г. Хабаровск
11 июля 2011 г. |
N Ф03-2759/2011 |
Резолютивная часть постановления от 04 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Гребенщикова С.И.
Судей: Камалиевой Г.А., Яшкиной Е.К.
при участии
от участвующих в деле лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
на решение от 25.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011
по делу N А51-18009/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Палагеша Г.Н., в апелляционном суде судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Алеутское"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
Дачное некоммерческое товарищество "Алеутское" (далее - дачное товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), оформленного письмом от 10.11.2010 N 29/01-20-18707, в предоставлении заявителю в аренду 40 земельных участков, расположенных на территории г.Владивостока по его заявлению от 01.11.2010 входящий N29-29319, незаконным и о возложении на Департамент обязанности в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении дачному товариществу в аренду испрашиваемые земельные участки и заключить договоры аренды данных участков на срок 49 лет (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования дачного товарищества обоснованы тем, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах населенного пункта и не относятся к землям лесного фонда, что также подтвердило Владивостокское лесничество, поэтому у ответчика не имелось предусмотренных Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" оснований для отказа в предоставлении таких участков заявителю в аренду для целей ведения дачного хозяйства.
Решением суда от 25.01.2011 заявленные требования удовлетворены: оспариваемый отказ Департамента в предоставлении заявителю спорных земельных участков признан незаконным как несоответствующий Земельному кодексу РФ и Федеральному закону от 15.04.1998 N 66-ФЗ и на Департамент возложена обязанность в установленный законом срок принять решение о предоставлении дачному товариществу испрашиваемые участки в аренду с заключением соответствующих договоров.
Судебный акт мотивирован недоказанностью Департаментом наличия предусмотренных законом препятствий для предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков, в том числе факта отнесения данных участков к территории лесного фонда, который положен в обоснование оспариваемого отказа.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 названное решение суда первой инстанции изменено в части указания срока - 49 лет, на который подлежат заключению договоры аренды спорных участков, принимая во внимание содержание заявления дачного товарищества от 01.11.2010 и уточнение заявленных требований до принятия судом решения по существу спора.
В кассационной жалобе Департамент выражает несогласие с решением и постановлением апелляционного суда, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
В обоснование жалобы Департамент приводит доводы о нарушении арбитражными судами норм земельного и лесного законодательства. Настаивает на отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда независимо от расположения участков в границах населенного пункта. Считает, что право федеральной собственности на данные участки не прекратилось, порядок перевода земель из одной категории в другую не соблюден, поэтому Департамент не полномочен ими распоряжаться. Кроме того, указывает на отнесение части испрашиваемых участков к землям рекреационного назначения, а также расположение части участков в границах прибрежной береговой полосы, что, по мнению заявителя жалобы, также препятствует их предоставлению в аренду заявителю, по причине ущемления прав неопределенного круга лиц на использование спорных участков в целях отдыха.
Дачное товарищество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 28 июня 2011 года объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 04 июля 2011 года.
Изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, полагает необходимым их изменить в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из дела ДНТ "Алеутское" создано 09.06.2010 и зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 22.06.2010.
01.11.2010 дачное товарищество обратилось в Департамент по вопросу предоставления в аренду земельных участков, расположенных в г.Владивостоке, а именно:
- в районе дома 16-а по ул. Пальчевского, с кадастровыми номерами: 25:28:050036:397, 25:28:050036:398, 25:28:050036:399, 25:28:050036:401, 25:28:050036:404, 25:28:050036:407, 25:28:050036:408, 25:28:050036:509, 25:28:050036:510;
- в районе дома 16-в по ул. Пальчевского, с кадастровыми номерами: 25:28:050036:105, 25:28:050036:400, 25:28:050036:402, 25:28:050036:403, 25:28:050036:406, 25:28:050036:409, 25:28:050036:410;
- в районе дома 4 по ул. Инженерная, с кадастровыми номерами: 25:28:050025:470, 25:28:050025:473, 25:28:050025:477, 25:28:050025:478, 25:28:050025:479, 25:28:050025:480, 25:28:050025:481, 25:28:050025:482, 25:28:050025:483, 25:28:050025:484, 25:28:050025:486;
- в районе дома 24 по ул. Грязелечебница, с кадастровыми номерами: 25:28:050025:466, 25:28:050025:474, 25:28:050025:475, 25:28:050025:476, 25:28:050025:485;
- в районе дома 5 по ул. Пугачева, с кадастровыми номерами: 25:28:050024:416, 25:28:050024:415, 25:28:050024:417, 25:28:050024:435;
- в районе дома 7 по ул. Радиостанция, с кадастровыми номерами: 25:28:050024:408, 25:28:050024:409;
- в районе дома 44 по ул. Воровского, с кадастровым номером 25:28:050027:497;
- в районе дома 64 по ул. Фанзавод, с кадастровым номером 25:28:050028:230.
Согласно заявлению дачного товарищества указанные земельные участки в количестве 40 шт., общей площадью 56 838 кв.м, испрашивались заявителем для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства) в аренду на 49 лет.
По результатам рассмотрения данного обращения Департамент направил заявителю письмо от 10.11.2010 N 29/01-20-18707, в котором сообщил о принятом решении об отказе заявителю в предоставлении указанных земельных участков, указав на отсутствие полномочий по распоряжению участками лесного фонда, к числу которых по сведениям Департамента относятся спорные участки (территория лесного фонда Владивостокского лесничества, Садгородского участкового лесничества (защитные леса, площадь участков покрыта лесом)).
Дачное товарищество, полагая, что названное решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка противоречит земельному законодательству, нарушает его права и создает препятствия в осуществлении принадлежащего ему права на получение земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении настоящего спора арбитражными судами установлено, что согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам спорных земельных участков они полностью располагаются на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - ведение дачного хозяйства. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспаривались.
Помимо этого, письмами Владивостокского филиала КГУ "Приморское лесничество" от 27.10.2009 N 933, от 09.11.2010 N 1700, от 22.03.2010 N 242, от 23.04.2010 N 479, от 02.04.2010 N 333 подтверждается, что испрашиваемые заявителем земельные участки находятся на территории, не входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ Департамента в предоставлении дачному товариществу испрашиваемых земельных участков обусловлен именно фактом их отнесения к землям лесного фонда, арбитражные суды правомерно сделали вывод о незаконности такого отказа, поскольку в ходе судебного разбирательства данный факт не нашел своего подтверждения.
Иные обстоятельства, препятствующие, по мнению заявителя жалобы, распоряжению спорными участками, в том числе об их отнесении частично к землям рекреационного назначения, к особо охраняемым природным территориям, о расположении участков в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, в запретной зоне, в прибрежной зоне, а также о наличии прав третьих лиц на данные участки, не указывались Департаментом в качестве оснований для оспариваемого отказа в предоставлении участков дачному товариществу, поэтому не могли повлиять на правовую оценку законности данного отказа.
Кроме того, арбитражные суды, руководствуясь статьями 27, 42,83, 85, 93 Земельного кодекса РФ и статьей 6 Водного кодекса РФ, указали на недоказанность Департаментом наличия таких препятствий исходя из целей предоставления земельных участков (ведение дачного хозяйства) и испрашиваемого права на них (аренда).
Установив незаконность оспариваемого решения Департамента об отказе в предоставлении дачному товариществу испрашиваемых земельных участков арбитражные суды удовлетворили заявленные требования в данной части.
Выводы арбитражных судов в части недоказанности факта отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда основаны на исследовании и анализе представленных в материалы дела доказательств с учетом установленных судами фактических обстоятельств дела. Основания для иных выводов относительно категории данных участков отсутствуют, принимая во внимание определенные статьей 286 АПК РФ полномочия кассационного суда, к числу которых переоценка доказательств не относится.
Несогласие Департамента с той оценкой, на основе которой суды пришли к выводу о том, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, в данном случае не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Департамента о наличии иных оснований для отказа в предоставлении дачному товариществу испрашиваемых земельных участков, в том числе по причине расположения участков в рекреационной зоне и в границах прибрежной береговой полосы, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку данные обстоятельства основанием для оспариваемого отказа не являлись.
Рассматривая вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, арбитражные суды обязали Департамент принять решение о предоставлении дачному товариществу в аренду земельные участки и заключить с товариществом договоры аренды на срок 49 лет (с учетом изменения апелляционным судом решения суда первой инстанции в части срока действия договоров).
Между тем, арбитражными судами не учтено следующее.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Как усматривается из материалов дела, дачное товарищество обратилось в Департамент по вопросу предоставления земельных участков для целей ведения дачного хозяйства.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 той же статьи Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ) .
Далее пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Из материалов дела не усматривается, что Департаментом соблюдена процедура предоставления земельных участков, предусмотренная вышеназванными нормами закона, и данные обстоятельства арбитражными судами не устанавливались и не исследовались.
При таких обстоятельствах указание арбитражными судами в резолютивных частях судебных актов о возложений на Департамент обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов дачного товарищества путем совершения конкретных действий по предоставлению в аренду испрашиваемых земельных участков является преждевременным, поэтому решение и постановление апелляционного суда в данной части подлежат изменению.
Принимая во внимание, что Департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления заявителю в аренду спорных земельных участков исходя из их категории, целевого назначения, и испрашиваемого права с учетом положений статей 34, 81 Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, суд кассационной инстанции полагает необходимым обязать Департамент повторно рассмотреть заявление дачного товарищества в соответствии с указанными нормами.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А51-18009/2010 Арбитражного суда Приморского края в части обязания Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в установленный законом срок принять решение о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Алеутское" в аренду испрашиваемых земельных участков и заключения с заявителем договоров аренды этих участков сроком на 49 лет, изменить.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края повторно рассмотреть заявление дачного некоммерческого товарищества "Алеутское" о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду для целей ведения дачного хозяйства в соответствии порядком и сроками, установленными статьями 34, 81 Земельного кодекса РФ и нормами Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В остальной части решение суда первой инстанции от 25.01.2010 и постановление апелляционного суда от 06.04.2011 по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Гребенщиков |
Судьи |
Г.А. Камалиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.