г. Хабаровск
01 июля 2011 г. |
N Ф03-2203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Г.В.Котиковой, Е.В.Зимин
при участии
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Школьное питание": представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю: Семенова В.В. - начальник отдела выездных проверок по доверенности от 14.06.2011 N 12-16/08530-2, Нежинская Е.А. - главный специалист-эксперт юридического отдела по доверенности от 26.05.2009 N 12/06347;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Школьное питание"
на решение от 19.10.2010
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011
по делу N А 51-12572/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Ю.Гарбуз, в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю.Еремеева, Н.В.Алферова, З.Д.Бац
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Школьное питание" ( ИНН 2503016145, ОГРН 1022500578462, 690810, г.Большой камень, ул.Ленина , 1)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (690007, г.Владивосток, ул. Морская, 2)
об оспаривании решения от 25.06.2010 N 05-13/02180
Общество с ограниченной ответственностью "Школьное питание" (далее - ООО "Школьное питание", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Приморскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Приморскому краю, налоговый орган) от 25.06.2010 N 05-13/02180 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления минимального налога в сумме 628 208 руб., пени по нему - 92 856 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 25 039 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что денежные средства, поступившие налогоплательщику от школьных и дошкольных муниципальных образовательных учреждений, получены не в рамках бюджетных отношений, а по договорам и контрактам гражданско-правового характера, и являются частью дохода (экономической выгоды), полученного предприятием от реализации услуг (поставки товаров), в связи с чем в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат учёту в составе доходов при определении налоговой базы при упрощённой системе налогообложения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "Школьное питание", полагающего, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит решение и постановление отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поступившие налогоплательщику от школьных и дошкольных муниципальных образовательных учреждений денежные средства за поставку продуктов питания и услуг по организации питания, являются целевыми поступления из бюджета и в соответствии с пунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются в доходах при определении налоговой базы.
Кроме того, общество полагает, что ведение раздельного учета доходов и расходов в рамках целевого финансирования в течение длительного времени, является обстоятельством, исключающим вину в совершении налогового правонарушения в соответствии с пунктом 2 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Приморскому краю в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
Налоговый орган считает, что денежные средства, полученные ООО "Школьное питание" по муниципальным контрактам и договорам, являются вознаграждением за услуги общественного питания, которое подлежит учету в составе доходов при определении налоговой базы при упрощенной системе налогообложения.
Участие в судебном заседании Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
ООО "Школьное питание", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей налогового органа, присутствующих в судебном заседании, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Приморскому краю от 06.04.2010 N 1521 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Школьное питание" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за период с 01.01.2007 по 30.12.2009.
По результатам проверки составлен акт от 21.05.2010 N 05-13/01720 и 25.06.2010 заместителем начальника инспекции принято решение N 05-13/02180 о привлечении ООО "Школьное питание" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислен минимальный налог в сумме 628 208 руб., пени на него - 92 856 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, с учётом подпункта 3 пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 25 039 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 1 040 руб., пени на него 10 721 руб., штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 69 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 03.08.2010 N 13-11/472 апелляционная жалоба ООО "Школьное питание" на решение инспекции от 25.06.2010 N 05-13/02180 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа в части доначисления минимального налога в сумме 628 208 руб., пени по нему - 92 856 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 25 039 руб., общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
В проверяемый период общество осуществляло деятельность по оказанию услуг общественного питания и находилось на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения - согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации - доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу статьей 249, 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении облагаемой налогом на прибыль базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. В ней установлен перечень средств целевого финансирования, не подлежащий расширительному толкованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество заключило договоры и контракты гражданско-правового характера с муниципальными дошкольными и школьными общеобразовательными учреждениями на поставку продуктов питания и услуг по организации питания. Расчеты между сторонами по таким договорам осуществлялись согласно выставленным обществом счетам-фактурам по каждому потребителю (покупателю) в соответствии с заключенными договорами, однако, полученные доходы в налогооблагаемую базу обществом необоснованно не включены, уплата налога в бюджет не произведена.
Кроме того обе судебные инстанции установили, что согласно положениям Порядка обеспечения обучающихся в младших классах бесплатным питанием, утвержденного Постановлением Губернатора Приморского края от 15.02.2007 N 32-пг, выделенные денежные средства (субвенции) перечисляются на счета органов федерального бюджета, открытые для кассового исполнения местных бюджетов Приморского края. Между тем, общество получателем средств целевого бюджетного финансирования не является.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что из анализа имеющихся в материалах дела договоров, а также норм налогового и бюджетного законодательства следует, что денежные средства, полученные обществом, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений из бюджета, в связи с чем полученные обществом денежные средства, являющиеся оплатой за выполненные работы (оказанные услуги), подлежат налогообложению в общем порядке.
Довод ООО "Школьное питание" об отсутствии возможности участия представителя общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции в связи с ненадлежащим уведомлением о времени и месте рассмотрения дела, опровергается имеющимся в материалах дела уведомлением о вручении определения Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 директору ООО "Школьное питание" Воскобойниковой А.В.
Не имеет правового значения для определения степени вины общества в совершении налогового правонарушения ведение им раздельного учета доходов и расходов, так как общество являлось получателем бюджетных средств.
Учитывая, что суды обеих инстанций, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2011 по делу N А51-12572/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Г.В.Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.