вагоны с грузом были "брошены" по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, о чем оставлен акт общей формы от 01.12.2009 N 600153.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ и Тарифным руководством N 2 дорогой начислена плата за пользование вагонами, задержанными на промежуточной станции Лесозаводск-1 ДВост ж.д., в размере 655 186 руб. 03 коп., ответчику выставлен счет от 03.02.2010 N 50, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды исходили из следующего.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов), обстоятельством для составления акта общей формы является задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, ветвевладельца железнодорожного пути необщего пользования и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В обоснование факта задержки спорных вагонов на промежуточной станции Лесозаводск-1 ДВост ж.д. представлены: акт общей формы от 01.12.2009 N 600153, составленный на промежуточной станции Лесозаводск-1 ДВост ж.д.; акты общей формы от 12.12.2009 N 1/600457, от 13.12.2009 N 1/600458, от 14.12.2009 N 1/600459, от 24.12.2009 N 1/600460, на основании которых составлена накопительная ведомость N 140102; приказы на "бросание" и "поднятие" поезда N 2128 от 01.12.2009 N 23, от 08.12.2009 N 24; уведомления грузополучателя о "бросании" и "поднятии" поезда N 2128 от 01.12.2009 N 129, от 09.12.2009 N 145.
С учетом изложенного, арбитражные суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи (акты общей формы, приказы на "бросание" и "поднятие" поезда, уведомления грузополучателя о "бросании" и "поднятии" поезда), признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт простоя спорных вагонов, задержанных на промежуточной станции Лесозаводск-1 ДВост ж.д. в связи с неприемом их станцией назначения Блюхер ДВост ж.д. вследствие занятости станционных путей вагонами, пришедшими в адрес ответчика, не принимавшего вагоны из-за занятости фронтов выгрузки, руководствуясь указанными выше нормами права, условиями договора N 645 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Востокбункер" по станции Блюхер, пришли к выводу о том, что простой вагонов произошел по вине грузополучателя, и в этой связи о наличии правовых оснований для взыскания с ЗАО "Востокбункер" платы за пользование вагонами в размере 655 186 руб. 03 коп.
При этом суды приняли во внимание данные о нарушении ответчиком технологических сроков обработки вагонов (перечень памяток, подтверждающих несоблюдение технологических норм выгрузки вагонов ответчиком, памятки приемосдатчика).
Доказательств наличия предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ обстоятельств, освобождающих ответчика от внесения платы за пользование вагонами, им не представлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношениям не подлежит применению положения пункта 12 Тарифного руководства N 2, поскольку данной нормой установлен размер платы за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта, судом кассационной инстанции отклоняются как противоречащие пунктам 18, 20, 22 договора N 645, которыми стороны согласовали условия внесения платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, и порядок определения размера платежа после издания правомочными органами нормативных актов, изменяющих коэффициенты на различные виды плат, сборов, штрафов, и порядок исчисления ставок плат за пользование вагонами.
Довод заявителя жалобы, аналогичный доводу кассационной жалобы, о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права (ст. 130 АПК РФ), апелляционный суд отклонил, указав на то, что в материалы дела N А51-18271/2010 истцом представлены доказательства, имеющие отношения к спорным отношениям о взыскании платы за пользование вагонами по накопительной ведомости N 140102 в сумме 655 186 руб. 03 коп., и в ходе судебного заседания ответчик представил возражения именно в отношении данных требований, что свидетельствует о рассмотрении таких требований именно в уточненной истцом редакции.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются кассационной инстанцией поскольку являлись предметом исследования судов, получили надлежащую оценку и фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011 по делу N А51-18271/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.