г. Хабаровск
30 июня 2011 г. |
N Ф03-2724/2011 |
Резолютивная часть постановления от 29 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Трофимовой О.Н.
при участии
от администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
на определение от 26.04.2011
по делу N А73-1934/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи Чакова Т.И., Степина С.Д., Манник С.Д.
По заявлению администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700598348, место нахождения: 682844, Хабаровский край, Советско-Гаванский р-н, ул. Ленинская, 20)
к Собранию депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1052700069652, место нахождения: 682880, Хабаровский край, Советско-Гаванский р-н, г. Советская Гавань, ул. Ленина, 3)
о признании недействующим решения
Администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Собрание депутатов) от 14.12.2010 N 254 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального района от 24.12.2009 N 109 "О районном бюджете на 2010 год" в части внесения изменений в Приложение N 8 (путем урезания иных межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджета городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича) к решению Собрания депутатов от 24.12.2009 N 109.
Определением суда от 26.04.2011 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В кассационной жалобе, поданной администрацией поселения, заявитель просит определение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, суд в нарушение статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) не рассмотрел требование администрации поселения о признании недействующим нормативно-правового акта органа местного самоуправления, нарушающего права заявителя в экономической сфере. Кроме того, указывает на неправомерное применение судом первой инстанции не подлежащего применению в рассматриваемом деле Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В отзыве на жалобу Собрание депутатов отклоняет доводы администрации поселения, считает принятое судом определение законным; ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Согласно частям 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) арбитражному суду подведомственно рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, в перечисленных в названной норме сферах, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Как следует из заявления администрации поселения и установлено арбитражным судом, настоящий спор возник в связи с принятием Собранием депутатов решения от 14.12.2010 N 254 о внесении изменений в приложение N 8 к решению от 24.12.2009 N 109, согласно которому объем иных межбюджетных трансфертов, предоставленных городскому поселению "Рабочий поселок Заветы Ильича", уменьшен с 2085,6 тыс. руб. до 157203 тыс. руб.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела документов суд пришел к выводу, что данные правоотношения связаны с межбюджетным регулированием и носят публично-правовой характер. Между тем, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что дело с участием публично-правового образования, связанное с разрешением спора, возникшего из межбюджетных правоотношений, может быть рассмотрено арбитражным судом только в случаях, специально предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами.
Принимая во внимание, что ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий процесс межбюджетного регулирования, не предусматривают, что споры между городским поселением и муниципальным образованием по поводу распределения иных межбюджетных трансфертов подведомственны арбитражным судам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности рассмотрения настоящего дела арбитражным судом, в связи с чем правомерно прекратил производство по делу согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Определениях от 08.11.2007 N 12594/07, от 21.02.2011 N ВАС-676/11.
Ссылка заявителя жалобы на статью 78 Закона N 131-ФЗ как на возможность обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного нормативного правового акта кассационной инстанцией отклоняется. Названной нормой предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует федеральный закон, которым настоящий спор отнесен к компетенции арбитражных судов. К экономическим спорам данный спор не относится.
Остальные доводы, изложенные администрацией поселения в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Ошибочное применение судом первой инстанции при рассмотрении спора Закона N 184-ФЗ не повлияло на законность судебного акта и не привело к принятию неправильного решения.
Руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 26.04.2011 по делу N А73-1934/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Мильчина И.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.