г. Хабаровск
21 июня 2011 г. |
N Ф03-2462/2011 |
Резолютивная часть постановления от 14 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.И. Гребенщикова
Судей: Красковской О.Г., Яшкиной Е.К.
при участии
от участвующих в деле лиц представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
на решение от 28.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011
по делу N А04-4525/2010 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лодяная Л.Л., в апелляционном суде судьи Сапрыкина Е.И., Гричановская Е.В., Пескова Т.Д.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к администрации города Благовещенска, Министерству имущественных отношений Амурской области
об оспаривании ненормативного правого акта и признании незаконными действий (бездействия)
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконными бездействия Министерства имущественных отношений Амурской области (далее - Министерство) и администрации города Благовещенска (далее - администрация), выраженного в несвоевременном рассмотрении заявления общества от 20.04.2010 N 5117з и непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. Заявитель также просил признать отказ администрации, изложенный в письме от 07.10.2010 N 1670/19, в размещении административно-управленческого объекта, связанного с проживанием людей, в квартале 133, недействительным, и в качестве способа восстановления нарушенного права обязать администрацию предоставить испрашиваемый земельный участок в квартале 133 с указанием условий предоставления в установленный законом срок. Кроме того обществом заявлено требование о взыскании с ответчиков судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что Министерство и администрация нарушили установленные статьями 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" сроки рассмотрения заявления общества от 20.04.2010 N 5117з о выборе земельного участка для целей строительства. При этом, как полагает заявитель, администрация, отказывая обществу в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке, нарушила установленный статьей 31 Земельного кодекса РФ порядок выбора земельного участка, не определила все возможные варианты размещения объекта, не провела необходимых согласований и не уточнила место расположения земельного участка. По мнению общества, испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, поэтому может быть предоставлен ему для использования в заявленных целях.
Решением суда от 28.12.2010 требования заявителя удовлетворены частично: бездействие администрации, выраженное в несвоевременном принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта по заявлению общества от 20.04.2010 N 5116з, признано незаконным, с администрации в пользу общества взысканы судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме 7 000 руб. В остальной части требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 названное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что администрацией нарушены сроки рассмотрения заявления общества, однако размещение планируемого обществом объекта на испрашиваемом земельном участке повлечет нарушение прав других землепользователей, которым участки предоставлены для размещения индивидуальных жилых домов, гаражей, хозяйственных построек, огородов, в связи с чем оспариваемый отказ признан судом законным и обоснованным. При этом суды не усмотрели нарушений установленного законом порядка рассмотрения заявления общества в действиях Министерства, поэтому отказали в удовлетворении предъявленных к нему требований.
В кассационной жалобе общество выражает несогласие с решением и постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований, просит их в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о нарушении арбитражными судами статей 71, 170, 271 АПК РФ и об отсутствии в деле надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии прав третьих лиц в отношении спорного земельного участка. Также считает, что судами не рассмотрены доводы общества о несоблюдении администрацией порядка выбора земельного участка, установленного статьей 31 Земельного кодекса РФ. Настаивает на отсутствии полномочий у подписавшего оспариваемый отказ заместителя мэра города Благовещенска, так как Уставом муниципального образования не предусмотрена такая должность. Также не согласен с выводами судов о соблюдении Министерством сроков рассмотрения заявления общества и полагает, что они основаны на неправильном применении норм Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Обществом в кассационной жалобе заявлено о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Как следует из материалов дела, 20.04.2010 общество обратилось в Министерство с заявлением N 5117з о выборе земельного участка расположенного в квартале 133 города Благовещенска площадью 74х79 м, и предварительном согласовании размещения на нем коммерческого объекта, связанного с проживанием людей, в целях последующей долгосрочной аренды данного участка.
Министерство, руководствуясь статьями 29, 31 Земельного кодекса РФ и Законом Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области", письмом 11.05.2010 N 07-17/4135 направило указанное заявление общества в администрацию для обеспечения выбора земельного участка, о чем также сообщило заявителю (письмо от 02.06.2010 N07-17/4839).
В связи со вступлением в силу Закона Амурской области от 25.06.2010 N 347-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" с 26.06.2010 полномочия по распоряжению земельными участками в городе Благовещенске, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органу местного самоуправления.
Ссылаясь на указанные изменения, Министерство направило в адрес общества письмо от 09.07.2010 N 07-17/6595, в котором сообщило о передаче в администрацию всех заявлений общества, в том числе о выборе спорного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления общества на комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов (акт о выборе земельного участка для размещения объекта от 30.06.2010 N 25/8) администрация в письме от 07.10.2010 N 1670/19 сообщила заявителю о невозможности размещения административно-управленческого объекта, связанного с проживанием людей, на испрашиваемом земельном участке.
В качестве обстоятельств, препятствующих размещению указанного обществом объекта на территории квартала 133 города Благовещенска, администрация указала, что в границах испрашиваемого обществом участка расположены жилые дома, гаражи, вспомогательные строения, под которыми участки предоставлены в собственность, пожизненное наследуемое владение, а также в аренду физическим лицам.
Ссылаясь на длительное рассмотрение уполномоченными органами заявления о выборе земельного участка и незаконность отказа в размещении на нем объекта строительства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев требования общества в части обжалования бездействия администрации, выразившегося в длительном рассмотрении заявления общества от 20.04.2010 N 5117з, арбитражные суды, руководствуясь нормами Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", признали, что органом местного самоуправления не соблюдены сроки рассмотрения обращения общества, в связи с чем удовлетворили требования заявителя в данной части. Выводы арбитражных судов в данной части заявителем кассационной жалобы не оспариваются.
В то же время арбитражные суды, учитывая изменение с 26.06.2010 компетенции уполномоченных органов власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Благовещенска, не установили в действиях Министерства нарушений статьи 31 Земельного кодекса РФ и статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявления общества и на этом основании отказали в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия Министерства.
Доводы кассационной жалобы об обратном судом кассационной инстанции отклоняются как несостоятельные. Кроме того, оспариваемое обществом бездействие Министерства не повлекло нарушений прав или законных интересов заявителя, поскольку каких-либо властных решений по вопросу о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка Министерством не принималось, ввиду отсутствия у него на то соответствующих полномочий.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным отказа администрации в размещении объекта строительства на испрашиваемом земельном участке и о возложении не нее обязанностей по восстановлению нарушенного права общества, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для выдачи обществу акта выбора земельного участка, поскольку строительство на испрашиваемом земельном участке указанного заявителем объекта не допускается.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта необходимо осуществить выбор земельного участка в порядке, установленном статьей 31 этого же Кодекса.
Процедура выбора земельного участка для строительства, в том числе с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения инициируется заинтересованным в предоставлении земельного участка для строительства лицом, путем подачи заявления, в котором указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Выбор земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.09.2010 N 4224/10, до информирования населения и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица.
В соответствии с разделом 2 Порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска, утвержденного постановлением мэра города Благовещенска 09.06.2009 N 941, процедура акта выбора включает предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовку ситуационного плана земельного участка на основании: информации, указанной в заявлении о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения, обосновании примерного размера земельного участка, технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов (при наличии); Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска; утвержденного проекта красных линий; информации о наличии либо отсутствии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории и о наличии сформированных земельных участках, границы которых пересекаются с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также правах третьих лиц на такие земельные участки; обследования участка на местности; иной информации, полученной от органов государственной власти, организаций, учреждений в соответствии с их полномочиями по запросу администрации города.
Пунктом 2.3 указанного Порядка также предусмотрено, что решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке принимается в том числе в случаях:
- несоответствия разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства территориальному зонированию, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска;
- размещения планируемого объекта в границах сформированного земельного участка либо пересечения границ сформированных земельных участков с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также наличии прав третьих лиц на такие земельные участки;
- наличия на запрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, объектов движимого имущества, хозяйственных построек, площадок для сбора бытовых отходов и других элементов благоустройства дворовых территорий.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и дав им соответствующую правовую оценку с позиции статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды установили, что в границы испрашиваемого обществом участка входят другие участки с кадастровыми номерами 28:01:010133:112, 28:01:010133:113, предоставленные физическим и юридическим лицам в соответствии с нормами земельного законодательства на основании распорядительных актов органов местного самоуправления. Данные участки используются в целях размещения на них индивидуальных жилых домов, гаражей, огородов. Данные обстоятельства подтверждаются схемой расположения земельных участков в квартале 133 и заключением земельного управления администрации города Благовещенска от 04.08.2010 N 5236, которым в согласовании акта выбора испрашиваемого обществом участка отказано.
При таких обстоятельствах, арбитражные суды обоснованно признали, что в данном случае размещение на спорном земельном участке объекта строительства, указанного обществом в заявлении, повлечет нарушение права других землепользователей.
Отказ в удовлетворении требования общества о признании недействительным отказа администрации, изложенного в письме от 07.10.2010 N 1670/19, в размещении административно-управленческого объекта, связанного с проживанием людей, в квартале 133, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
Учитывая, что основания для удовлетворения указанных требований у арбитражных судов отсутствовали, отказ в удовлетворении заявления общества в части требований о восстановлении его прав, соответствует положениям статьи 201 АПК РФ.
Доводы общества относительно неверных выводов судов о наличии прав третьих лиц на спорный участок, отклоняются как направленные на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка общества на нарушение администрацией порядка выбора земельного участка, установленного статьей 31 Земельного кодекса РФ, опровергается материалами дела. Как установили суды, орган местного самоуправления правомерно отказал обществу в размещении объекта строительства на испрашиваемом земельном участке, что согласуется с положениями пункта 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ.
Вопрос о полномочиях подписавшего оспариваемый отказ заместителя мэра города Благовещенска также рассматривался судами обеих инстанций, в результате чего каких-либо нарушений суды не установили, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы в данной части не принимаются.
С учетом изложенного решение и постановление апелляционного суда, соответствующие нормам материального и процессуального права, отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по делу N А04-4525/2010 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.