г. Хабаровск
28 июня 2011 г. |
N Ф03-2386/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.И.Гребенщикова
Судей: О.Г.Красковской, Е.К.Яшкиной
при участии
от заявителя: Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-10/01 от 11.01.2011;
от ответчика: Заяц С.Б., заместитель начальника отдела правового обеспечения по доверенности N 9.3.28-7520 от 05.05.2011;
от третьих лиц: от ЗАО "Лесной Комплект": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-11/01 от 11.01.2011;
от ЗАО "Тахтинское": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-11/01 от 11.01.2011;
от ЗАО "Скидер": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-7/01/03 от 11.01.2011;
от ЗАО "Арка-Лес": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-8/12 от 02.12.2010;
от ЗАО "Водолей": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-6/12 от 06.12.2010;
от ЗАО "Крона": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-11/01 от 11.01.2011;
от ЗАО "Де-Кастрилес": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-11/01 от 10.01.2011;
от ЗАО "Скимен-лес": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-6/01/03 от 11.01.2011;
от ОАО "Комсомольский КЛПХ": Галкина Н.А., представитель по доверенности N ю-11/01 от 11.01.2011;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Дальлеспром"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011
по делу N А73-14480/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.Ю.Сумин, в апелляционном суде - судьи Е.В.Гричановская, А.И.Михайлова, Е.А.Швец
по заявлению открытого акционерного общества "Дальлеспром" (ОГРН 1022700922276; 680030, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Пушкина, 23А)
к Правительству Хабаровского края (ОГРН 1022700931868; 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Карла-Маркса, 56)
третьи лица: открытое акционерное общество "Комсомольский КЛПХ" (ОГРН 1022700758387; 681076, Хабаровский край, Комсомольский район, с.Пивань, ул.Заветная, 5), закрытое акционерное общество "Лесной комплекс" (ОГРН 1022700596577; 682880, Хабаровский край, Советско-Гаванский район, г.Советская Гавань, ул. 15 Погибших Партизан, 42,1), закрытое акционерное общество "Крона" (ОГРН 1022700834463; 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Пушкина, 23а), закрытое акционерное общество "Скимен-Лес" (ОГРН 1022700758893, 681095, Хабаровский край), закрытое акционерное общество "Арка-лес" (ОГРН 1022700834056; Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Пушкина, 23а), закрытое акционерное общество "Водолей" (ОГРН 1022700711846; 680030, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул. Пушкина, 23,а), закрытое акционерное общество "Де-Кастрилес" (ОГРН 1022700847487; 682429, Хабаровский край, Ульчский район, п.Де-Кастри, ул.Краснофлотская, 4), закрытое акционерное общество "Тахтинское" (ОГРН 1022700847400; Хабаровский край, Ульчский район, п.Де-Кастри, ул.Краснофлотская, 4), закрытое акционерное общество "Скидер" (ОГРН 1022700732240; 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Пушкина, 23а)
о признании незаконным отказа
Открытое акционерное общество "Дальлеспром" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Хабаровского края внести изменения в договоры аренды лесных участков, используемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта и обязании внести изменения в договоры аренды лесных участков, заключенных с рядом юридических лиц и используемых для реализации данного проекта, в части определения размера арендной платы: к утвержденным ставкам арендной платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установить коэффициент 0,5, распространив действие данных изменений на арендные отношения с 23.09.2009, а также обязании осуществить перерасчет арендной платы с применением названного коэффициента с 23.09.2009.
Заявление обосновано тем, что арендуемые приведенными в заявлении лицами лесные участки используются для реализации ОАО "Дальлеспром" приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов на территории Хабаровского края. Поэтому при определении арендной платы в отношении данных лесных участков подлежит применению коэффициент 0,5, установленный постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности". Однако Правительство Хабаровского края необоснованно уклоняется от внесения изменений в договоры аренды данных лесных участков в части корректировки размера арендных платежей на коэффициент 0,5, поэтому заявленные требования должны быть удовлетворены на основании статей 198, 200 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ОАО "Комсомольский КЛПХ", ЗАО "Арка-Лес", ЗАО "Водолей", ЗАО "Де-Кастрилес", ЗАО "Тахтинское", ЗАО "Крона", ЗАО "Скимен-Лес", ЗАО "Лесной комплекс", ЗАО "Скидер", ЗАО "Снежное", ЗАО "Уликанское", ЗАО "Литовское ЛПХ", ЗАО "Киселевское", ЗАО "Лазаревское", ЗАО "Константиновское", ЗАО "Дальпромтех", ЗАО "Лиман".
Определением от 18.01.2011 ЗАО "Снежное", ЗАО "Уликанское", ЗАО "Литовское ЛПХ", ЗАО "Киселевское", ЗАО "Лазаревское", ЗАО "Константиновское", ЗАО "Дальпромтех", ЗАО "Лиман" исключены из числа третьих лиц ввиду завершения их реорганизации путем присоединения к ОАО "Дальлеспром".
Решением от 16.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что предусмотренный постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 коэффициент 0,5 подлежит применению к договорам аренды лесных участков, используемых для реализации рассматриваемого инвестиционного проекта, независимо от того, что их арендаторами является не ОАО "Дальлеспром". В то же время у Правительства Хабаровского края отсутствовали основания для внесения изменений в договоры аренды по заявлению ОАО "Дальлеспром", так как последнее не являлось стороной данных сделок и потому не вправе ставить вопрос об их изменении в силу статьи 452 ГК РФ. Вследствие этого основания для признания незаконным оспариваемого отказа во внесении изменений в договоры аренды и удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011, проверившего законность решения от 16.02.2011 в части изложенных в его мотивировочной части выводов суда о распространении коэффициента 0,5 на договоры аренды лесных участков, независимо от участия заявителя в этих договорах в качестве арендатора, судебный акт в этой части изменен. Указанный вывод исключен из мотивировочной части решения.
Постановление мотивировано тем, что по смыслу статьи 83 Лесного кодекса РФ, норм Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419), установление размера арендной платы с коэффициентом 0,5 возможно в договорах аренды с участием ОАО "Дальлеспром". Поэтому вывод суда первой инстанции об обратном, основанный на неправильном применении данных норм права, подлежит исключению из решения.
В кассационной жалобе ОАО "Дальлеспром" просит постановление апелляционного суда отменить. В обоснование жалобы со ссылкой на статьи 22, 73 Лесного кодекса РФ и Положения N 419 приводит доводы о порядке государственного регулирования инвестиционной деятельности, предполагающем предоставление льгот в сфере пользования лесными участками в зависимости от самого факта их использования при реализации инвестиционных проектов. Включение в договоры аренды лесных участков, используемых для реализации проекта, непосредственно после его включения в число приоритетных условий о размере арендной платы с коэффициентом 0,5 предписано распоряжением Правительства Хабаровского края от 05.08.2009 N 377-рп. При этом правовые акты, предусматривающие применение данной льготы только после представления названных лесных участков непосредственно ОАО "Дальлеспром", органы власти не издавали. В данном случае включение лесных участков, арендаторами которых являются другие лица, в перечень обеспечивающих реализацию инвестиционного проекта ОАО "Дальлеспром" без предоставления соответствующих льгот нарушает права данного инвестора.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Хабаровского края выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает, что вопрос о применимости к спорным отношениям коэффициента 0,5 разрешен апелляционным судом с правильным применением норм материального права.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ОАО "Дальлеспром" и третьих лиц поддержал доводы кассационной жалобы. Также от имени заявителя жалобы ходатайствовал об отложении судебного разбирательства до рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю дела, касающегося проверки соответствия нормам антимонопольного законодательства действий Правительства Хабаровского края по отказу в применении льгот по арендной плате в отношении лесных участков, задействованных в реализации инвестиционного проекта ОАО "Дальлеспром".
Представитель Правительства Хабаровского края в заседании суда против удовлетворения жалобы и ходатайства об отложении судебного разбирательства возражал.
Обсудив доводы заявленного ходатайства, кассационная инстанция не находит оснований для его удовлетворения, так как выводы УФАС по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения поименованного в ходатайстве дела не способны повлиять на итог разрешения настоящего спора, учитывая самостоятельную обязанность арбитражного суда оценить законность оспариваемых действий Правительства Хабаровского края.
Проверив законность постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Апелляционный суд установил, что 24.04.2009 Правительство Хабаровского края издало распоряжение N 186-рп об утверждении заявки ОАО "Дальлеспром" на реализацию инвестиционного проекта "Создание Дальневосточного Центра глубокой переработки древесины на основе производств: лущеного шпона, с общим объемом - 300 тыс.куб.м/год, лесопильного, объемом 230 тыс.куб.м/год, пиломатериалов, плит МДФ - 300 тыс. куб.м/год в г.Амурске и технологической щепы - 750 тыс. тонн/год в пос.Ванино Хабаровского края".
Приказом Минпромторга России от 23.09.2009 N 845 названный инвестиционный проект ОАО "Дальлеспром" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Приведенным выше распоряжением N 186-рп в состав инвестиционного проекта ОАО "Дальлеспром" для обеспечения ресурсами включены лесные участки, являющиеся предметами действующих договоров аренды, заключенных между Правительством Хабаровского края и арендаторами: ОАО "Комсомольский КЛПХ", ЗАО "Арка-Лес", ЗАО "Водолей", ЗАО "Де-Кастрилес", ЗАО "Тахтинское", ЗАО "Крона", ЗАО "Скимен-Лес", ЗАО "Лесной комплекс", ЗАО "Скидер", ЗАО "Снежное", ЗАО "Уликанское", ЗАО "Литовское ЛПХ", ЗАО "Киселевское", ЗАО "Лазаревское", ЗАО "Константиновское", ЗАО "Дальпромтех", ЗАО "Лиман".
Пунктом 4.1 распоряжения Правительства Хабаровского края от 05.08.2009 N 377-рп о внесении изменений в распоряжение от 24.04.2009 N 186-рп установлено, что размер внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков устанавливается к утвержденным согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 ставкам арендной платы за единицу объема лесных ресурсов с применением коэффициента 0,5 в течение срока окупаемости инвестиционного проекта - 120 месяцев.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предусмотренный пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 коэффициент 0,5 подлежит применению к договорам аренды лесных участков, используемых для реализации инвестиционного проекта ОАО "Дальлеспром", независимо от того, является ли арендатором лесного участка это общество или иное лицо.
Однако данный вывод суда первой инстанции правомерно признан апелляционным судом ошибочным.
Действительно, пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спора) безотносительно к субъекту аренды установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.
Вместе с тем при применении положений данной нормы права необходимо учитывать порядок утверждения приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, установленный Положением N 419.
Согласно названному Положению утверждение приоритетных инвестиционных проектов включает в себя совокупность последовательно осуществляемых заинтересованным органом действий, связанных с принятием им решения ввиду приема и утверждения заявки коммерческой организации на реализацию инвестиционного проекта.
Пункт 11 данного Положения включает в состав таких действий рассмотрение соответствующим органом при признании заявителя и представленной им концепции инвестиционного проекта соответствующими требованиям Положения вопроса о возможности предоставления в аренду лесного участка, в том числе о размере и порядке внесения арендной платы по такому договору.
Согласно пункту 15 Положения N 419 включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом данным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.
По смыслу данных норм права принятие решения об утверждении инвестиционного проекта организации в качестве приоритетного в области освоения лесов предполагает заключение с такой организацией соответствующего договора аренды лесного участка на особых условиях, в том числе по размеру арендной платы согласно постановлению Правительства РФ N 310. Возможность распространения таких условий на иных субъектов, не участвовавших в инициировании процедуры реализации инвестиционного проекта и в заключении договоров по результатам рассмотрения соответствующих заявок, данными нормативными актами не предусмотрена.
Следовательно, верным является вывод апелляционного суда об ошибочности приведенного судом первой инстанции толкования пункта 1.1 постановления Правительства РФ N 310, как предполагающего применение коэффициента 0,5 при установлении размера арендной платы в договорах аренды лесных участков, заключенных в порядке ином, чем определен Положением N 419, и с лицами, не являющимися заявителями инвестиционного проекта.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает ошибочным и поэтому не принимает во внимание приведенное ОАО "Дальлеспром" в обоснование своей позиции по жалобе толкование норм Положения N 419. Статьи 22, 73 Лесного кодекса РФ, на которые имеется ссылка в жалобе, также не содержат положений, опровергающих правильность вывода апелляционного суда о невозможности распространения пункта 1.1 постановления Правительства РФ N 310 на иных арендаторов, кроме заявителя.
Включение распоряжением Правительства Хабаровского края N 186-рп в состав инвестиционного проекта арендованных третьими лицами лесных участков обусловлено инициативой самого заявителя и не может служить достаточным основанием для применения к арендным платежам по этим договорам коэффициента 0,5 до приобретения ОАО "Дальлеспром" прав арендатора по ним.
Довод жалобы о необоснованном исключении апелляционным судом третьих лиц из числа субъектов инвестиционной деятельности в смысле, придаваемом этому понятию ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", кассационной инстанцией отклоняется, поскольку таких указаний постановление не содержит. В данном случае выводы апелляционного суда сводятся к невозможности применения в отношении договоров с участием третьих лиц специальных положений постановления Правительства РФ N 310, постольку эти арендаторы не являются заявителями инвестиционного проекта и участниками процедуры его утверждения в рамках Положения N 419.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно, в связи с чем постановление не подлежит отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по делу N А73-14480/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И.Гребенщиков |
Судьи |
О.Г.Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.