г. Хабаровск
04 июля 2011 г. |
N Ф03-2262/2011 |
Резолютивная часть постановления от 27 июня 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.И. Гребенщикова
Судей: Г.А. Камалиевой, Е.К. Яшкиной
при участии
представители участвующих в деле лиц не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптовик"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011
по делу N А73-11375/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Степина С.Д., в апелляционном суде судьи Швец Е.А., Михайлова А.И., Пескова Т.Д.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Оптовик" (ОГРН 1042700257588; 680000, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 35-45)
к администрации города Хабаровска
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
Общество с ограниченной ответственностью "Оптовик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Хабаровска в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования (далее - администрация) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 27:23:040548:74 площадью 1 101 кв.м, расположенного в г.Хабаровске, ул. Воронежская для целей, не связанных со строительством (размещения автомагазина), выраженного в письмах от 06.07.2010 N 01-45/6397 и от 27.07.2010 N 01-48/7184, и об обязании администрации предоставить обществу в аренду указанный земельный участок (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Заявление обосновано ссылкой на пункт 5 Постановления администрации г.Хабаровска от 28.08.2009 N 3101, согласно которому отношения по движимым вещам и местам временного хранения автотранспорта на территории г.Хабаровска, возникшие до вступления в силу данного постановления, могут быть завершены в ранее начатом порядке.
Решением суда от 21.12.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован отсутствием у администрации оснований для непредоставления в аренду обществу спорного земельного участка.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 принятое по настоящему делу решение изменено. Признав правомерным вывод суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству, апелляционный суд указал на необходимость соблюдения администрацией установленной статьей 34 Земельного кодекса РФ процедуры информирования населения о возможном предоставлении земельного участка, в связи с чем в резолютивной части постановления на администрацию возложена обязанность в установленный законом срок рассмотреть заявление общества от 26.05.2010 в соответствии с требованиями данной правовой нормы.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение от 21.12.2010. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о неверном применении апелляционным судом статьи 34 Земельного кодекса РФ. Считает, что неинформирование населения о возможном предоставлении земельного участка не освобождает администрацию от обязанности в двухнедельный срок принять решение о предоставлении этого земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебном заседании не участвовали, явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 26.05.2010 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ земельного участка площадью 1 101 кв.м с кадастровым номером 27:23:040548:74, расположенного в Железнодорожном районе г.Хабаровска по ул. Воронежской в аренду сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством (размещение временной движимой вещи - автомагазина).
Повторным заявлением общества от 15.06.2010 уточнена площадь испрашиваемого земельного участка - 1 100, 6 кв.м.
В ответ на указанные обращения Департаментом в адрес заявителя направлены письма от 06.07.2010 N 01-45/6397 и от 27.07.2010 N 01-48/7184, которыми в удовлетворении заявления общества фактически отказано со ссылкой на постановление администрации от 03.03.2010 N 600, по мотиву того, что срок исполнения документов по предоставлению земельного участка для установки временной движимой вещи в ранее начатом порядке закончился 30.06.2010 и обществу предложено инициировать процедуру оформления земельного участка посредством проведения торгов.
Не согласившись с отказом администрации в предоставлении в аренду земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев требования заявителя в порядке главы 24 АПК РФ, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о неправомерности оспариваемого отказа в силу следующего.
Процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 названной нормы права прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска указанный департамент является органом администрации города Хабаровска без права юридического лица, осуществляющим полномочия администрации города Хабаровска в области градостроительной деятельности, строительства и землепользования.
При этом в соответствии с пунктом 3.1 Положения предоставление земельных участков в аренду под установку (организацию) движимых вещей и мест временного хранения автотранспорта производится постановлением администрации города согласно заявлению победителя торгов на право установки (организации) движимых вещей и мест временного хранения автотранспорта при условии выполнения последним условий торгов.
В то же время пунктом 5 постановления администрации от 28.08.2009 N 3101 (в ред. постановления от 03.03.2010 N 600) предусмотрено, что отношения по движимым вещам и местам временного хранения автотранспорта на территории городского округа "Город Хабаровск", возникшие до вступления в силу этого постановления, могут быть завершены в ранее установленном порядке, но не позднее 30.06.2010, при наличии следующих указанных в данном пункте условий.
Арбитражные суды установили, что общество обратилось в компетентный орган с заявлениями от 25.05.2010 и от 15.06.2010 после прохождения процедуры предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, то есть после утверждения акта выбора, согласования схемы расположения земельного участка, а также после постановки спорного земельного участка на кадастровый учет (до 30.06.2010), то есть в срок, предусмотренный постановлением от 28.08.2009 N 3101.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, о неправомерности отказа администрации в предоставлении заявителю в аренду спорного земельного участка, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и подлежащим применению нормам материального права.
При этом, изменяя решение от 21.12.2010 в части возложения на администрацию обязанностей по устранению нарушений прав и законных интересов заявителя, апелляционный суд исходил из необходимости соблюдения установленных статьей 34 Земельного кодекса РФ принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, обеспечение заблаговременной публикации сведений о предоставлении земельного участка в аренду обществу.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств информирования администрацией о возможном (предстоящем) предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, возложение апелляционным судом на администрацию обязанности в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление общества в полном соответствии с требованиями статьи 34 Земельного кодекса РФ положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ не противоречит.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом указанной нормы земельного законодательства основаны на ее ошибочном толковании, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются как несостоятельные.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда от 21.02.2011, соответствующее нормам материального и процессуального права, отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А73-11375/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.